Первые итоги введения ФГОС в начальной школе (из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Первые итоги введения ФГОС в начальной школе (из опыта работы). Подготовила учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К. Д. Воробьёва» г. Курска Черных Ольга Ивановна.


Слово ФГОС постепенно входит в нашу жизнь и становится привычным. Проделана огромная работа по подготовке к введению новых образовательных стандартов, разработано и написано много нормативных документов, сопровождающих ФГОС, улучшилось материально-техническое оснащение образовательных учреждений. И вот уже заканчивается третий год обучения моих ребят по новым стандартам. Как прошли эти три года? С чем подошли дети к концу третьего класса? Можно ли говорить о каких-либо результатах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести можно уже сейчас. Новый стандарт ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности и общества. Делается акцент не на предметный, а на личностный результат. Прежде всего важна личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Изменился сам подход к обучению и воспитанию, в корне поменялись уроки, их структура. Уже с первого класса мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения и даже самостоятельно давать оценку своей деятельности. Оказывается, семилетний ребенок способен сформулировать и тему, и проблему; главное - грамотно подвести его к этому. И в этом состоит функция нового учителя, который теперь не транслятор знаний, а направляющая сила ребенка. В новых ФГОС большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на других уроках. Неужели это возможно в первом классе? Вот пример из практики. На уроках обучения грамоте мы проходим букву « О». Идёт лексическая и звукобуквенная работа над словом «осень». Эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года». На уроке музыки - слушаем произведения об осени. На уроках ИЗО- рисуем осень. На уроке технологии делаем сюжетную аппликацию из бумаги с использованием природного материала по теме «Осень». В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии. Кстати, о проектах. Проектный и исследовательский метод - один из основных в новом обучении. Оказывается, уже в первом классе дети способны делать проекты. Это и рисунки, и поделки, книжки-малышки, кроссворды и даже небольшие презентации! В моём классе стало традицией проводить Научно-практические конференции, где обучающиеся защищают свои проекты перед одноклассниками или родителями, и надо сказать, весьма небезуспешно. Сейчас в современной школе широко используются компьютерные технологии. У многих учителей есть оборудованное компьютерное место. Работать на компьютерах, ноутбуках учатся и обучающиеся. Дети под руководством учителя, с помощью родителей и даже самостоятельно, находят нужную информацию в интернете, обрабатывают её , готовят презентации и демонстрируют их своим одноклассникам .Затем идёт оценка их работы детьми . Безусловно, детям стало интереснее в школе, они стали свободнее себя чувствовать. Новые программы дают возможность более глубоко изучать материал. Ребята знакомятся с разными источниками информации и умеют с ними работать. Самостоятельно добывают новые знания, посещая библиотеки , исследуя энциклопедии ,научную литературу, интернет . В рамках введения ФГОС усилилась роль внеурочной деятельности. Она позволяет развивать творческие способности детей, формировать у них активную жизненную позицию. Дети учатся быть самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах людьми, умеющими общаться. Итак, первые результаты введения стандартов очевидны. Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка; возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться. И надеюсь, что все перечисленные изменения уже положительно влияют на качество образования в начальной школе. И сегодня, говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, я хочу обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулась в ходе реализации ФГОС. Конечно, возникали трудности и с приобретением техники, и с её освоением. Много спорных вопросов вызывал режим работы внеурочной деятельности, много сил потрачено на составление расписания, которое не вызывало бы перегрузку детей. Всё это уже позади. Но вот один вопрос на сегодняшний день для нас остаётся весьма актуальным и открытым. Это сам Учитель. Его психологическая готовность к работе по новым стандартам. В этом я вижу одну из важных проблем и эта проблема не только школьного уровня. Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь, прежде всего, на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но большого опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они проходят соответствующую курсовую подготовку). Нужно перестроить себя, всю наработанную годами систему преподавания. Это не так-то просто. Программы - это документы, документы - это бумаги. Их много. Основная деятельность учителя - урок, т.е. практика. Педагоги при таких изменениях в работе мало думают о себе и своем психологическом здоровье, а это очень важный аспект в работе, так как психологическое здоровье очень сильно влияет на взаимоотношения как с детьми, так и с коллегами. И конечно, очень важна роль педагога-психолога. Уже понятно, что такой специалист школе необходим. И работа его важна и нужна не только детскому коллективу, но любому учителю. Учителя начальных классов нашей школы с оптимизмом смотрят в будущее. Впереди еще четвёртый класс, а там уже можно будет говорить о более серьезных результатах. Крылатым стало выражение: школа такова, каков учитель. Многое зависит лично от каждого учителя. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и модернизироваться. Только от него зависит, станут ли новые ФГОСы действующими и действенными, или всё останется только на бумаге.

© 2010-2022