- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Рыбы
Конспект урока по окружающему миру на тему Рыбы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сибигатулина В.Р. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по окружающему миру на тему «Рыбы»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с обитателями водоёмов (рыбы), образом их жизни.
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира, различать признаки данного вида животных.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: создать условия для развития умений логически выстраивать результаты изученного на уроке, для формирования умений рефлексии и сравнения.
Регулятивные: стимулировать учащихся к планированию своих действий; прогнозировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: способствовать выработке умений коллективной учебной работы. Стимулировать потребность в пользовании дополнительными источниками информации.
Личностные: стимулировать эмоциональные отношения, заинтересовывать в решении социальных экологических задач.
Оборудование: ИКТ, рабочие тетради, учебник, индивидуальные карточки.
Планируемые результаты учащихся: учатся различать обитателей водоёмов; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Ход урока.
1- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2 - Проверка домашнего задания.
3. Самоопределение к деятельности
-Перечислите животных живого уголка.
-О каком животном вы приготовили рассказ? (Учитель заслушивает подготовленные рассказы детей)
Кто одни из самых многочисленных интересных жителей воды?
-Расшифруйте слова на доске и вы поймёте, о ком пойдёт сегодня речь.
МОС, ШРЁ, ЗАНАС, КАЩУ, ТИК, ПАРК (сом, ёрш, сазан, щука, кит, карп ) Плавно под мостиком Я виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть - не говорю, Глаза есть - не мигаю, Крылья есть - не летаю. (Рыба.)
-
Где они обитают?
(в озёрах, прудах, реках, и океанах и даже в аквариумах)
-
У кого из вас есть дома аквариум?
-
Какие рыбки есть у тебя, как ты за ними ухаживаешь?
-
Какие цели, задачи мы поставили перед собой сегодня на уроке?
(рассмотреть рыб их строение, приспособление к водной среде, Чем питаются, как
размножаются)
Физминутка для глаз.
4 Работа над темой урока
- Что вы знаете о рыбах? (Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков).
- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.
- Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы». Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)
- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)
- Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)
- Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.
- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? (Покров из чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище - в хвост).
Дополнение учителя:
- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?
- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
- Давайте рассмотрим строение тела рыб. Как располагается на теле рыбы чешуя?
- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы.
- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.
- А на какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (В каких водоёмах обитают?)
- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках.
Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж.
- Среди рыб есть «рекордсмены». Что обозначает это слово?
- Самая огромная рыба на Земле - китовая акула: длина её до 20 метров.
Самая крупная речная рыба - сом. Длина этого хищника достигает 5 м, а масса более 300 кг. А доживает до 40 лет.
Самой морозостойкой рыбой является редкая рыба даллия, или чёрная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоёмы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лёд. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!
«Рекордсмен» по прыжкам среди рыб - сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 м.
В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое, рыбака плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними половинками - за дном. Видит, что наверху и что внизу,- ничего не проглядит!
Пиранья - по-португальски значит «пират». У этих с виду безобидных рыбок мощные, как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их надо осторожно.
5 Работа по обучающей структуре МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР
Мы очень много узнали сегодня про рыб, а сейчас мы проверим свои знания о рыбах
Каждый из вас возьмёт лист А4, сложите лист вчетверо. Согните внутренний угол листочка в форме треугольника, раскройте и прочертите линии сгиба. Озаглавьте 4 квадранта «Обязательные характеристики», «Необязательные характеристики», «Примеры», «Анти-примеры»
Обязательные характеристики
РЫБЫ
Необязательные характеристики
Примеры
Анти-примеры
-Вы должны написать максимальное количество обязательных характеристик рыб, которые для рыб жизненно-важные (н/р жабры, плавники и т.д.), а затем несущественно-важные характеристики в поле «Необязательные» (н/р наличие чешуи), «Примеры» (н/р осётр, карп, сом, рыба-меч и т.д.) должны включать все обязательные характеристики, а вот «Анти-примеры» могут включать и обязательные и необязательные характеристики, но примером данного понятия не являются (пингвин, крокодил, морской конёк). Вам даю 4 минуты на эту работу. Листочки подпишите и сдайте.
6. - Физминутка.
Рыбки весело резвятся,
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя не знает дно морское.
7. - Работа с учебником (с.92)
Знакомство с разнообразием рыб.
Назовите реки, которые протекают на территории нашей области?
Как называется река, которая протекает в нашем селе?
Самая большая река?
Знаете ли вы жителей реки Волги?
Какие же рыбы можно увидеть в реке.
Где же живёт акула?
Почему?
Какой вывод вы сделаете?
-Рыбы, живущие в реке, называются (речными)
Рыбы, живущие в море, называются (морскими)
Какая это рыба?
8.Подведение итога.
-Как рыбы дышат? (жабрами)
Рыбам, как и людям для дыхания необходим кислород, который они получают из воды.
-
Какую работу надо вести, чтобы сохранить и увеличить запас рыб в водоёмах.
-
Как вы понимаете слова «Голубой патруль »
Кто в него входит? -
Чем дети занимаются?
9. - Рефлексия.
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно