Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука безопасности 1 класс (с УУД)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Азбука безопасности» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности». Программа выполняет две основные функции.
1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
  1. Общая характеристика учебного курса

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Азбука безопасности» на этапе основного общего образования являются:
  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

  1. Место учебного курса в учебном плане

Согласно учебному плану, на изучение курса «Азбука безопасности» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа в год).
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Результаты

Планируемые результаты (характеристики) ООП Личностные Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, Познавательные УУД Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - синтез; - сравнение, - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение. Оценка: - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Саморегуляция: - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Регулятивные УУД
Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: - предвосхищать результата; Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать. Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» обучающийся должен: Знать:
  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
Уметь: - использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
  • время года;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
  • соответствующих служб экстренной помощи.


VI. Содержание учебного курса

  1. Опасные ситуации природного характера.
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
  1. Опасные ситуации техногенного характера.
«Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
  1. Опасные ситуации социального характера.
«Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе. 4. Дорожно-транспортная безопасность. Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
  1. Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.













VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Класс

ФИО учителя

Наименование курса

Характеристика программы

Учебные пособия

Методическая и дополнительная литература

1 «Б»

Ананьева Ю. Б.

Азбука безопасности Рабочая программа учебного курса «Азбука безопасности» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (базовый уровень).

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 2е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 55с. : ил.


  1. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.

  2. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.

  3. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 - 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.

  5. Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. - М,: ВАКО, 2008. - 128с. - (В помощь учителю).

  6. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.

  7. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.

  8. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.



VII. Календарно - тематическое планирование по курсу «Азбука безопасности» 1 класс

№п/п

Дата

Коррект.

Тема занятия

УУД

Раздел 1. Опасные ситуации природного характера (6 ч)

1.
1 неделя

Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности. Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- составлять план и последовательность действий;

2.

2 неделя

Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности.

3.

3 неделя

Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие

4.

4 неделя

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды.

5.

5 неделя

Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период.

6.

6 неделя

Правила и меры безопасного поведения на воде в летний период. Основные спасательные средства.

Раздел 2. Опасные ситуации техногенного характера (4 ч)

7.

7 неделя

Правила пожарной безопасности

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои затруднения;

8.

8 неделя

Правила пожарной безопасности

9.

9 неделя

Внимание - пожар!

10.

10 неделя

Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.

Раздел 3. Опасные ситуации социального характера (7 ч)

11.

11 неделя

Опасная ситуация в школе

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- предлагать помощь и сотрудничество; - определять общую цель и пути ее достижения;

12.

12 неделя

Опасная ситуация в школе

13.

13 неделя

Один дома. Опасность у тебя дома

14.

14 неделя

Один дома. Опасность у тебя дома

15.

15 неделя

Один дома. Звонок в дверь, звонок по телефону.

16.

16 неделя

Как вести себя с незнакомыми людьми

17.

17 неделя

Когда четвероногие друзья опасны

Раздел 4. Дорожно - транспортная безопасность (11 ч)

18.

18 неделя

Безопасность на улицах города

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности

19.

19 неделя

Безопасность на улицах города

20.

20 неделя

Наиболее безопасный путь в школу

21.

21 неделя

Наш друг светофор. Виды перекрёстков

22.

22 неделя

Знакомство с дорожными знаками. Конкурс «Угадай скорее знак»

23.

23 неделя

Встреча с сотрудником ГИБДД

24.

24 неделя

Мы - пешеходы! Практическое занятие. Правила движения группой по улицам города.

25.

25 неделя

Мы пассажиры!

26.

26 неделя

Внимание - авария!

27.

27 неделя

Экскурсия «Улицы города»

28.

28 неделя

Викторина «Улица полна неожиданностей»

Раздел 5. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

29.

29 неделя

Мы - путешественники!

- использовать общие приёмы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

30.

30 неделя

«Не трогай нас!» - отдыхаем без опасности

31.

31 неделя

Опасные растения и грибы

32.

32 неделя

Первая помощь

33.

33 неделя

«Осторожно - лето!»

© 2010-2022