Урок чтения. Песня Я на гору шла

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3



Тема урока: Народная мудрость. Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки. Цель урока: познакомить детей с понятием «фольклор»; с жанрами фольклора: народной песней, колыбельной, загадкой. Задачи: формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные (самоопределение, смыслообразование, морально - этическая ориентация): - воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе; - формировать чувство прекрасного на основе художественных текстов; познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций): - расширить знания детей о жанре устного народного творчества «песня», «загадка»; - сформировать представление и разработать схему построения загадки; регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность): коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.


Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.
-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) -Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.
2. Проверка домашнего задания. Наизусть стихотворения А.Прокофьева «Родина» (в паре).
3. Актуализация знаний. -Ребята, откройте учебник на стр. 15, прочитайте как называется второй раздел нашего учебника? ( «Народная мудрость»). -Как вы понимаете выражение «народная мудрость»? -Прочитайте в учебнике название цветка и название его лепестков. - К какому творчеству относятся эти жанры? Вывод : Все эти жанры являются устным народным творчеством или фольклором. -Почему народное творчество названо живым цветком?
4. Постановка цели урока. -Так попытайтесь сформулировать цель нашего урока. (Изучить жанры устного народного творчества).
-Посмотрите, какой у нас красивый пушистый цветок. И все его лепестки-жанры мы не сможем охватить за один урок, а продолжим знакомство и на последующих уроках.
5. Открытие нового. а) Колыбельная песня. - Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека, Как вы думаете, что это за жанр? Колыбельные песни.

- Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Для маленьких детей мамы, няни поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребёнка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое. -Давайте с вами послушаем одну из таких колыбельных песен: -А кто из вас знает колыбельные песенки? -Но народ сочинял не только колыбельные песни.
б) Русская народная песня -У каждого народа есть хороводные, свадебные, праздничные песни. Эти песни живут в народе много-много лет. И дошли они до наших дней. -Давайте с вами послушаем русские народные песни и узнаем, к каким музыкальным жанрам они относятся. (Историческая, хороводная, плясовая, протяжная, рекрутская, наигрыш)
-Ребята, на странице нашего учебника помещён текст русской народной песни «Я с горы на гору шла…».
Работа с текстом произведения. -Как надо читать эту песню-плавно или быстро? Поясни свой ответ. Прочитай, выделяя голосом повторяющиеся слова.
Работа с иллюстрацией -Как художник показал, что это русская народная песня? -Какие краски выбрал? Почему? -Какие строчки из песни подходят к иллюстрации?
Упражнение в чтении Конкурс на самое выразительное чтение. Предлагаю спеть песню.
Физкультминутка Включается музыкальная запись песни «Я с горы на гору шла…».
Загадки -Ребята, всем вам известны с раннего детства загадки. -А это тоже жанр фольклора. Давайте отгадаем загадки.
-А что же такое загадка? - Загадка - это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка - это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт.
- Как строится загадка? school-collection.edu.ru/catalog/res/045079ff-4b1a-446c-91da-74f607a2539a/view/
Работая с текстом учебника - Сформулируйте принципы построения загадки.
- Прочитайте загадку. - Как вы догадались, что речь идёт о грибе?
Исследовательская работа - Найдите ещё загадку описательного характера. Вывод : Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д.
6. Первичное закрепление 1)Работа по группам. Задание для 1 группы: Придумать загадку о грибе. Задание для 2 группы: Придумать загадку о кошке. Задание для 3 группы: Придумать загадку о карандаше. Задание для 4 группы: Придумать загадку о собаке. Проверка работы в группах.
2)Игра «Собери урожай с волшебного огорода» school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a270a-0a01-0180-0079-0192787b5d37/view/
7. Рефлексия -Итак, ребята, наш урок подходит к концу. -Как по-другому называется устное народное творчество? -С какими жанрами мы сегодня познакомились? Я предлагаю вам выбрать начало предложения и закончить его. Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.
8. Домашнее задание Задание даётся по выбору: найти книгу с загадками; выучить 2-3 загадки на любую тему и нарисовать отгадку; сочинить свою загадку.
© 2010-2022