От Древней Руси к единой России. Технологическая карта урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Ф.И.О. Учителя: Финеева Надежда Михайловна, Маркова Юлия Николаевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Система: «Школа 2100»

Тип урока: усвоения новых знаний

Тема



От Древней Руси к единой России.

Триединая цель

Образовательные: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Подвести обучающегося к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства. Выявить предпосылки объединения земель и показать, почему центром объединения Руси стала Москва.

Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности, обогащению словарного запаса,развивать творческие способности обучающегося, развивать умение работать с фактическим материалом, документами, с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса.

Воспитательные: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в русской истории; подчеркнуть героизм, мужество, патриотизм русского народа, полководческий талант Дмитрия Донского. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Планируемый результат

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников ;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, видео);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

  • выполнять учебное действие по плану;

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;

  • самостоятельно формулировать цели урока ;

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • осуществлять проверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

  • формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные УУД:

  • Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия.
  • Куликовская битва. Дмитрий Донской.
  • Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва.
  • Освобождение от ордынского ига.
  • Объединение русских княжеств в Российское государство.

Основные понятия

Московское государство, великий государь, Куликовская битва.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы

Информационный материал:

Учебник : Окружающий мир «Моё Отечество» Москва «Баллас» 2012

Тетрадь : К учебнику «Моё Отечество» 3 класс Москва «Баллас» 2012

Демонстрационный материал:

Иллюстрации, историческая карта ,видеофрагменты, кроссворд, лента времени

Интерактивный материал:

презентация


Этап урока

Содержание

Деятельность обучающегося

УУД

Показатели реального результата решения цели

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающегося.

Цель:

Обеспечение мотивации и принятия обучающимся цели учебно-познавательной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Постановка проблемного вопроса.

Прочитай текст в учебнике с.48 (специальный знак: «Определяем проблему урока»). Если тебе захочется узнать больше , обратись сюда: "В Третьяковской галерее можно увидеть икону «Троица». Это творение великого

Андрея Рублёва

-Какое противоречие ты заметил?

-Согласен ли ты с мнением Ильи?

-Какой возникает вопрос?

-Сравни свой вопрос с авторским (учебник стр. 136).

1. Формулируют тему урока, ставит цель урока.

2. Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий..

Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Читает, отличает друг от друга эпохи, формулирует проблему, сравнивает свое мнение с мнением автора, формулирует цель урока.

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-делать выводы о результате работы ;

-устанавливать причинно- следственные связи.

Регулятивные УУД:

-определять цель - проблему;

-овладевать умением прогнозировать;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- выдвигать версии.

Коммуникативные УУД:

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные УУД:

- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Готовность обучающегося к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Актуализация знаний.

Цель:обеспечить мотивацию учения, принятие целей урока; актуализация субъектного опыта обучающегося (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-Вспомни и отметь на ленте то время, когда наше государство было сильным.

-Почему удавалось противостоять захватчикам?

-Посмотри на карту, послушай.

Ресурс: интерактивная карта «Восточные славяне.Образование Древнерусского государства».

Что случилось в XII веке?

Проверь себя.

Ресурс: интерактивная карта «Раздробленность на Руси».

Что должно произойти с Русью, чтобы она избавилась от Золотой орды?

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Отмечает, отвечает, сравнивает, выдвигает версии.

Регулятивные УУД

-выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения,

- фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии ;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы ;

-делать выводы в результате деятельности;

-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД:

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные УУД:

- работать с содержанием учебника, картой.

Личностные УУД:

- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося; готовность обучающегося к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель:установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Проверь свое предположение.Прочитай учебник стр.48, первый абзац.

Не все поняли, что нужно объединяться.

Тебе предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось дело объединения Руси.

Ресурс: «6 Сергий Радонежский».

Если тебе захотелось больше узнать :

В 14 в. недалеко от Москвы появился Троицкий монастырь. Его основал Сергий Радонежский

Как проходила битва ты узнаешь, посмотрев ресурс или прочитай об этом в тексте стр. 49, 2и 3 абзацы.

Ресурс: «Куликовская битва».

Если хочешь больше узнать:

Дмитрий Донской решил поднять Русь против Золотой Орды.

Многие детали, связанные с Куликовской битвой легендарны. Это и благословение Дмитрия Сергием Радонежским, и поединок Пересвета с Челубеем.

Ресурс: «Поединок».

-Освободил ли Дмитрий Донской от власти Орды?

-Проверь предположения, прочитай ответ в учебнике на стр.51.

Корректирует свои первоначальные представления.

Читает, наблюдает, оценивает, делает выводы.





Познавательные УУД:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-делать выводы в результате работы ;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД:

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные УУД:.

- работать с содержанием учебника, картой;

-Куликовская битва. -Дмитрий Донской.

-Сергий Радонежский.

Личностные УУД:

-выказывать своё отношение к событиям, выражать эмоции;

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

Первичная проверка понимания.

Цель:

обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации.

Докажи, что владения московских князей стали государством.

Значение слова можно уточнить здесь: slovari.yandex.ru/

-Вернись к основному вопросу урока и дай на него ответ.

-Выполни задание, заполни таблицу.

-Проверь по учебнику, оцени свою работу.

Выдвигает гипотезы, формулирует аргументы, контраргументы.

(Самостоятельное) выделение основной идеи .

Работают с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)

Соотносят текст с иллюстрациями..

Оценивает работу.

Познавательные УУД:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные УУД:

- работать с содержанием текста;

-освобождение от ордынского ига;

-объединение русских княжеств в Российское государство.

Регулятивные УУД

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять проверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.

Первичное закрепление .

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Попробуй ответить на вопрос:» почему Иван IIIстал называть себя великим государем всея Руси?».

Если сложно, воспользуйся дополнительной информацией: "Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя великим государем всея Руси.».

Проверь себя.

Ресурс кроссворд.

Извлекает информацию, отвечает на вопрос, проверяет, оценивает.

Решает кроссворд.

Познавательные УУД:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения;

-использовать речевые средства для представлени результата деятельности.

Предметные УУД:

- работать с содержанием текста.

Регулятивные УУД :

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять проверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Происходит развитие способности обучающихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать информацию.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цели:

сообщить обучающемусяя о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.

Мотивирование обучающегося на выполнение домашнего задания: пробуждение в обучающемся любознательности, апеллирование к его чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.

Домашнее задание.

Поработай с историческим документом

тетрадь стр. 19.

Если затрудняешься, посоветуйся со взрослыми или друзьями.

Осознает необходимость выполнения домашнего задания.

Коммуникативные УУД:

-понимать и слушать речь других;

-взаимодействовать в коммуникации.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку обучающимся собственной учебной деятельности.

Подумай и оцени свою деятельность на уроке.

Ресурс : карточка рефлексии.

Оценка и рефлексия собственной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо , мне надо …")

Демонстрация главного итога.

Личностные УУД :

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ,

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

ПознавательныеУУД :

-умение структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности,

- рефлексия способов и условий действия.

РегулятивныеУУД :

-волевая саморегуляция;

-оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

КоммуникативныеУУД :

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-формулирование и аргументация своего мнения;

-использование критериев для обоснования своего суждения.

Адекватность самооценки обучающегося, оценки учителя. Получение обучающимся информации о реальных результатах учения.


© 2010-2022