Конспект урока математики по теме Части фигур

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики (11.12.2014)

Тема урока: Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями.

Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1) Актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков и их частей. 2) Сформировать умение соотносить целую фигуру с ее частями. 3) Тренировать вычислительный навык. Оборудование: презентация к уроку и мультимедийные средства для ее показа; эталон взаимосвязи частей фигуры; карточки с заданием для пробного действия; ножницы.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята,

Урок сегодня непростой.

Он связан с зимушкой-зимой.

И гость приходит к нам сюда…

- Вы должны отгадать, решив примеры. Задание выполняется в группах.

- Снеговичок! Вот это да!

слайд

- Обратите внимание: целый снеговик состоит из частей. Перечислите эти части. (Круги, овалы, треугольник, ромбы, четырехугольник.)

- Какое общее название у этих частей? (Геометрические фигуры)

  • Сегодня вы будете узнавать что-то новое о частях в целом. Хотите? (Да.)
  • А как вы строите работу на таких уроках? (Мы должны понять, что мы не знаем и сами находим способ.)
  • Молодцы! Снеговичок узнал, что вы очень интересно учитесь, и тоже захотел с вами поучиться? Оставите его на уроке? (Да.)
  • С чего вы начинаете каждый урок? (С повторения.)

Устный счёт

- Первое задание снеговичка. Приготовьте кассу цифр:

  • увеличьте 7 на 2
  • уменьшите 7 на 5
  • первое слагаемое 8, второе 1. Найдите сумму.
  • уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Найдите разность.
  • вычислите сумму чисел 2 и 6
  • найдите разность чисел 9 и 5
  • на сколько 5 меньше 9
  • на сколько 8 больше 3
  • первое слагаемое 4, второе столько же. Найдите сумму.
  • увеличьте 1 на 8

слайд (устный счёт)
- Следующее задание Снеговичка: Конспект урока математики по теме Части фигур



  • Какие фигуры вы видите? (Круг, треугольник, прямоугольник или четырехугольник.)
  • Что общего у всех этих фигур? (Все они разделены на части.)
  • А теперь еще раз внимательно посмотрите на эти фигуры и расположите их так, чтобы получилась закономерность.

Один учащийся работает у доски с комментированием. Конспект урока математики по теме Части фигур



  • Какая закономерность? ( Возрастающая. По количеству частей в фигурах, количество частей увеличивается на 2.)
  • Какой ряд чисел получился? (4, 6, 8.)
  • Продолжите этот ряд на одно число вправо и влево. Какие числа добавились? (2,10)
  • Можно ли расположить фигуры по-другому? (Да.)

Конспект урока математики по теме Части фигур



  • Какая закономерность? (Убывающая. По количеству частей в фигурах, количество частей уменьшается на 2.)

Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения

  • Итак, следующее задание Снеговичка.
Конспект урока математики по теме Части фигур







  • Что вы видите? (Ромб разделён на 2 части.)
  • Составьте по этому рисунку все возможные равенства. Что нового в этом задании? (Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)
  • Пробуйте выполнить это задание.
  • В чём ваше затруднение?
  • Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.)
  • Давайте думать. В чём же возникло затруднение? (Не знаем, как связаны части фигуры.)
  • В чём причина затруднения? (У нас нет правила составления равенства по рисунку фигуры.)

Построение проекта выхода из затруднения

  • Какую цель вы должны перед собой поставить? («Открыть» правило составления равенства по частям рисунку.)
  • Значит, какая тема урока? (Части фигур).(Учитель открывает тему урока на доске).
  • Подумайте, что вам может помочь.
  • Что вы можете сделать с фигурой? (Разрезать её на части и установить зависимость между частями.)
  • А затем? (Сделать вывод.)
слайд

ПЛАН.

1. Разрезать фигуру на части.

2. Установить зависимость между частями.

3. Сделать вывод.




Реализация построенного проекта.

Учащиеся в парах разрезают фигуру на части, устанавливают зависимость, делают вывод и записывают равенства.

  • Что сделаете сначала? (Разрежем ромб на 2 части.)

Учитель разрезает ромб на две части.

  • Как получить снова целую фигуру? (Нужно части сложить.)
  • Какое равенство можете записать?

Один из учащихся записывает равенство на доске:

Р = К + С

  • Какое еще равенство вы можете записать? (На основании переместительного свойства части можем поменять местами.)

Один из учащихся записывает равенство на доске:

Р = С + К

  • Как получить одну из частей? (Нужно из всей фигуры вычесть другую часть.)
  • Запишите равенства.

Один из учащихся записывает равенства на доске:

С = Р - К

К = Р - С


  • Какой вывод вы можете сделать? (Правило взаимосвязи частей и целого подходит для частей фигур.)
  • Как думаете, для каких фигур подходит правило? (Для любых.)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)
  • Но сначала нашим глазам нужен отдых. Проведем для них зимнюю физкультминутку от нашего друга Снеговичка.

Физкультминутка для глаз.

(слайд)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Итак, для закрепления выполним следующие упражнения.
  • Откройте учебник на стр. 26 3.
  • Это задание я предлагаю выполнить в парах под №1 и под№2, проговаривая способ действия.(Проверка организуется по образцу).
  • Проверим.
  • Кто допустил ошибку?
  • В чём она?

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

  • Выполните 6 на странице 27 самостоятельно.(Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка организуется по образцу).
слайд
  • У кого не совпадают записи с записями на доске?
  • Какие трудности возникли при выполнении?
  • Исправьте записи.
  • Кто допустил ошибку и разобрался в её причине, поставьте на полях «+».
  • Кто не допустил ошибку. Вы, молодцы! Поставьте себе на полях два «+».

Включение в систему знаний и повторение

  • Снеговичку очень понравилось учиться вместе с вами. Теперь ему хочется с вами поиграть, и он предлагает игру «Аквариум» на странице 27 8.
  • Почему он выбрал это задание? (Все жители аквариума состоят из геометрических фигур, как и Снеговичок.)
  • Какое задание нужно выполнить? (Нужно посчитать и записать, сколько зелёных и сколько жёлтых треугольников составляют целую рыбку.)
  • Составьте выражения, где первое слагаемое - треугольники жёлтого цвета, а второе слагаемое - зелёного цвета.(Учитель ориентирует на ту или иную фигуру. Дети считают количество треугольников и составляют выражения).
  • Кто был самым внимательным и заметил, что общего в этих выражениях? (Значение равно 9.)
  • Как вы думаете, что вы здесь повторили? (Состав числа 9, части фигур.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какова цель урока? ( Узнать, как связаны части фигуры и её целое.)
  • Достигли вы цели? Докажите. Как же связана целая фигура с её частями? (Если из целой фигуры вычесть часть, то останутся другие части, если все части фигуры сложить, то получится целая фигура.)
  • А теперь каждый оцените свою работу с помощью смайликов:
  • Кто хорошо разобрался в теме урока и не допускал ошибок;
  • У кого были ошибки, но он их исправил;
  • Те, кому не удалось открыть для себя новое знание.
  • Какие трудности остались на конец урока?

5

© 2010-2022