- Преподавателю
- Начальные классы
- От Древней Руси к единой России. Технологическая карта урока
От Древней Руси к единой России. Технологическая карта урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Финеева Н.М. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Учителя: Финеева Надежда Михайловна, Маркова Юлия Николаевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Система: «Школа 2100»
Тип урока: усвоения новых знаний
Тема
От Древней Руси к единой России.
Триединая цель
Образовательные: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Подвести обучающегося к пониманию закономерности образования Российского централизованного государства. Выявить предпосылки объединения земель и показать, почему центром объединения Руси стала Москва.
Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности, обогащению словарного запаса,развивать творческие способности обучающегося, развивать умение работать с фактическим материалом, документами, с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса.
Воспитательные: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в русской истории; подчеркнуть героизм, мужество, патриотизм русского народа, полководческий талант Дмитрия Донского. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Планируемый результат
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
-
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников ;
-
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, видео);
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Регулятивные УУД:
-
выполнять учебное действие по плану;
-
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
-
самостоятельно формулировать цели урока ;
-
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-
осуществлять проверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УУД:
-
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-
использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей;
-
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные УУД:
-
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
-
формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные УУД:
- Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия.
- Куликовская битва. Дмитрий Донской.
- Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва.
- Освобождение от ордынского ига.
- Объединение русских княжеств в Российское государство.
Основные понятия
Московское государство, великий государь, Куликовская битва.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы
Информационный материал:
Учебник : Окружающий мир «Моё Отечество» Москва «Баллас» 2012
Тетрадь : К учебнику «Моё Отечество» 3 класс Москва «Баллас» 2012
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, историческая карта ,видеофрагменты, кроссворд, лента времени
Интерактивный материал:
презентация
Этап урока
Содержание
Деятельность обучающегося
УУД
Показатели реального результата решения цели
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающегося.
Цель:
Обеспечение мотивации и принятия обучающимся цели учебно-познавательной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Постановка проблемного вопроса.
Прочитай текст в учебнике с.48 (специальный знак: «Определяем проблему урока»). Если тебе захочется узнать больше , обратись сюда: "В Третьяковской галерее можно увидеть икону «Троица». Это творение великого
Андрея Рублёва
-Какое противоречие ты заметил?
-Согласен ли ты с мнением Ильи?
-Какой возникает вопрос?
-Сравни свой вопрос с авторским (учебник стр. 136).
1. Формулируют тему урока, ставит цель урока.
2. Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий..
Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
Читает, отличает друг от друга эпохи, формулирует проблему, сравнивает свое мнение с мнением автора, формулирует цель урока.
Познавательные УУД:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-делать выводы о результате работы ;
-устанавливать причинно- следственные связи.
Регулятивные УУД:
-определять цель - проблему;
-овладевать умением прогнозировать;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- выдвигать версии.
Коммуникативные УУД:
-использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные УУД:
- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Готовность обучающегося к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
Актуализация знаний.
Цель:обеспечить мотивацию учения, принятие целей урока; актуализация субъектного опыта обучающегося (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
-Вспомни и отметь на ленте то время, когда наше государство было сильным.
-Почему удавалось противостоять захватчикам?
-Посмотри на карту, послушай.
Ресурс: интерактивная карта «Восточные славяне.Образование Древнерусского государства».
Что случилось в XII веке?
Проверь себя.
Ресурс: интерактивная карта «Раздробленность на Руси».
Что должно произойти с Русью, чтобы она избавилась от Золотой орды?
1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
Отмечает, отвечает, сравнивает, выдвигает версии.
Регулятивные УУД
-выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения,
- фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии ;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД:
-преобразовывать информацию из одной формы ;
-делать выводы в результате деятельности;
-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД:
-использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные УУД:
- работать с содержанием учебника, картой.
Личностные УУД:
- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности обучающегося; готовность обучающегося к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.
Первичное усвоение новых знаний.
Цель:установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Проверь свое предположение.Прочитай учебник стр.48, первый абзац.
Не все поняли, что нужно объединяться.
Тебе предстоит выяснить, благодаря каким людям вершилось дело объединения Руси.
Ресурс: «6 Сергий Радонежский».
Если тебе захотелось больше узнать :
В 14 в. недалеко от Москвы появился Троицкий монастырь. Его основал Сергий Радонежский
Как проходила битва ты узнаешь, посмотрев ресурс или прочитай об этом в тексте стр. 49, 2и 3 абзацы.
Ресурс: «Куликовская битва».
Если хочешь больше узнать:
Дмитрий Донской решил поднять Русь против Золотой Орды.
Многие детали, связанные с Куликовской битвой легендарны. Это и благословение Дмитрия Сергием Радонежским, и поединок Пересвета с Челубеем.
Ресурс: «Поединок».
-Освободил ли Дмитрий Донской от власти Орды?
-Проверь предположения, прочитай ответ в учебнике на стр.51.
Корректирует свои первоначальные представления.
Читает, наблюдает, оценивает, делает выводы.
Познавательные УУД:
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-делать выводы в результате работы ;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД:
-использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные УУД:.
- работать с содержанием учебника, картой;
-Куликовская битва. -Дмитрий Донской.
-Сергий Радонежский.
Личностные УУД:
-выказывать своё отношение к событиям, выражать эмоции;
-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
Первичная проверка понимания.
Цель:
обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации.
Докажи, что владения московских князей стали государством.
Значение слова можно уточнить здесь: slovari.yandex.ru/
-Вернись к основному вопросу урока и дай на него ответ.
-Выполни задание, заполни таблицу.
-Проверь по учебнику, оцени свою работу.
Выдвигает гипотезы, формулирует аргументы, контраргументы.
(Самостоятельное) выделение основной идеи .
Работают с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.)
Соотносят текст с иллюстрациями..
Оценивает работу.
Познавательные УУД:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения;
-использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные УУД:
- работать с содержанием текста;
-освобождение от ордынского ига;
-объединение русских княжеств в Российское государство.
Регулятивные УУД
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять проверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.
Первичное закрепление .
Цель.
Включение нового
знания в систему изученного материала.
Попробуй ответить на вопрос:» почему Иван IIIстал называть себя великим государем всея Руси?».
Если сложно, воспользуйся дополнительной информацией: "Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя великим государем всея Руси.».
Проверь себя.
Ресурс кроссворд.
Извлекает информацию, отвечает на вопрос, проверяет, оценивает.
Решает кроссворд.
Познавательные УУД:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения;
-использовать речевые средства для представлени результата деятельности.
Предметные УУД:
- работать с содержанием текста.
Регулятивные УУД :
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять проверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Происходит развитие способности обучающихся работать индивидуально, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Формирование навыков поисковой деятельности. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать информацию.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цели:
сообщить обучающемусяя о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.
Мотивирование обучающегося на выполнение домашнего задания: пробуждение в обучающемся любознательности, апеллирование к его чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.
Домашнее задание.
Поработай с историческим документом
тетрадь стр. 19.
Если затрудняешься, посоветуйся со взрослыми или друзьями.
Осознает необходимость выполнения домашнего задания.
Коммуникативные УУД:
-понимать и слушать речь других;
-взаимодействовать в коммуникации.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания обучающимся в соответствии с актуальным уровнем его развития.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку обучающимся собственной учебной деятельности.
Подумай и оцени свою деятельность на уроке.
Ресурс : карточка рефлексии.
Оценка и рефлексия собственной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо , мне надо …")
Демонстрация главного итога.
Личностные УУД :
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ,
-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ПознавательныеУУД :
-умение структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности,
- рефлексия способов и условий действия.
РегулятивныеУУД :
-волевая саморегуляция;
-оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
КоммуникативныеУУД :
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-формулирование и аргументация своего мнения;
-использование критериев для обоснования своего суждения.
Адекватность самооценки обучающегося, оценки учителя. Получение обучающимся информации о реальных результатах учения.