Занятие внеурочной деятельности Быт Донских казаков

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра-имитация казачьей истории

Тема: «Занятия и быт казаков». История № 3».

Цель занятия: Воспитание патриотизма средствами краеведения.

Знакомство с традициями казаков: в быту, семье, воспитании детей.

Оборудование: прялка; плетень; муляжи овощей; плётка; корзина с лоскутками; столик и пышки; рушник; конь-игрушка 3 шт.; казачьи костюмы; удочки-2 шт; листы А-3 с рисунками; картинки; угрь; куклы-шнуровки, куклы из лоскутков.

Действующие лица:

  1. Казачка 1:

  2. Казак:

  3. Казак 2:

  4. Лиза:

  5. Петя:

  6. Папа:

  7. Мама:

  8. Бабушка:

  9. Дедушка:

  10. Витька:

Ход мероприятия.

Распределение по группам:

1 «Бабушкина команда»

2 «Папина команда» -

3 «Дедушкины помощники»-

4 «Мамины помощники»;

Казачка: Здравствуйте, люди добрые!

Рады Вас встречать- величать.

В нашей горнице, поклоном встречать!

И беседу начинать… (поклон)

Казак: А добрая беседа всегда найдёт соседа.

Чтоб народу долго жить,

Прошлое нельзя забыть.

Казачка: В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их, и дерево погибнет».

Казачка:Так и народ, не знающий своей истории, обречён на исчезновение.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к донским казакам, в станицу Раздольное. Мы увидим занятия и быт донских казаков, познакомимся с детскими играми на примере простой казачьей семьи.

Казак: Жила- была в селе Раздольном дружная семья Мелеховых. Знакомьтесь!

Казачка: Фёдор Иванович и Анна Петровна, родоначальники дружной семьи (кланяются); их сын- Григорий Фёдорович, жена- Екатерина Егоровна (кланяются); дети: сын Пётр и дочь Елизавета. Учитель: А чем занимаются казаки и казачки в станице Раздольное? Какие казачьи ремёсла можно встретить? Расскажите нам и покажите!

Казак: Нет цены казачкам нашим.

Прядут и вяжут от души

И сказку школярам расскажут.

В делах домашних хороши.

А сидя на коне верхом с арканом, самострелом,

Вмиг защитят семью и дом, и сеют хлеб умело.

Казачка: Казаки - народ лихой, главное, мастеровой.

Коль живём мы у реки, все у нас здесь - рыбаки,

Шьёт сапожник сапоги, справят печку печники,

И взрослым весело, умело в труде помогут дети смело.

Казак Григорий Фёдорович:

Возле церкви, у реки кузнец куёт подковы.

А ребята-пастухи лодку смолят снова.

Торговля, охота и плетенье

В мирное время - вот наши уменья!

В бою казаки не робеют - любого врага одолеют,

А с товарищем-конём казак ночью и днём.

Мама Екатерина Егоровна: О жизни казачьей вам расскажет наша

история. Внимание!

Казак Григорий Фёдорович:

Эх, ма, берегись! Не зевай, посторонись!

Коль казак в поход идёт, провожай его, народ! (казак присаживается на лавку и прощается).

Вы слышали, как на Дону поют

Казачки, казаки, участники походов?

А видели, как веселятся или слёзы льют,

Друзей, припоминая и погодков?

Песня «Люблю я казаченьку»

Дедушка Фёдора Иванович:…Проводили казака в поход. Все за работу! (рассаживаются) От лени казаки хворают, а в работе здоровье закаляют. Мне, удочки надо справить, наши-то никуда не годятся. Где мой внучок?

Петя: Ой, деда, некогда! Дождь заходит. Мам, я на рыбалку! Хочу поймать угря. (Схватил пышку со стола, удочку и убежал)

Мама Екатерина Егоровна: (тарелки вытирает) Да ты орёл - пышки со стола хватать. Иди уж.

(Бабушка сматывает с Лизой пряжу в клубок)

Лиза: Деда, а почему нас называют казаками?

Дедушка Фёдора Иванович: Ох, внучка, история Дона уводит нас в далёкую древность. Слово "Казак" означает "вольный человек", удалец". Так называли себя крестьяне, которые бежали на Дон.

Мама Екатерина Егоровна: Ох, школяры, хорошо с вами, да надо птицу кормить. Утёнок мой, помогай мамке! (потрепала дочку) Цып- цып-цып. (кормит птиц)

Лиза: Это я мигом. (кладёт пряжу и помогает маме) Мама, поиграй со мной в игру «Курочка».

Мама Екатерина Егоровна:

- Пущай ребята с тобой поиграют, а я дорожки почищу. (уходит)

Учитель: Ребята, давайте разучим детскую игру «Курочка» вместе с Лизой. Как ты, курочка, по полю летаешь?

Курочка: Вот так я, курочка, по полю летаю. (машет руками, дети повторяют)

Ребята: Как ты, курочка пера в гнездо нащипаешь?

Курочка: Вот так нащипаю. (щиплет рубашку)

Учитель: Как ты, курочка, яйца наносишь?

Курочка: Вот так я яйца наношу. (садится на корточки)

Учитель: Как ты, курочка, цыплят выводишь?

Курочка: Вот вывожу. (бьёт кулаком о кулак)

Учитель: Как ты их в поле выгоняешь?

Курочка: Вот так выгоняю. (под музыку ребята передвигаются вокруг столов по парам, машут ручками-крылышками)

Петя: (Забежал Петя, который сиял счастьем, за ним бежал Витька с деревянным конём.)

Я поймал угря! Смотрите! (показывает удочку)

Витька: Какой же это угорь? Это старая осока или верёвка!

Петя: Как осока?! Не может быть! Это был угорь! Неужели он потерялся?

Бабушка Анна Петровна: Внучок, не горюй, ты видно впопыхах принял траву за угря.

Дедушка Фёдора Иванович: Говорил тебе, Петро, помогай старшим, учи казачьи занятия! Удочка твоя совсем негожая. Пока рыба на нерест не пошла, надо удочки с дедом справить и вместе рыбы наловить.

Витька: Петь! Давай с конями поиграем! (Заяц Влад)

Петя: Только ты, ведущий. А мы с ребятами у тебя поучимся?

(Игра- катание на деревянных конях под музыку).

Витька: Поднимайтесь, казаки, кто тихи, а кто лихи,

Удаль в играх показать, свои косточки размять!

Ходит конь по бережку по зелёному лужку. Ой, лю-ли по лужку-2р. Не задерживай меня, я бегу ловить коня. (присели) Ой, лю-ли да, коня-2р.

Я на быстрого взлечу.(вскочили) Поскачу, куда хочу. Ой, лю-ли, поскачу-2р. Но-о! Поскачем, мой конёк!-2 раза. Ой, лю-ли, мой конёк.-2р

Ну-ка, рысью, скакунок!- 2 раза (щёлкаем языком) скакунок.-2 р.

Стоп - послушный, Стоп - холёный.- 2 раза. Ой, лю-ли, мой холёный-2 р.

Работа в группах под музыку

Дедушка Фёдора Иванович: Когда ж мальцам занятия казачьи показать?

Учитель: Сейчас Фёдор Иванович обучите нас интересным занятиям. Присаживайтесь, гости дорогие к ребятам, а стихи вам подскажут что делать.

  1. К труду приучат с малых лет девчонку и мальчишку. (Гончарук Настя)

И в этом кроется секрет, как с детства не лениться.

Ремёслам обучиться.

Дедушка Фёдора Иванович: Вот они, мои помощники.

Учитель: Группа «Дедушкины помощники» собирают удочку.

  1. Казан проверяют по звону,

А казака по делу и слову.

Занятия казачьи постарайся отыскать

И на листе их аккуратно клеем прикреплять.

Папа Григорий Фёдорович: Это - казаки, наши помощники.

Учитель: Группа «Папины помощники» выбирают из карточек с профессиями занятия казаков и наклеивают.

  1. Беседа без нужного дела,

Что тесто без дрожжей.

Казачек занятия.

На лист наклей, и не робей.

Мама Екатерина Егоровна: Ну, это мамины помощники!

Учитель: Группа «Мамины помощники» выбирают из карточек из карточек с профессиями занятия казачек и наклеивают.

  1. В забавах детских нужно пользу отыскать

И чтоб девчонкам и мальчишкам было весело играть.

Игрушки постарайся ты собрать, чтобы старшим помогать.

Бабушка Анна Петровна: А с бабушкиными помощниками, мы сделаем кукол из моих лоскутков и оденем маленького казачка.

Учитель: Группа «Бабушкины помощники» освоят полезные детские занятия. Научаться одевать малышей и сделают тряпичных куколок.

(Ребята делают поделки под музыку)

Итог урока.

Отчёт группы: «Дедушкины помощники»:

- Что вы собрали. Для чего она казакам? (Командир группы цепляет удочку на крючок)

Отчёт группы «Папины помощники»: - Назови ремёсла (занятия) казаков. (Дети называют их по очереди, командир группы прикрепляет лист, на доску).

Отчёт группы «Мамины помощники»: - Назови занятия казачек. (Дети называют их по очереди, командир группы прикрепляет лист, на доску).

(Командир группы выходит с листом, на котором занятия казачек)

Отчёт группы «Бабушкины помощники»: - Какими куклами могли играться дети? (тряпичными, соломенными) А кто помогал одеваться малышам, ухаживал за ними, когда родители на работе? (Ученики прикрепляют кукол на доску)

Учитель: - Наш урок подошёл к концу. О чём мы говорили на уроке? (О занятиях казаков, казачек). А кто помогал нам? (казаки из станицы Раздольное). Отличаются их одежда от нашей? Посмотрите, на них. На следующем уроке, мы познакомимся с историей казачьего костюма. А в заключении все вместе споём песню:

«Эх, донские казаки»

- Новые открытия ждут нас!

Список используемых источников:


  1. Ю. А. Жданов « Природа Донского края» Ростовское книжное издательство 1975г.

  2. Хрестоматия по истории казачества. Ростов-на-Дону 1992г.

  3. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. - 184с.

  4. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 144с.("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.1)

  5. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. - 98с.


© 2010-2022