Использование технологии критического мышления в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»

"Критическое мышление" - это технология, которая дает освоение нового способа познания. Технология РКМ представляет собой систему методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

- умение работать с большим объёмом информации;

- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- умение решать проблемы;

- умение вырабатывать собственное мнение;

- умение выражать свои мысли ясно и уверенно;

- умение обосновывать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-умение сотрудничать и работать в группе и др.

Не все они могут работать в начальном звене, так как у детей данного возраста преобладает конкретное мышление, но часть из них можно взять для работы в младших классах.

Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и окружающего мира.

При работе с текстом я использую следующие приемы:

- чтение с остановками;

- парная мозговая атака;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- кластер.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества К. Паустовского дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о писателе и его произведениях, что узнали нового, какие его произведения читали и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

Еще один из приемов - это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Применение данных приемов на уроках чтения, окружающего мира, позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.


Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Структура занятия в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов

1 этап - "Вызов" Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

На данном этапе могут быть использованы следующие методические приёмы:

1. Парная мозговая атака.

2. Групповая мозговая атака.

3. Таблица «З-Х-У».

4. Верные и неверные утверждения.

На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление "Что хочу узнать?".

2 этап - "Осмысление" На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей должен ответить на вопросы, которые он поставил перед собой на стадии «Вызова». Здесь могут быть предложены следующие методы:

1. Инсерт

2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.

3. Чтение с остановками.

4. Дневники.

5. Бортовые журналы.

6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

3 этап - "Рефлексия" Обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть:
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• составлен синквейн, где должен отразиться смысл темы.

Как сделать так, чтобы дети на уроке сотрудничали? Все были включены в работу? Слышали друг друга, могли высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, дополнить ответ новыми фактами. Это возможно, если детей научить слышать друг друга .У учителя, начинающего работать по новой технологии РКМ возникают проблемы с тем, что:

• уч-ся без разрешения высказывают (выкрикивают) свои мысли по поводу выполнения задания;

• перебивают друг друга;

• не слушают до конца..

Для учителя основной является задача научить детей "слушать и слышать".

И еще две основные заповеди этой технологии.

• Ученикам - не повторять мысли товарищей, С одной стороны, теряется время, а с другой - дети не научатся слышать, если учитель всегда будет "переводить" их ответы. Дети отвечают тихо, невнятно - но они так и будут отвечать, зная, что их ответ всегда "переведут".

• Не допускается унижение личности отвечающего - ни учитель, ни дети не показывают своих отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой и т.д. Учащиеся во всем разбираются самостоятельно. Эта технология действительно работает. Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, нравственному и интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для формирования основ критического мышления. Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи - как устной, так и письменной.

Таким образом, уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Правилом для учеников, обучающихся по развивающим технологиям с использованием технологии критического мышления , является самостоятельное осмысление информации. Исходя из этого, в 1-4-ых классах возможно организовывать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность учеников



© 2010-2022