Родительское собрание Как привить любовь к чтению

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как привить любовь к чтению

Родительское собрание в 1 классе

Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.

-Сколько времени должен читать ребенок, как увлечь чтением, что нужно делать родителям, чтобы ребенок хотел читать, как привить любовь к чтению. Вот на эти вопросы мы сегодня с вами и постараемся ответить. Слайд 1



Выступление школьного библиотекаря.



Чтобы книга стала ребенку другом, родители должны придерживаться двух правил: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во - вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

Разговор о технике чтения слайд 2,3,4 Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение.

  • Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
  • Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.
  • Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.
  • Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении заданий.
В начальной школе ученики осваивают чтение вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча- это чтение «глазами» без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения молча.

Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению молча. Труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слух и зрение, мышление и память. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом и чтение молча. Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

Первоклассники находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Дети только научились читать и поэтому им интересен процесс чтения. Если будет упущено время, то к концу 4 класса некоторые дети не смогут достичь необходимого минимума 90 слов в минуту.
За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8-10 слов в минуту.
Если скорость чтения достигла 40-50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например - 41. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их - 46. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их - 50. Т.о. для развития беглости чтения у детей важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому если вы хотите помочь освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения. Самозамеры- ребёнок видит свои достижения в овладении техникой чтения.
Чтение перед сном. Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.

-Итоги проверки техники чтения (апрель). Слайд 5

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение - это чтение в темпе 150 слов в минуту.

Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, то темп чтения должен быть 120-150 слов .

Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации: слайд

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно совместное чтение
Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье - это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку - это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

( 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей)слайд

1. Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

2. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

3. Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть - ребенок.

4. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

5. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим - каждый день по 15-20 минут
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика .Раздать список рекомендованной литературы

Работа в группах Дискуссия с родителями по следующим ситуациям:

СИТУАЦИЯ 1

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как оценить поведение матери?



СИТУАЦИЯ 2 Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», - умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не кричи на меня!» - грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» - угрожает мать. Как избежать конфликта? Делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

СИТУАЦИЯ 3

Мать рассказывает, что, укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждет этой минуты.

Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?

Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух?

Что дает такая традиция?

СИТУАЦИЯ 4

В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Ивану - в первый день ученья. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке - в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение.

  • Что дает такая традиция?

  • Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?

СИТУАЦИЯ 5

Сын отказывается читать . Мама говорит: « Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора тебе не будет!»

  • Уместен ли торг между родителями и ребёнком?

Говоря так ребёнку мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой , и телевизор, который становится развлеченьем, подарком за сделанное что-то.

Из опыта родителей -слайд 7

ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Где спрятался седьмой козленок ( в печке) 2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон) 3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик) 4. Какая птица доставила Айболита в Африку ( орел) 5. Какого цвета волосы Мальвины (голубого) 6. В какой сказке встречаются зима с летом ( 12 месяцев) 7. Название города в котором жил незнайка (Цветочный) 8. Кем был Дуремар ( аптекарем) 9. Кто написал сказку «Колобок» ( русский народ) 10. Умелец, подковавший блоху (Левша) 11. Герой сказки, который живет на крыше (Карлсон) 12. Кто был кучером у Золушки ( крыса) 13. Из чего сделал домик поросенок Нуф - Нуф ( прутья) 14. Какое домашнее животное помогло своему хозяину стать маркизом ( кот) 15. Кто тянул репку перед жучкой (внучка) 16. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин) 17. Что повредила серая шейка ( крыло) 18. Эта героиня сказки спасла принца. Отдав морской ведьме свой голос ( Русалочка) 19. Птичка - бандит (соловей - разбойник) 20. Как называется вода, которой в сказках оживляют людей (живая) 21. Часть тела Чебурашки неестественно больших размеров ( уши) 22. Какого размера был сказочный мальчик знаменитый своим маленьким ростом (с пальчик) 23. Маленький друг Нафани (Кузя)

  • Показ образца читательского дневника.
  • Ознакомление с правилами ведения читательского дневника.
Надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему? Это сложно и начинать надо с малого.

















Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса (раздать каждому родителю)

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

III. Осмысление итогов собрания

1. Родители делятся своим опытом, как привить детям любовь к чтению.
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. Решение собрания.

Родительское собрание Как привить любовь к чтению.Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

Родительское собрание Как привить любовь к чтению.В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской - не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

Родительское собрание Как привить любовь к чтению.Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Родительское собрание Как привить любовь к чтению.Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного.

Родительское собрание Как привить любовь к чтению.Держать связь с библиотекой.

Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Запишите ребёнка в библиотеку и контролируйте её посещение.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Запишите ребёнка в библиотеку и контролируйте её посещение.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  • Запишите ребёнка в библиотеку и контролируйте её посещение.

  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

  • Воспитывайте бережное отношение к книге.

  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

© 2010-2022