- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривченко М.Н. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект внеурочного занятия
Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, динамика, ритм. Задачи занятия:
- развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, игры на музыкальных инструментах;
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре;
- воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учителя
Универсальные действия
1.Самоопределение к деятельности.
Исполнение музыкального приветствия: «Домисолька» сл. В Ключникова,
муз. О.Юдахина.:
У и Д: Музыкальная планета - сцена залитая светом!
Если есть у вас минутка приходите в гости к нам.
Д: Здесь вас встретят музыканты
У: Уникальные таланты
Д: И на берег доброй сказки пригласит вас дирижер! Исполнение (в диалоге с учителем). Организация класса. Личностные: мотивация, самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
4.Постановка учебной задачи.
Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; Вступительная беседа: - Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке - музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть. На доске изображение композитора, исполнителя
- Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (таблица 1 ) - А сколько всего нот в музыке? - Назовите их. - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. - Чем мы будем заниматься? Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты. - Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках. Чтение хором стихотворения: Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты - точки Разместились по местам. - Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь. - Ребята, вы все любите приключения? Вот и ваш язычок оказался отважным путешественником.
Дети дают ответы: ноты, нотную грамоту.
В музыке семь нот. Учащиеся называют ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Постановка учебной задачи. Сегодня я продолжу знакомство с нотами, познакомлюсь с новой грамотой. Научусь правильно петь.
Принимают
учебную задачу.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные:
логические - анализ субъектов с целью выделения общего признака.
Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном
Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты). 4.Артикуляционная минутка Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка» (приложение 1). Голосовые упражнения (автор С. Коротаева) toondoo.com/cartoon/4601786
Лошадка
На лошадке верхом
дети щелкают языком,
Все поскачем мы потом.
изменяя форму губ:
Звонко цокают копытца. вытягивают трубочкой,
Не пора ль остановиться? растягивают в улыбке
Тпру-у-у! Поезд
Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у»
Он стоять уже устал.
произносят «чух-чух»
Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа,
Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш» Самолет
Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у»
К облакам нас унесет.
с выдуванием воздуха
С ветерком там поиграет через плотно сомкнутые,
И на землю всех вернет.
вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука.
Одна нота хочет вернуться в свой домик. До
Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют. Упражнения направлены на развитие голоса и выразительности тембра (в игровой форме)
Дети исполняют упражнения, смотрят комиксы
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения
5.Вокальная работа Распевание
Исполнение песни - Мы с вами тоже распоемся. Повторим правила пения.
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
а) «Горошина» - работа над дикцией и динамикой: • Четкая дикция; • Штрихи • Работа над динамикой; б) «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского • Работа над дыханием; • Построение трезвучия • Пение по руке Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре. Нота прикрепляется на нотный стан.
Какое у вас всех замечательное настроение. Давайте пожелаем всем: Доброго дня! Постараемся точно передать настроение этой песни. Какое оно? Исполнение песни «Добрый день» сл. В.Суслова, муз.Я. Дубравина ( желающие солисты у доски). Нота прикрепляется на нотный стан. Ми
Наше путешествие продолжается. А сейчас - новое задание.
Дети исполняют попевки группами, коллективно. Выполняют задания учителя, работая над более точным и выразительным исполнением.
Дети отвечают на вопрос учителя и высказывают предположения.
Работа с солистами
Регулятивные: актуализация правил
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения
Познавательные: логические - характеристика произведения и его обоснование;
Личностные:
инициатива, самоопределение
6. Построение проекта выхода из затруднения - Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко. 1)Примеры ритмических диктантов 1. 2. 3. - Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной, хлопая в ладоши, встречались разные по продолжительности звуки? Какие они были? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его. 2) Задание усложняется. Прохлопать ритм: длинные звуки - удары по коленям, а короткие - в ладоши. Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях. Сегодня мы попробуем использовать свои знаки и исполнить ритм. 3) Задание «Музыкальная гусеница»
На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Большие кружочки-длинные звуки, а маленькие-короткие. Нота прикрепляется на нотный стан. Фа
- Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. 4)Музицирование на музыкальных инструментах. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах. Слушание музыки -Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения? -Какой ритм они будут исполнять? Замечательно исполнили произведение. Нота прикрепляется на нотный стан. Соль
А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу. Физминутка песня «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» (видео «Про следы» videoscope.cc/66344-multfilm-masha-i-medved-pesenka-pro-sledy.html Как вы замечательно двигались, А движение - это здоровье! Нота прикрепляется на нотный стан. Ля
-Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. -Как называется страна, где мы живем? Исполнение песни «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве -С каким настроением исполняется эта песня? -Какие чувства здесь передает автор? Нота прикрепляется на нотный стан. Си
Повторяют точно за учителем ритм
Высказывают предположения (короткие и длинные звуки).
В результате практических действий приходят к выводу, что звуки были короткие и длинные.
Дети хлопают ритм индивидуально, группами и коллективно.
Учащиеся подбирают инструменты, которые соответствуют характеру произведения и поясняют свой выбор.
Группа учащихся исполняет римтическое сопровождение пьесы.
Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями по тексту
Познавательные: общеучебные - умение создавать копию по образцу, рефлексия способов и условий действия
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание уровня усвоения материала
Коммуникативные:
умение работать с группой, с точностью предавая ритм пьесы
Познавательные:
знаково-символические действия (моделирование)
Коммуникативные:
поиск способов разрешения проблемы
Познавательные: моделирование
7.Закрепление - А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии? Тест «Ответь правильно» master-test.net/ru/teacher/quiz/editor/id/13673 Ответь правильно
Дети выполняют тест
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала
Личностные: самоопределение 8.Рефлексия деятельности - Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет - «А», а кто считает, что еще не все получается - «О». -Кто хочет поделиться своими впечатлениями? -Что интересного вы узнали? -Что особенно ярко запомнилось? -Всё ли вам удавалось легко? Наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня хорошо поработали. И веселые нотки, думаю, обязательно придут к нам в гости много раз. Поют «Прощальная»: Расстаться с музыкой нельзя. Мы влюблены в нее с рожденья И мы не скажем ей: «Прощай», А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку. Дети дают оценку своей работе.
Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели солистами и хором т.д.
Учащиеся деляться своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия
Регулятивные:
самооценка
Личностные: смыслообразование
Используемые источники:
-
Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.
-
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
-
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
-
Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.
-
Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей» festival.1september.ru
-
Сайт Загадайка.Ру - Детские Загадки zagadaika.ru/tag/med/
Ссылки на изображения:
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка»
Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать.
- рот закрыт (губы сомкнуты)
В одну щечку постучал, в другую -не открывается.
- «проткнуть» языком щеку
- «проткнуть» языком другую щеку
«Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую.
повторить
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю губу.
- «проткнуть» языком верхнюю губу
- «проткнуть» языком нижнюю губу
В это время ротик зевнул и открылся.
- покусать кончик языка
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.
- пожевать язык боковымизубами
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»-возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны,
- пожевать язык боковыми зубами
И с правой, и с левой стороны язык оказался невкусным.
- пожевать язык справа и слева
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.
- покусывать всю поверхность языка, высовывая его вперед и убирать назад
Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю.
- покусать нижнюю губу по всей длине, а потом верхнюю
Нижняя губа обиделась.
- оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение
А верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).
- поднять верхнюю губу. Придав лицу выражение улыбки
А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки.
- закусить изнутри щеку боковыми зубами
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки.
- провести языком между губами и верхними зубами, потом нижними зубами
И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки.
- повторить движения языком
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
- обнажить зубы, растянув губы в улыбке