Урок русского языкаИмя прилагательное

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цели:
1. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число
2. Продолжить работу над развитием речи, словообразованием, лексическим значением слов. Развивать интерес к русскому языку.
3. Воспитывать внимание, доброе, уважительное отношение к людям.

1. Организационный момент.
- Какой урок?
-Чему мы учимся на уроках русского языка?

2.- Прослушайте 2 текста( один с прилагательными, другой без прилагательных). Найдите сходство и различие, озаглавьте, выберите лучший.

На ( мёрзлую) землю легла зима. Деревья украсила ( пушистым ) инеем. Реки покрыла ( твёрдым хрустальным ) льдом. В ( сказочный) наряд нарядила лес. ( Гибкие ) стволы над ( лесными ) дорогами согнулись (кружевными) арками.
В (зимнем) лесу много (звериных и птичьих) следов. В (мягких осиновых) стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с (длинными тонкими) ветвями.
На (пушистом) снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им (главным зимним) кормом.

3. Дети отвечают на вопросы учителя.
- Сходство текстов (тема: «Зима»).
- Различие (виды текстов).
- Озаглавьте текст.
- Какой понравился? Почему?
- Какую часть речи пользуется автор для описания зимы? (им. прил.)
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
На экране: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

4. Обобщение знаний.
- Что такое имя прилагательное? ( Правило )
- Каким членом предложения является?
- Для чего нужна эта часть речи?
- С каким словом связана?

5. На экране: текст с именами прилагательными
Дети находят словосочетания: прилагательное + существительное.

6. Преобразование частей речи.
Давайте учиться у мастеров слова, поэтов и писателей, использовать имена прилагательные в своей речи.
Все, даже самые великие, писатели начинали свою работу с работы над словом.
- С помощью чего образуются новые слова? ( с помощью приставки и суффикса)
Большинство русских слов образуется при помощи суффиксов от основных, уже имеющихся в языке слов.
На экране: имена существительные.
Внимание, сила, наблюдение, слабость, ум, зло, рассудок, доброта, любопытство.
- Какой частью речи являются все эти слова?
- Образуйте от данных существительных имена прилагательные, которые
будут обозначать признаки человека и запишите их.
- Что поможет вам в этой работе? ( вопрос: какой?)
Проверка.
На экране: имена прилагательные
Внимательный, сильный, наблюдательный, слабый, умный, злой, рассудительный, бодрый, любопытный.
- На какое слово обратила внимание ваша орфорграфическая зоркость?
(рассудок). Объяснение орфограммы.
- Девочки подберут синонимы к именам прилагательным.
- Мальчики - антонимы.
- Какие из этих качеств положительные, какие отрицательные?
- Какими качествами должен обладать писатель?
Давайте развивать эти качества в себе.
- На какой вопрос отвечают наши прилагательные? (какой?)
- Какие окончания они имеют?
- В каком роде стоят?
- В каком числе и падеже?
Что можно сказать об им. прил. м. р., ед. ч., Им. пад.? ( н.ф.)

7.Обобщение знаний о начальной форме имени прилагательного.
На экране: н.ф.
(какой?)
ой ый ий
м.р., Им. пад., ед.ч.
В каких ещё родах может употребляться имя прилагательное? ( ж.р., ср.р.)
Что мы знаем о прилагательных женского и среднего рода?


8. Распределение имён прилагательных по родам.
На экране: м.р. ж.р. ср.р.
(какой?) (какая?) (какое?)
ой ый ий ая яя ое ее
На экране: словосочетания.
Больш… сугроб, тёпл… покрывало, елов… ветка, пушист… снег, стар… ель,
син… небо, глубок… овраг, радостн… настроение, зимн… дорога.
- Из словосочетаний выпишите только имена прилагательные, вставив
окончания и распределив слова в 3 столбика.
- По какому принципу вы сделаете это распределение? (по родам)
Проверка.
На экране: м.р. ж.р. ср.р.
большой еловая тёплое
пушистый старая синее
глубокий зимняя радостное
- Какие встретились орфограммы?
- От чего зависит окончание прилагательного?
- В каком числе стоят все наши имена прилагательные? в ед.ч.)
- Устно поставьте их во множественное число.
- Что поможет? (вопрос какие?)
- Какие окончания у всех прилагательных множественного числа?
- Какой можно сделать вывод?
Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются!
На экране: мн.ч.
какие?
ые ие

9. Физминутка.

10. Творческое разно-уровневое задание по цепочкам.
1. 2. 3.
белоснежный … зима (какая?) … Составить
чудесная … солнце (какое?) … свой текст
лёгкое … ветер (какой?) … о зиме.
Дети работают под музыку.
Проверка.

11. Наша страна славится великими поэтами и писателями, один из которых
А.М. Горький. С его творчеством вы познакомитесь в средней школе.
На экране: 1) Портрет А.М. Горького
2) Текст
- Ребята! Я хочу прочитать обращение писателя к вам - детям.

Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь внимательными, чуткими, вежливыми и отзывчивыми.
Будьте здоровыми, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честными и сильными.
А.М. Горький

- Сколько хороших и тёплых слов пожелал вам автор! И многие из них…? (имена прилагательные)
- Давайте найдём их и объясним значение некоторых слов.

12. Работа над лексическим значением слов.
Внимательный -
Чуткий -
Вежливый -
Отзывчивый -
Честный -

Итог.
Ребята! Я очень хочу, чтобы вы были добрыми, честными, отзывчивыми, лёгкими и приятными в общении. Пусть всё самое хорошее, что есть в каждом из вас, не растеряется ни в средней школе, ни во взрослой жизни. И кем бы вы ни стали в будущем: водителем, строителем, бизнесменом - важно всегда оставаться хорошим человеком.
Я надеюсь, что каждый из вас в своей душе, в своём сердце открыл дверку для этой замечательной части речи, которая отвечает за красоту и богатство нашего языка. А закончить наш урок я хочу именами прилагательными из известной песни:
Так будьте счастливы, друзья мои!
Пусть будут ясными все ваши дни!
Пусть ваши чувства будут сильными,
Дела красивыми, сердца достойными любви!



© 2010-2022