- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час, посвященный 70 летию Победы
Классный час, посвященный 70 летию Победы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ледовская С.Е. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час
во 2 классе
«Дети войны…» Проведённый совместно с Долгих В.С., почетным жителем п. Сява, который и является тем ребенком войны…
Цели и задачи:
· расширить представления детей о Великой Отечественной войне
· рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок
· показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
· воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народа
· побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях
· прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне
Оборудование:
· компьютер
· мультимедийный проектор
· экран
· диск с презентацией «Дети войны…»
фонограммы:
-
песня « Пусть всегда будет солнце»
-
голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
-
песня «Вставай страна огромная…»
-
песня «Хотят ли русские войны..»
-
песня «Орленок» (муз. В. Белого, сл. Я. Шведова).
-
«Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова).
Выставка книг о войне, рисунки учащихся на тему «Счастливое детство» , портрет Тани Савичевой, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка:
поиск материала о пионерах-героях
подготовка сообщений, стихов, запись воспоминаний родных и близких о военном детстве
конкурс рисунков «Счастливое детство»
подготовка учащимися пословиц о Родине, войне, смелости
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
(звучит 1 - й куплет песни « Пусть всегда будет солнце»
Музыка: А. Островский Слова: Л. Ошанин)
Солнечный круг,
Небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И написал в уголке:
Припев:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
1. Вступительное слово ведущего.
-Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков на тему «Счастливое детство»
(на доске рисунки учащихся)
- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?
-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым?
(ответы детей)
-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?
(ответы детей)
Учитель. Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.
Ученик: Наше детство убила война!
Всюду были голод, разруха,
Но у нас не сломила она
Чувство гордости, силу духа!
До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее
И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…
Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.
Перелистывая страницы и слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев - хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?
1 страница
« ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»
Ведущий:
Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина. Мирно спят люди. И вдруг…
Звучит голос Левитана (аудиозапись о начале войны)
Внимание!
Говорит Москва!
Говорит Москва!
Заявление советского правительства.
Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…
Ведущий:
В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…
Звучит песня «Вставай страна огромная…»
И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили вместе на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу прогнать ненавистного врага.
Ученик.
Его я узнал не из книжки
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
Ведущий: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше - вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…
Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.
Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам.
Ученица.
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
Б. Окуджава.
Словарная работа.
Ведущий:
-Война. Это страшное слово.
Подберите слова -синонимы к слову «война»
(война -бой, битва, сражение)
-Подберите слова -синонимы к слову «солдат»
(солдат - воин, боец…)
-Почему война называлась Великой? Отечественной?
-Какие еще прилагательные вы можете подобрать к слову «война»?
2 страница
« ДЕТИ - СЫНЫ ПОЛКА»
(страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, освободительная)
Ведущий:
Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.
Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт.
Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".
Ученики
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага -
Сыны полков своей страны.
Ведущий;
Как много пришлось им испытать в те годы!
На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.
Как быстро взрослели дети! Ненависть к врагу, желание отомстить за своих родных и близких заставляли детей сражаться вместе со взрослыми.
-
3 страница
« ДЕТИ В ТЫЛУ»
Ученик. Мне на веку запомнилось немало, И только детства вспомнить не могу: Его война, как стебелёк, сломала Июньским днём за речкой, на лугу. Была земля и жесткой, и метельной. Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство и война.
Ведущий:
Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.
Отцы на фронт - дети на завод.
Ученик.
Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла -
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих завода,
А было рабочим - всего по одиннадцать лет.
Ведущий:
Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.
Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.
Не только на заводах ребята помогали старшим.
Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, хлебом, мясом.
Ученик.
Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
И точно помню: знал я точно,
Что надо фронту помогать,
Что надо срочно и досрочно,
И безогрешисто пахать.
И я пахал, пахал и сеял.
И мать, забыв и мор и глад,
Шептала богу и соседям
Про мой крестьянственный талант.
Ведущий:
Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь.
Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны?
(ответы детей)
Ведущий: Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.
Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.
Поэтому эти дети, маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.
Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие, тревожные, военные треугольники…
Ученик.
Страшно и больно подумать о том,
Что будет завтра, за пройденным днем,
С ужасом все почтальона встречают
И треугольный конверт открывают.
Слезы струятся с морщинистых глаз,
Умер, погиб он, оставил он нас.
Учитель.
Война - это разруха. Многие семьи оставались без крова. Их дома были разрушены в результате бомбежек. Часто люди покидали свои дома, спасаясь от оккупантов, уходили в леса, жили в землянках и шалашах.
Война - это голод и холод. В годы войны дети не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней.
Война - это боль и страдания. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжелые дни.
4 страница
«Дети в блокаде»
Ученик.
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова голодных умирающих детей.
Ведущий:
«Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.
«Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть…
Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
- Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
Зима гг. была на редкость суровой. Блокада.
Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся.
Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.
За этот период было изготовлено:
95 тыс. корпусов снарядов и мин;
380 тыс. гранат;
435 тыс. взрывателей.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.
Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...
В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. В Ленинграде начался голод. В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ученик
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
не всех оставляя в живых.
Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.
Блокадный паек - 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ученик
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щёки белые, как мел.
-Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
-Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: Хлеба нет.
Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
Ученик
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
-Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
(на доске портрет Тани Савичевой)
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
Ученик
Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник -
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик:
«Из дневника Тани Савичевой».
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г..
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942
Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 утра 1942
Савичевы умерли. Умерли все".
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Ученик
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
Ведущий:
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
-Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?
-Подумайте, а всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?
-Задумайтесь, изменилось ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?
-О ЧЕМ ЗАСТАВИЛА ВАС ЗАДУМАТЬСЯ ЭТА ФРАЗА «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ…БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»?
(ответы детей)
5 страница
«ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»
Любая война - это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое - жизнь детей.
Ученик
Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд.
Ведущий:
Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Вот так просто угасали жизни.
Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки - отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Звучит песня «Хотят ли русские войны..»
6 страница
«ДЕТИ - ПАРТИЗАНЫ»
Ведущий:
В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами.
Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.
Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.
Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.
Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.
Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!
Ученик
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым!
Р. Рождественский. Реквием.
1 ученик
Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.
2 ученик
Валя Котик Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.
Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
3 ученик
Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку - она ничего не сказала фашистам о подполье.
Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.
4 ученик
Марат Казей. Еще один юный партизан - белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».
В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.
Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
5 ученик
Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел.
Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.
Учитель-Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?
(ответы детей)
- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?
(ответы детей)
Ведущий:
«Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.
7 страница
«ДЕТИ И НАГРАДЫ»
Ведущий:
Беспощадной волею войны дети оказались в пекле страданий и невзгод. Но они вели себя, как герои, осилили и стерпели то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. А они смогли.
В годы Великой Отечественной более 35 тыс. пионеров - юных защитников Родины были награждены боевыми орденами и медалями.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Орденом Ленина
Орденом Красного Знамени
Орденом Отечественной войны 1-й степени
Орденом Красной звезды
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой отечественной войны», свыше - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 - медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова
Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Объявляется минута молчания…
8 страница
«ПАМЯТИ ПАВШИХ»
Дети войны …
Они отдали своё детство за победу, детство - солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.
Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...
Ученики
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты...
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде - каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы…
9 страница
«КНИГА ПАМЯТИ »
Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
-
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
Мы начали писать нашу школьную «Книгу памяти», в которую будем вносить все воспоминания о войне ветеранов и участников, вырезки из газет о детях войны, ваши рисунки, стихи о детях войны, ваши собственные стихи и другие материалы о войне.
Пусть это будет нашим вкладом в общее дело «Памяти павших…»
Ученик
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, -
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
автор Потаповская О. М.
Дети войны - у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове.
-Как мы можем помочь этим людям? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Ведущий:
Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну - они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей!
- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.
-Что значит защищать Родину?
-Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?
(ответы детей)
Учитель
-Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.
Учитель: сегодня на наш классный час мы пригласили человека, который очень известен в нашем поселке. Это Долгих Владимир Сергеевич. Это человек, чье детство выпало на дни войны. Он пришел к нам, чтобы рассказать о том, что он знает, что видел и сам испытал. Внимательно послушайте его рассказ. А вопросы зададите после его выступления.
18