Урок по русскому языку во 2 классе по теме

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Цели:

  • познакомить учащихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;

  • учить правильно ставить к словам вопросы: какой? какая? какое? и отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы кто? что?;

  • обогатить речь учащихся словами, обозначающими признаки предметов;

  • способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;

  • воспитывать умение слушать и слышать через работу в паре, общение друг с другом;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: муляжи огурца, груши, свеклы, апельсина, слайды, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, запись музыки - «Вальс цветов» П.И.Чайковского, су джоки, плакат с буквами Зз, дополнительные карточки для индивидуальной работы, корзина с яблоками.

Учитель: Гайсина Р. Р.

Дата проведения: 11.02.2010 г.

Ход урока


  1. Организационный момент

Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Римма Рафаильевна. Я работаю учителем начальных классов в первой школе. А вы хотите узнать, какая я? Я добрая, веселая, справедливая, бываю строгой.

А вы какие? (спрашиваю у нескольких учеников: А ты какой)

Ребята, скажите, а какой же у вас класс?

Молодцы! Сколько красивых слов вы, оказывается, знаете!

Вот мы и познакомились!

Здравствуйте, дети! Садитесь! Слайд 1

А что значит слово «здравствуйте»? (желать здоровья, здравствовать)

Что значит здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым, не болеть?

Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить знания по русскому языку, но и собрать «корзину здоровья». Слайд 2

2.Минута чистописания

На доске слова: здоровье, зарядка, злой, забота. Слайд 3

Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ.

Сегодня на уроке повторим написание заглавной и строчной букв Зз.

Подготовим руки к письму, выполним упражнение с су джоками. Какой у вас шарик по цвету? А на ощупь? А по форме?

(массаж рук с помощью шариков)

(Пока ребята массажируют руки, рассказать про су джоки).

Ребята! Су джок - это массажный шарик, наилучший способ самопомощи. Если приобретете этот шарик и будет работать с ним дома, то будете хорошо мыслить, красиво писать. (Пока дети пишут, собрать су джоки)

(Прописывают Зз, обратить внимание на наклон, высоту заглавных букв, длину петельки у строчных букв).

Какое слово здесь лишнее, если говорить о здоровье? А, если задать вопросы, то, какое слово лишнее? Почему?

Лишнее слово у нас сегодня «злой». Уберем его. (стираю с доски)


  1. Сообщение темы и целей урока

На доске слова: (Слайд 4)

кто? девочка бодрая

что? молоко вкусное

кто? ученик закаленный

что? витамины полезные

Прочитайте слова первого столбика (1 ученик). На какие вопросы отвечают эти слова? ( кто? и что?) (вопросы высвечиваются по ходу ответов)

Как называются слова, отвечающие на вопросы кто? или что? ( имена существительные). Что обозначают имена существительные? (предмет)

Сегодня на уроке вы познакомитесь с другой частью речи, узнаете, на какие вопросы она отвечает, будете учиться находить эти слова в предложении. А как называется эта часть речи вы, наверное, скажете мне сами.

  1. Изучение нового материала

Задайте вопросы от имен существительных к словам второго столбика. кто? девочка какая? бодрая

что? молоко какое? вкусное

кто? ученик какой? закаленный

что? витамины какие? полезные

Повторите вопросы, которые вы сейчас задали (какая? какое? какой? какие?)

А теперь поработаем в группах. Каждая группа отгадает загадку. Для 1 группы:

Летом - в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою - в бочке,

Крепкие, соленые.

Что это? Огурец получает первая группа.

Какие слова вам помогли определить, что это огурец?

Для второй группы:

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.

Грушу получает вторая группа.

Для 3 группы:


С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин - Это спелый ... Третья группа получает апельсин. Какие слова помогли вам определить, что это апельсин?
Для 4 группы:

Над землей трава,
Под землей бордовая голова.

Свеклу получает четвертая группа.

Сейчас поработайте в группах. Охарактеризуйте по цвету, по размеру, по вкусу, тот овощ или фрукт, который вы получили. Посмотрим, какая группа подберет больше слов, чтобы получилась цепочка.

(Проверка. Каждый участник группы должен назвать признак овоща или фрукта.)

Сколько слов назвала 1 группа, 2 группа и т. д.?

Мы с вами описали признаки предметов и слова эти называются … как?

Откройте учебник (с. 29) и прочитайте (показать пальчиком).

Слайд 6 (высвечивается имя прилагательное)

А что же называют имена прилагательные? Найдите ответ на этот вопрос на с.29 учебника. Прочтите правило про себя, потом прочитаем вслух. Времени 1 минута!

Что же называют слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? Слайд 6 (высвечивается признак предмета)

Слайд 6 - имя прилагательное -

слова, которые называют

признаки предметов

и отвечают на вопросы

какое? какая? какой? какие?

  1. Закрепление изученного материала

Ребята! А о каком фрукте идет речь в этой загадке?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Прочитайте стихотворение самостоятельно в упражнении 269, найдите слова в этом стихотворении, которыми Яков Аким так красиво описывает какое яблоко.

Так какое же яблоко, ребята?

Значит, для чего в речи употребляются имена прилагательные? А теперь прочитает стихотворение … (читает заранее подготовленный ученик выразительно).

Кому понравилось это стихотворение? Чем оно понравилось?

Ребята, оказывается, яблоко не только полезно для здоровья, но и может подружить.

Перепишите стихотворение в тетрадь. Подчеркните волнистой линией прилагательные, характеризующие яблоко, которые вы сейчас называли.

Самопроверка.

Кто дописал, проверьте свой текст по учебнику. Поставьте оценку себе.

Физкульминутка

А теперь встаньте, отдохнем. Представьте, что вы в яблоневом саду осенью, когда яблоки созрели.

Поднимите правую ручку, потянемся за яблочком высоко вверх. Теперь поднимите левую ручку, достанем яблочко, сорвите его, подпрыгните. Представьте, что яблочко у вас в ладошках. Поднимите его вверх двумя руками, покажите солнышку. Покачайтесь, как яблоньки.

Теперь положите яблочки на парту, и в конце урока произойдет какое - то чудо.

Я буду показывать иллюстрации, а вы задавать вопросы какой? какая? какое? и подбирать имена прилагательные. Можно подобрать несколько прилагательных к одному слову.

Слайд 7- иллюстрации: лук, лимон, морковь, вишня, солнце, лес.

У каждого предмета есть свои признаки. Их необходимо подмечать, чтобы лучше представить предмет, отличать его от других предметов.

А сейчас поработаем с текстом. (Слайд 8) Прочитайте его .

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные (они даны в словах для справок).

Красив … лес. Покрыл землю … снег. Сосна стоит в … шубе. Мы любовались … лесом.

Слова для справок: белой, пушистый, зимний, сказочным.

Прочитайте оба текста (вслух) и сравните, какой лучше. А почему вам нравится второй текст? Для чего же нужны в нашей речи имена прилагательные? Почему полезно для здоровья бывать в зимнем лесу? Кто был в лесу недавно?

Перепишите в тетрадь первое и второе предложение. Подчеркните прилагательные волнистой линией. (Слайд 9)

Пока дети работают, звучит медленная музыка.

Кто закончил, поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга. Оценку поставьте на полях.

Прочитаем слова на доске: мед, душистые, трава, сладкий, поле, зеленая, ландыши, большое. (показать ландыш)

Найдите слова, которые пишутся не так, как слышатся. Как проверить слово мед? Подберите проверочное слово к слову трава. А какое слово является проверочным к слову сладкий? Как проверить слово зеленая? Подберите проверочное слово к слову большое.

Теперь найдите имена существительные, задайте устно к ним вопросы и выпишите существительные в первый столбик. Я буду писать на доске, а вы в тетрадях. Помогайте мне.

мед

трава

поле

ландыши

К каждому записанному существительному подберите имя прилагательное, подходящее по смыслу. Поставьте вопросы и запишите.

мед какой? сладкий (по вкусу)

трава какая? зеленая (по цвету)

поле какое? большое (по размеру)

ландыши какие? душистые (по запаху)

Так на какие же вопросы отвечают имена прилагательные? Что они называют?


  1. Домашнее задание

Я вижу, что дневники ваши остались в классе, поэтому постарайтесь домашнее задание запомнить устно (беру в руки словарь и говорю задание).

Ребята, дома поработайте со словарями. Найдите и запишите, как можно больше прилагательных на букву з.


  1. Итог урока

Посмотрите, какую «корзину здоровья» мы собрали. (Слайд 10) Почему эти предметы оказались в «корзине здоровья»?

А что же произошло с вашими яблоками? Где они? Вот они! Тоже в «корзинке здоровья»! Чудо произошло! Волшебное яблочко обязательно получат те, кто правильно ответит на мои вопросы:

С какой часть речи познакомились на уроке?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Какой урок у нас сегодня получился? (составляется цепочка слов: интересный, занимательный, волшебный, чудесный, красивый, добрый, здоровый, обучающий, умный, развивающий).

Эта корзинка отправится с вами в класс. Эллина Вячеславовна раздаст вам яблоки в классе.


© 2010-2022