- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука безопасности 1 класс (с УУД)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука безопасности 1 класс (с УУД)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ананьева Ю.Б. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Азбука безопасности» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности». Программа выполняет две основные функции.
1 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
-
Общая характеристика учебного курса
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
-
Место учебного курса в учебном плане
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Результаты
Планируемые результаты (характеристики) ООП Личностные Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, Познавательные УУД Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). Логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - синтез; - сравнение, - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение. Оценка: - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Саморегуляция: - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; Коммуникативные УУД Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
Регулятивные УУД
Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: - предвосхищать результата; Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-
Требования к уровню подготовки учащихся
- основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
- иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
- элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
- время года;
- оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
- соответствующих служб экстренной помощи.
VI. Содержание учебного курса
- Опасные ситуации природного характера.
- Опасные ситуации техногенного характера.
- Опасные ситуации социального характера.
- Подготовка к активному отдыху на природе
VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
ФИО учителя
Наименование курса
Характеристика программы
Учебные пособия
Методическая и дополнительная литература
1 «Б»
Ананьева Ю. Б.
Азбука безопасности Рабочая программа учебного курса «Азбука безопасности» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (базовый уровень).
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 2е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 55с. : ил.
-
Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
-
Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
-
Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 - 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
-
Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
-
Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. - М,: ВАКО, 2008. - 128с. - (В помощь учителю).
-
Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
-
Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
-
Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
VII. Календарно - тематическое планирование по курсу «Азбука безопасности» 1 класс
№п/п
Дата
Коррект.
Тема занятия
УУД
Раздел 1. Опасные ситуации природного характера (6 ч)
1.
1 неделя
Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности. Регулятивные УУД: - формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- составлять план и последовательность действий;
2.
2 неделя
Знакомство с опасными ситуациями в современных условиях жизнедеятельности.
3.
3 неделя
Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие
4.
4 неделя
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды.
5.
5 неделя
Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период.
6.
6 неделя
Правила и меры безопасного поведения на воде в летний период. Основные спасательные средства.
Раздел 2. Опасные ситуации техногенного характера (4 ч)
7.
7 неделя
Правила пожарной безопасности
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- формулировать свои затруднения;
8.
8 неделя
Правила пожарной безопасности
9.
9 неделя
Внимание - пожар!
10.
10 неделя
Правила и меры безопасного поведения при использовании пиротехники.
Раздел 3. Опасные ситуации социального характера (7 ч)
11.
11 неделя
Опасная ситуация в школе
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью,
- предлагать помощь и сотрудничество; - определять общую цель и пути ее достижения;
12.
12 неделя
Опасная ситуация в школе
13.
13 неделя
Один дома. Опасность у тебя дома
14.
14 неделя
Один дома. Опасность у тебя дома
15.
15 неделя
Один дома. Звонок в дверь, звонок по телефону.
16.
16 неделя
Как вести себя с незнакомыми людьми
17.
17 неделя
Когда четвероногие друзья опасны
Раздел 4. Дорожно - транспортная безопасность (11 ч)
18.
18 неделя
Безопасность на улицах города
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные УУД:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности
19.
19 неделя
Безопасность на улицах города
20.
20 неделя
Наиболее безопасный путь в школу
21.
21 неделя
Наш друг светофор. Виды перекрёстков
22.
22 неделя
Знакомство с дорожными знаками. Конкурс «Угадай скорее знак»
23.
23 неделя
Встреча с сотрудником ГИБДД
24.
24 неделя
Мы - пешеходы! Практическое занятие. Правила движения группой по улицам города.
25.
25 неделя
Мы пассажиры!
26.
26 неделя
Внимание - авария!
27.
27 неделя
Экскурсия «Улицы города»
28.
28 неделя
Викторина «Улица полна неожиданностей»
Раздел 5. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)
29.
29 неделя
Мы - путешественники!
- использовать общие приёмы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
30.
30 неделя
«Не трогай нас!» - отдыхаем без опасности
31.
31 неделя
Опасные растения и грибы
32.
32 неделя
Первая помощь
33.
33 неделя
«Осторожно - лето!»