Разработка урока русского языка на тему: Неопределённая форма глагола

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Неопределенная форма глагола» Класс 3 Автор учебника Н.В.Нечаева, Издательство «Учебная литература», 2013. Продолжительность урока: 45 минут Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технологии. Оборудование: учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, компьютер, карточки-заготовки к составлению модели. Цель: Познакомить с особенностями глаголов в неопределенной форме. Задачи: развивать умение ставить вопрос к глаголу неопределенной формы, находить глаголы неопределенной формы в тексте, самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре и группе, умения слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Этапы урока

Содержание

Мотивация на учебную деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Объясните смысл пословицы:

Когда сумеешь взяться за дело - и снег загорится, когда не сумеешь - и масло не вспыхнет.

Обучающиеся воспринимают на слух пословицу, анализируют и сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Эта пословица о трудолюбии. Если человек старается, то он может сделать почти невозможное (снег не горит)

Нам нужно стараться делать в жизни все хорошо, в том числе учиться в школе.

Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

Что необходимо вам делать, чтобы много знать?

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться и благодаря старанию приобретете новые знания и умения.

Актуализация знаний (ситуация успеха)

Задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы, определить число и время: Утром лес наполняется удивительными звуками. Стучат дятлы, птицы перекликаются разными голосами. Вот пчела зажужжала над цветком.

Обучающиеся самостоятельно узнают в тексте глаголы, как слова, обозначающие действия, в тексте и правильно определяют грамматические признаки глаголов.

Задание мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.

В каком порядке вы будете выполнять это задание?

1. По вопросу определю, что это глагол.

2. Подчеркну.

3. Определю число.

4. Определю время по вопросам.

5. Если это глагол прошедшего времени единственного числа, то определю еще и род.

Как вы думаете, трудное задание вас ожидает?

Нет, так как мы уже хорошо умеем определять грамматические признаки глаголов.

Какие умения проверяем?

Умение:

- находить в тексте глаголы;

- определять число;

- определять время;

- определять род в глаголах прошедшего времени.

Проверка выполненного задания

Перечислите все глаголы, которые вы выписали, оцените правильность выполненного задания.

Обучающиеся перечисляют глаголы, оценивают.

Кто доволен своим результатом?

Возникновение и решение проблемной ситуации (открытие новых знаний)

Продолжите выписывать глаголы и определять грамматические признаки: Мы осторожно пойдём по тропинке и постараемся не нарушить жизнь леса.

У всех ли глаголов вы определили время и число?

Нет

С каким глаголом возникла проблема?

С глаголом нарушить

Какое затруднение возникло?

Не смогли задать нужный вопрос

Почему у глагола нарушить не получается определить ни число ни время?

Есть ли предположения, как можно назвать такие глаголы, у которых нельзя определить время и число?

Обучающиеся высказывают предположения (гипотезы)

Формулирование темы урока обучающимися

Итак, сформулируйте тему нашего урока

Неопределенная форма глагола

Формулирование цели урока обучающимися с помощью учителя

Попробуйте определить цель урока

Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу.

Физминутка

Мультимедийная физкультминутка.

Обучающиеся выполняют физминутку для глаз

Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы

Ребята, а может быть такой глагол всего лишь один в русском языке?

Думаем, что нет

Я нашла одно стихотворение, вы, конечно, его все знаете, в котором много таких глаголов. Я начну его, а вы, если сможете, продолжите.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Прочитайте последнее предложение

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Давайте выпишем глаголы пока только из этого предложения.

Что делать? звать

Что делать? ждать

Что сделать? взять

Что сделать? почитать

Какие вопросы ставили к этим глаголам?

Что делать? Что сделать?

Запишите эти вопросы. Чем они отличаются в написании?

В одном из них есть приставка «с»

В чём сходство в написании этих глаголов?

Выделите его

Все глаголы имеют суффикс -ть.

Вспомните, что вы знаете об этом суффиксе

Формообразующий суффикс, в основу не входит

Назовите грамматические признаки глаголов

Нельзя определить

Значит, в какой форме стоят эти глаголы?

В неопределенной форме

Как еще можно назвать эту форму?

Начальная форма глагола

Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом. Я и предлагаю вам вспомнить некоторые фразеологизмы, т. е устойчивые сочетания слов, которые мы употребляем в речи.

(скрыто ЧЬ)

Прочитайте правило по модели.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? и имеют формообразующие суффиксы -ть,

-ти.

Работа в паре: по иллюстрации узнайте фразеологизм (использованы иллюстрации к фразеологическим оборотам)

Разработка урока русского языка на тему: Неопределённая форма глагола

Разработка урока русского языка на тему: Неопределённая форма глагола

Разработка урока русского языка на тему: Неопределённая форма глагола

Разработка урока русского языка на тему: Неопределённая форма глагола

Сидеть на шее.

Поставить с ног на голову.

Сесть в калошу.

Погнаться за двумя зайцами.

В результате выполнения задания у обучающихся обогащается словарный запас слов, умение применять в жизненных ситуациях фразеологические обороты.

Обучающиеся работают в парах.



Обучающиеся называют фразеологизм и сразу объясняют смысл, в каких ситуациях так говорят.

Как вы думаете, зачем я вспомнила про них?

Во всех фразеологических оборотах есть глагол в неопределенной форме

Докажите

Обучающиеся ставят вопрос к каждому глаголу.

Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ТИ - еще один суффикс глаголов НФ)

Задание на классификацию глаголов по временам: упр. 247 (выписать в таблицу по 3 глагола из упражнения)

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Обучающиеся развивают умения различать личные формы глагола и неопределенную форму.

Каким умением вы здесь воспользуетесь?

Умение задавать вопрос к глаголу

Обучающиеся выбирают глагол, задают вопрос к нему, определяют время и самостоятельно переносят в нужную колонку.

Из какого произведения эти строки?

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Выявление новых знаний о глаголах неопределенной формы (ЧЬ - часть корня)

Вспомним, за что злые волшебники превратили в стариков четверых учеников начальных классов?

За то, что они не берегли время, а тратили его попусту.

Наверное. Вы тоже можете уже оценить ситуации, когда каждая минутка дорога. Например?

Обучающиеся приводят примеры

Одна из целей нашего урока: развивать умение находить глаголы в неопределенной форме в тексте. Легко находить, когда их много. Труднее, когда в большом тексте их очень мало.

За минутку вам надо постараться найти эти глаголы.

Ребята, а как быстро в таком большом тексте найти все глаголы, да еще и в неопределенной форме?

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс ть

Сколько глаголов нашли?

Обучающиеся называют количество глаголов в неопределенной форме. (Потерять, тратить, сберечь)

Как вы письменно докажете себе, родителям, мне, что вы нашли глагол в неопределенной форме?

Зададим вопрос

Поднимите руку те ребята, кто нашел все эти глаголы, не добавил лишние? Молодцы!!!

Оценка обучающимися выполненного задания

Какой глагол мог вызвать сомнение?

беречь

Почему?

Нет суффикса ть. Но отвечает на вопрос глагола неопределенной формы

Предположите, что обозначает ЧЬ?

Обучающиеся высказали предположения (гипотезы):

  1. Суффикс

  2. Постфикс

  3. Часть корня

Как докажем, что такое ЧЬ?

Разберем по составу.

Поработаете в парах. Разберите в этот глагол по составу и сделайте вывод.

Обучающиеся работают в парах. Организуется исследовательская работа, в результате сделали вывод: ЧЬ - входит в корень. Значит, глагол неопределенной формы может оканчиваться на ЧЬ.

Рефлексия

Давайте вспомним цель нашего урока.

Развивать умения находить глагол в неопределенной форме среди других глаголов и в тексте, правильно задавать вопрос к глаголу

Смогли мы достичь цели?

Да. Не можем сказать, что это умение отработано, но знаем, как нужно выполнять данное задание.

Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?

Да, по вопросам. Суффиксам и ЧЬ.

Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

У глагола есть неопределенная форма. Знаем суффиксы и глагол может оканчиваться на ЧЬ. Это часть корня.

Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке?

Инфинитив, глаголы неопределенной формы.

Обобщение имеющихся знаний по теме «Глагол»

Составление кластера

Самостоятельно заполните модель, дополните все, что считаете нужным рассказать о глаголе.

Разработка урока русского языка на тему: Неопределённая форма глагола

Обучающиеся обобщают результаты изучения грамматических характеристик глаголов в модели.

Обсудите в парах свои решения

Обучающиеся работают в парах

Итак, давайте вместе составим схему на доске и увидим все, что мы с вами изучили о глаголе

Посмотрите, как много мы можем уже сказать о глаголе.

Обучающиеся оценивают свои знания по теме «Глагол»

Домашнее задание

Упр. 262

Итог урока

Вы молодцы сегодня. Спасибо за урок.


© 2010-2022