Выступление на пед. совете: Работа с родителями в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Павлосюк Марина Александровна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 36 г. Таганрога

Выступление на педсовете:

« Работа с родителями в начальной школе »

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады. Я не просто учитель. Я - первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут эти воспоминания, зависит от меня. Родители доверяют мне самок дорогое, что у них есть, - своих детей. Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему - то ребёнка, а тем более раскрыть, развить его лич - ность, индивидуальность.

Когда учитель принимает незнакомый ему класс, его в одинаковой степени волнует, что из себя представляют его будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают

своих детей, будут ли они помощниками учителя.

Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребёнка: его подготовленность к шко-

ле, уровень тревожности, развития интеллекта, мотивации, эмоциональный фон.

Думаю, что ни для кого не секрет, что в работе с детьми самое трудное - работа с родителями. Они порой чересчур амбициозны и считают, что лучше нас знают как обучать и воспитывать их детей.

Всех родителей можно разделить на три группы:

Первая группа: родители - помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители - потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже - открыто, чаще - скрыто.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями , опираться на их помощь, поддержку. Не зная ( или плохо зная) учеников

и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.

С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: "Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги". Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Восполнить пробел педагогических знаний помогают памятки, которые родители с удовольствием читают, переосмысливая свои родительские обязанности. Например:

* Ребёнок - чистый лист, и от мудрости и желания воспитателя зависит, что появится на листе: яркие светлые узоры или разрозненные бессвязные картинки.

* Воспитанный ребёнок - живая реклама мудрости родителей.

* Воспитать ребёнка - всё равно, что двигаться по лабиринту: то натыкаешься на тупик, то снова и снова возвращаешься на исходную позицию.

* Дети - это счастье, созданное вашим трудом.

Семья - это маленькая страна, в которой ПАПА - президент, МАМА - министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций. А РЕБЁНОК - это народ, который постоянно что-то требует, возмущается и устраивает забастовки!

Семья - это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!

Э. Асадов

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В своей практике я использую проведение совместных праздников с родителями. Это сближает пап и мам с детьми, с другими родителями, с учителем, а в детской среде воспитывает дух коллективизма, единой целой школьной семьи.
В моём классе родители на внеклассных мероприятиях не просто гости, но и активные участники. «Праздник первой четвертной оценки» повышает у детей учебную мотивацию, воспитывает у родителей позитивное отношение к учебной оценке.

Интеллектуальные марафоны среди детей и родителей способствует сплочению коллектива и открытию для себя ещё неизвестных сторон интересов и увлечений детей, а также их родителей.

Актуализировать проблему воспитания в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми; помогает нетрадиционное тематическое родительское собрание «Педагогика понимания», ведущими которого

являются сами дети. В роли директора школы, кандидата педагогических наук, доктора медицины, педагога - новатора дети на примере простых жизненных ситуаций предупреждают родителей от совершения наиболее распространённых ошибок.

Например:

Вот ведь как порой бывает…

- Папа вазу опрокинул. Кто его накажет?

- Это к счастью, это к счастью! Всё семейство скажет.

- Ну а если бы к несчастью, это сделал я?

- Ты разиня, ты растяпа, скажут про меня.

Каков ваш взгляд на воспитание?

На доске перечень слов и словосочетаний, которые могут вызвать у вас разные ассоциации. Нужно выбрать наиболее точно отражающую ваш взгляд на воспитание.

ВОСПИТАНИЕ - это ЛАБИРИНТ, ФАКЕЛ, БЕЛЫЙ ЛИСТ, ЗЕРКАЛО, КНУТ И ПРЯНИК, ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕРЕВА, РОДНИК или ДОРОГА БЕЗ КОНЦА.

Обсуждение показало, что самой яркой и точной ассоциацией с понятием «воспитание» стала ДОРОГА БЕЗ КОНЦА. Некоторые выбрали ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕРЕВА, и это тоже верно.

Единственного ответа на этот вопрос, конечно не существует. Но все мы должны помнить слова Дж. Локка: « Судьба народа - в руках родителей и учителей…»

Практика работы с родителями показывает, что активное использование нетрадиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Решающий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что фундамент зарождения личности закладывается именно в начальной школе, поэтому так важно, чтобы родители и учитель были «заодно» и действовали только сообща, совместными усилиями.

Вот такую технологию работы с родителями я выбрала. Конечно, не всего я ещё достигла и не все задачи решила, но добилась самого главного: родители поверили мне, мы с ними единомышленники, способные дать образование ребёнку, воспитать его счастливым человеком и самим быть счастливым и успешным от общения.

А закончить выступление мне хотелось бы словами С.Соловейчика и А.Сент - Экзюпери.


« Воспитание - это терпение». ( С.Соловейчик ) « Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери ». ( А.Сент - Экзюпери )


© 2010-2022