ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








методическая разработка проведения урока РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ





Хочу рассказать

о

родном крае

(сочинение)


Автор:

Радионова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №8 им. А.Г.Ломакина,

г. Таганрог, Ростовской обл.


Таганрог-2014







Пояснительная записка



Для получения более эффективных результатов этого урока в течение года желательно провести подготовительную работу. На уроках внеклассного чтения изучаются следующие произведения из Хрестоматии для чтения в 1-4 классах «Литература Дона»: - Стихотворения А.В. Софронова «Донской каравай», А.И. Недогонова «Вечер в станице», А.Г. Гарнакерьяна «В дороге», Н.К. Доризо «Песня о Доне», отрывки из романа «Тихий Дон» М. Шолохова; - отрывки из рассказов А.П. Чехова, рассказы Г.С. Колесникова «Прудовые санитары», «Операция «Сорокино гнездо», «По морям, по волнам», «Разноцветные воробьи», «Ежиная беда»; - фрагменты из произведения «Памятники Дона» В.И. Андрианова и А.Г. Терещенко, «На просторах дикого поля» А.Н. Скрипова, «В старом Ростове» С.Д. Швецова и т. п. В читательский дневник заносятся цитаты из произведений, передающие красоту и богатство Донского края, эпитеты, сравнения… На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с репродукциями известных художников, изобразивших пейзажи степей, полей, лугов. Предполагается проведение экскурсий в природу. Ведутся дневники наблюдений. Но проведение урока возможно также и без тщательной подготовки. Урок рассчитан для учащихся 3-4 классов.



















Тема урока: Хочу рассказать о родном крае (обучение написанию сочинения). Количество часов, отводимых на письмо: 1-2 (в зависимости от уровня подготовленности класса).
Цель урока: обучить приёмам написания письма. Задачи: 1. Обучающие: - формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать на родном языке. 2. Развивающие: - создание условий для развития воображения, фантазии, творческой активности учащихся; - формирование коммуникативных навыков. 3. Воспитательные: - формирование потребности пользоваться всем языковым богатством; - формирование эстетического отношения к слову; - воспитание чувства гордости к родному краю.
Материалы и оборудование: - Доска, компьютер, проектор, экран. - Хрестоматия для чтения в 1-4 классах «Литература Дона» у каждой группы. - Читательские дневники учащихся. - Дневники наблюдений за природой. - Репродукции картин с изображением пейзажа, фотографии Донского края. - Конверты с заданиями для каждой группы (листы передвижений, памятки по написанию писем, листки впечатлений).
В начале урока обучающиеся делятся на группы по усмотрению учителя.

Ход урока. I. Орг. момент. Подготовленный ученик из старших классов стучится в дверь, входит и читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Почта»:
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке?





Это он, Это он, Ленинградский почтальон У него Сегодня много Писем В сумке на боку. - Из Ташкента, Таганрога, Из Тамбова И Баку. В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Всё разнес по адресам.
II. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришёл почтальон и принёс письмо от наших сверстников из г. Санкт-Петербурга. Почтальон: - Но прежде, чем я отдам вам письмо, вы должны ответить на несколько моих вопросов: - Назовите произведение, из которого я прибыл. Кто автор? ( «Почта», С. Маршак) - Как называется человек, который пишет письмо? (Адресант) - Ребята, кто из вас писал письма? Кому вы писали? (Ответы детей) - А как называется тот, кто кому адресовано письмо? (Адресат) - С какой целью вы писали письмо?

- Давайте вспомним, какие литературные герои тоже писали письма, кому, с какой целью? В результате совместной работы на доске появляется примерная таблица:











Автор произведения

Название произведения

Адресант (тот, кто пишет)

Адресат (тот, кому пишут)

Цель письма А.П. Чехов «Ванька» Ванька Дедушка Константин Макарович Попросить о помощи Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» Дядя Федор Родители: папа и мама Успокоить, рассказать, что все хорошо. Попросить фоторужье для Шарика. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» Чиполлоне Чиполлино Сообщить о болезни Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» Дамблдор Гарри Поттер Пригласить Гарри на учёбу в Хогвардс
Почтальон: - Молодцы, ребята, теперь я могу со спокойным сердцем вам отдать письмо, ну а мне пора в путь, разносить телеграммы и посылки.
III. Чтение письма подготовленным учеником (на экране дети видят рукописный текст).

Здравствуйте, дорогие сверстники из города Таганрога! Пишут Вам ученики из школы № 123 г. Санкт-Петербурга. Сегодня на уроке литературного чтения мы читали рассказ А.П. Чехова «Степь». Мы были поражены пейзажем, описанным в рассказе. Мы живём в холодном северном климате, поэтому нам очень хочется больше узнать, как вы проводите летние каникулы в вашем прекрасном крае. Давайте будем писать друг другу письма-сочинения о природе, животных, рассказывать интересные истории из жизни. Надеемся, что наша идея придётся вам по душе. Будем с нетерпением ждать ваших писем!

Ваши друзья третьеклассники.

12.04.2014 г.







- Попробуем написать письмо? (Да) - Сегодня мы с вами будем учиться писать личное письмо. Личное письмо отличается эмоциональностью, непринуждённостью, разговорным стилем.


IV. Знакомство с композицией письма. - Посмотрите, как написано письмо? (Аккуратным почерком, без помарок…) И вы, ребята, старайтесь писать красиво и грамотно. - Обратите внимание, с чего начато письмо? (С обращения, приветствия, которое обычно пишется посредине) - А как можно нам можно обратиться к ребятам? (Друзья, уважаемые ребята, дорогой друг; привет, здравствуйте, добрый день и т. д.) - Как надо закончить письмо? (Приглашением в гости, добрыми пожеланиями, подписаться, поставить дату и т. п.)
- Что необходимо хорошо продумать? (О чём будем писать) - О родном крае можно говорить и писать очень много.
V. Работа над содержанием. - Какие произведения литературы и искусства помогут вам передать всю красоту Донского края? Стихотворения А.В. Софронова «Донской каравай», А.И. Недогонова «Вечер в станице», А.Г. Гарнакерьяна «В дороге», Н.К. Доризо «Песня о Доне», отрывки из романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова, картины известных художников И. Шишкина «Рожь» и т.д.
-Зачитайте, пожалуйста, цитаты из произведений, которые в течение года записывали в читательские дневники. «Дон величаво несёт зеленоватые, просвечивающие голубизной воды мимо меловых отрогов прибрежных гор..», «Степь на многие вёрсты оделась колышущимся серебром… Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен», «И солнца свет роняет след над золотой стернёю», «И видно было из окна, как воды Дона волновала лучом серебряным луна», «Где-то над дальним безбрежьем степным то ли клубится туман, то ли дым. В этих просторах бездонно-бескрайних есть новизна, неразгаданность, тайна»…
- Посмотрите на фотографии родного края (Приложение 1) - Знакомы ли вам эти пейзажи?







-Рассмотрите картину: ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель может выбрать любую картину Донского края. (См. приложение 1). - Приходилось ли вам наблюдать в природе такую картину? (Да, мы наблюдали приближение грозы…) - Представьте себе, что вы оказались сейчас на берегу этой реки, пофантазируйте, что могло произойти дальше. (Про себя) - Сейчас мы с вами постараемся стать героями этого сюжета.
- Достаньте из конверта лист «передвижений». В первый столбик запишите всё, что видите на картине (им. сущ.) Каждый человек пишет по 1-2 слова и передаёт следующему. Время - 1-2 минуты.
- Во второй столбик запишите звуки, которые можно услышать. (Каждый ученик пишет по 1-2 слова и передаёт следующему. Время - 1-2 минуты).
- В третий столбик запишите, в какие цвета, оттенки окрашен пейзаж. (Каждый пишет по 1-2 слова и передаёт следующему. Время - 1-2 минуты).
- В третьем столбике запишите слова, передающие настроение автора, постарайтесь передать своё отношение к увиденному. (Каждый пишет по 1-2 слова и передаёт следующему. Время - 1-2 минуты).

Лист «передвижений»

Всё, что видим на картине

Звуки природы

Краски природы

Чувства и эмоции








- Мы с вами делили картину на части, а теперь необходимо соединить все части в пары, тройки… (3-4 минуты)
- В ваших конвертах лежит памятка по написанию письма. Достаньте её и ознакомьтесь ещё раз: а) Приветствие, обращение к адресату. б) Основная часть. в) Заключение. г) Дата, время, место написания письма. В течение 10 минут создайте своё сочинение-письмо, адресованное нашим друзьям. Рассказ необходимо вести от первого лица. Постарайтесь, чтобы письмо было в форме интересной беседы. Это получится, если вы передадите на бумаге свои воспоминания, чувства, эмоции. - Определите, кто будет писать (тот, кто умеет писать быстро и разборчиво).
-Кто готов - встают.
- Вся группа выходит к доске и читает своё письмо-сочинение. Пример письма:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы хотим вам рассказать, как нас застала гроза. Однажды летом мы пришли на речку. В ярком сиянии солнца искрилась зелёным ковром земля. Воздух был наполнен душистым запахом луговых трав. Зеркальная гладь реки так и манила занырнуть в неё с головой. Лёгкий ветерок выделывал небывалые чудеса с облаками. То закручивал их в барашки, то придавал им причудливые формы, то превращал в замысловатые снежные вершины. Постепенно голубое небо стало темнеть и опускаться над головой. И, наконец, стало каким-то грозным, тяжёлым. Солнце скрылось за огромной чёрной тучей. Раздался оглушающий раскат грома. Совсем рядом сверкнула молния, разрезавшая потемневшее небо, как острый нож. Мы стремглав кинулись домой. И не успели… Пошёл ливень. Нам казалось, что кто-то сверху вёдрами выливает на нас воду. Да, это была настоящая гроза! До дома было ещё далеко, а укрыться было негде. Нам всем даже стало немного страшно. В дом мы вбежали насквозь мокрые, но весёлые и счастливые. Надеемся, что Вы приедете к нам в гости, чтобы увидеть своими глазами всю красоту нашего края и получить массу ярких впечатлений! С нетерпением ждём Вашего ответа.

Ваш весёлый 4-б.

15.04.2014 г.

Учитель: - Подумайте, какова главная мысль письма. (Сначала отвечают дети из других групп). Далее - выступление остальных групп.
VI. Итог урока.

  1. Саморефлексия:
Достаньте из конвертов «Листки впечатлений». Оцените свою работу: (Дети чертят отрезки) - Насколько высока сегодня ваша творческая мысль? - Насколько сегодня вы были творчески активны в группе? - Насколько вы были сегодня внимательны к мнению других членов группы?

Листок впечатлений


1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________

2. -Кому сегодня вы хотели бы выразить слова благодарности? (Учителю, почтальону, какой-либо группе, всем детям…)

  1. Проверка уровня достижения цели урока:
-Что сегодня вы узнали нового? Чему научились? -Как вы думаете, почему люди стали мало писать письма? (Есть телефоны, Skype …) - Кому особенно сейчас приятно получать письма? (Бабушкам, дедушкам…) - Будете ли вы писать письма?
VII. Домашнее задание по выбору учащегося. (Домашнее задание должно быть мотивировано на выполнение!):
  1. Если вы добрые внимательные и отзывчивые дети, то напишите письмо своим близким.
  2. Если вы любите свою семью, узнайте у своих родителей, хранят ли они письма, есть ли письма с фронта.
  3. Если вы любознательные и владеете компьютером, найдите информацию о том, как появилось письмо, как выглядели первые письма, какие бывают письма.
  4. Всем: принести чистый конверт.

Приложение 1

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сергей Мухин «Донская степь»

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Донские протоки»

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курицын Сергей

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Евгений Ильин «Донская красота»

images.yandex.ru/yandsearch?p

© 2010-2022