Обобщение педагогического опыта по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование ситуации успеха в личностно- ориентированном обучении. Ученье - свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Однако часто приходится слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на занятиях. Почему это происходит? Ребенок, идя на занятии, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны педагогов и своих сверстников. Крушение этого светлого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит на занятия преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виноваты ли в этом педагоги или их методы обучения? Какую роль при этом играет педагог? Может ли педагог сформировать интерес у воспитанников к учебному процессу и при помощи чего? На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ученику ситуацию успеха. Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать и меня. Из чего же состоит ситуация успеха? Это эмоционально психологическая ситуация, коммуникативная сторона учения, опора на потенциальные возможности. творческая деятельность. Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально -психологическая атмосфера урока. На мой взгляд, ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло. В своей работе стараюсь использовать комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность. Приём «Эмоциональное поглаживание» позволяет установить эмоционального контакт с детьми. На уроках математики и русского языка я часто использую прием «Анонсирование».Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребёнок. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах На уроках литературного чтения использую прием «Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности. Мой любимый приём «Эмоциональный всплеск». Эмоциональное слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. Вторая составляющая ситуации успеха- это коммуникативная сторона процесса обучения, т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Это «учитель - ученики» (при изучении нового материала), «ученик - ученик» (парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик- учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником). Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает детей к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку. Моя задача - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом. Чтобы воспитывать ребят успехом, пробуждать в них старание к достижениям я опираюсь на третью составляющую ситуацию успеха - на потенциальные возможности ребенка. Я обязана обеспечить детям условия для успешного выполнения задания, осуществить индивидуальный и дифференцируемый подход к обучению. При этом в пары и микрогруппы я объединяю детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задания своим темпом. Деятельность учащихся подкрепляю словами: «Уверена, что у тебя сегодня всё получится», «Ты на совесть потрудился, я тобой горжусь», «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично», «Ты сделаешь это не хуже других». С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха лежит четвертая составляющая- творческая деятельность. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё отношение к миру. Творческую деятельность я рассматриваю как • творчество как процесс развлечения, игры; • творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности; • творчество как особая форма коммуникации. Использование технологии развивающего обучения позволяет включить учащихся в творческую деятельность. С этой целью планирую на уроках вопросы общего характера, которые позволяют выразить разные точки зрения. На проблемные вопросы начинают отвечать неуверенные дети, таким образом они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации урока каждый ребёнок может и должен иметь успех деятельности, контролировать свои знания, свои возможности. На мой взгляд, одним из наиболее эффектных методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектов, который использую на уроках ИЗО, технологии, литературного чтения, уроках окружающего мира. Показателем результативности моей работы в данном направлении является диагностика эмоционального отношения учащихся к учебным предметам. Данная диагностика проводилась совместно с психологом школы. Мы видим, эмоциональное отношение к учебным предметам возрастает с каждым годом. В связи с этим вырастает и качество обучения по предметам. Мои ученики показали высокие результаты в школьных олимпиадах, есть победитель муниципального этапа по окружающему миру. В исследовательских проектах на школьном уровне мои ученики заняли все призовые места, а Химченко Денис занял третье место в исследовательском проекте регионального конкурса "Малая академия". Опыт по теме "Моделирование ситуации успеха в личностно- ориентированном обучении" был распространен через систему уроков школы передового опыта, где были отражены приемы и методы моделирования ситуации успеха на уроке, а в методическом сборнике "Интеграция учебной и внеурочной деятельности" ИПК ПРО г. Ульяновск 2014г описаны приемы создания ситуации успеха во внеурочной деятельности. Материалы моего педопыта размещены на сайте Я учитель. А на школьном сайте размещены разработки уроков. В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха складывается из эмоционально психологической ситуации на уроке, коммуникативной стороны обучения, опоры на потенциальные возможности учащихся и творческую деятельность. Таким образом, моя концепция, основанная на личностно ориентированном подходе к ученику, даёт возможность: - добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать её практически значимой; - обеспечить индивидуальный подход к учащимся; - способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка; - развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников; - создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.



© 2010-2022