- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Начальная школа ХХI века
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Начальная школа ХХI века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Серегина Т.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение к образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
Рассмотрено:
на заседании МО
протокол №_5 от
«25»__мая___2015 г.
Согласовано:
Зам.дир. по УР
__________________________
«___»______________201_г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №__
от ________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ "СОШ №29"
____________ Приказ № ____ от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСкУССТвУ
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование, 1 класс
(уровень образования)
2015 - 2016 учебный год
(срок реализации программы)
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Оглавление
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для первого класса составлена в соответствии с нормативными документами: 1.ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). 2.Примерных программ начального общего образования. 3.Программой «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011. 4. Образовательной программы МБОУ «СОШ №29» на 2015-2016 уч. год. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011. 2.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В.. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана - Граф, 2011./ На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю). Определяющая характеристика данной программы - интеграция искусства и полихудожественное развития школьника. Цель уроков в начальной школе - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся: -формирование целостного, гармонического восприятия мира; -активизацию самостоятельной творческой деятельности; -развития интереса к природе и потребности общения с искусством; -формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; -воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа. Задачи изучения предмета -воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве. -развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности. -формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне. -развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 1 класса.
Общая характеристика учебного предмета
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом. 1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я - часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения - умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.). Предложенная в программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что позволяет педагогу увеличивать количество часов на изобразительное искусство исходя из возможностей и особенностей класса. Методической основой преподавания изобразительного искусства является:- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа в год. 1 час в неделю. В первой четверти предмет «Изобразительное искусство» интегрируется с предметом «Литературное чтение».Класс
Количество часов в год
Количество часов по четвертям
I
II
III
IV
1
33
9
7
9
8
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно - творческой деятельности Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребенком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства: - формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности; - развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: -целостное, гармоничное развитие мира; -интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; -умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; -способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы; -способность различать звуки окружающего мира; -представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство; -самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов; -умение доводить работу до конца; -способность предвидеть результат своей деятельности; -способность работать в коллективе; -способность работать индивидуально и в малых группах; -готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение; -адекватная оценка результатов своей деятельности. Метапредметными результатами обучения являются: -постановка учебной задачи и контроль ее выполнения; -принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения; -самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса; -самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов; -умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; -умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин; -умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; -умение проводить самостоятельные исследования; -умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; -умение находить нужную информацию в Интернете; -участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений; -умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием; -понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного; -умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними; -умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; -обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Предметными результатами обучения являются: -сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне -умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания; -умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; -способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; -умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге; -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства; -сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории; -активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; -понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека; -понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа; -умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища; -умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном; -умение развивать предложенную сюжетную линию; -сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности; -умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; -умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства; -умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
К концу 1 класса учащиеся должны получить начальные сведения:
- о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаши, краски и пр.);
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о разнообразности и назначении художественных промыслов, связи функциональности вещи и украшения ее узором (Хохлома, Городец, Павлово-Посад, Семенов, Жостова и Полхов-Майдан);
- о цветоведении (основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах наборов акварельных красок);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, знать назначение палитры и использовать ее в работе.
К концу учебного года учащиеся должны уметь
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передавать художник);
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, ровно закрывать поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление мазков согласно форме;
-использовать формат (горизонтальный, вертикальный) в соотвествии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки, определять величину и расположение в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение: изображать основание более близких предметов ниже (на бумаге), дальних - выше, ближние предметы крупнее равных, но удаленных;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуру человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (бумага, картон и т.д.)
Содержание учебного предмета
№
п/п
Разделы курса
Количество часов
Практическая работа
1
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
16 ч
10 ч
2
Развитие фантазии и воображения.
11 ч
7 ч
3
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
6 ч
4 ч
Содержание тем учебного курса.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму ( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
2. Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
-
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Виды учебной деятельности
План.
дата
Факт.
дата
Предметные
Метапредметные
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)
1
Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками.
Комбинированный
Изучать окружающий предметный мир и мир природы,
наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа. Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
3.09
2
Чем и как рисовали люди.
Комбинированный
Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев ). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
10.09
3
Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.
Комбинированный
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатлениеот увиденного в природе, в окружающейдействительности.Изображать по памяти и представлению.
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
17.09
4
Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и с другими видами искусств.
Комбинированный
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
24.09
5
Художник-живописец. Первые представления о композиции.
Комбинированный
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1.10
6
Художник- график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).
Комбинированный
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях.
Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
8.10
7
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.
Комбинированный
Импровизировать на темы контраста и нюанса. Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
15.10
8
Идем в музей. Художник -скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.
Комбинированный
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.
22.10
9
Лепка рельефа на свободную тему.
Комбинированный
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
29.10
10
Времена года. Теплые и Холодные цвета.
Комбинированный
Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.
2 чет.
12.11
11
Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.
Комбинированный
Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение,
впечатление в работе, создавать художественный образ.
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
19.11
12
Освоение техники бумажной пластики. Аппликация.
Комбинированный
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
26.11
13
Мастерская художника
Комбинированный
Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник- живописец и художник-скульптор».
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
3.12
14
Художник- архитектор. Конструирование замкнутого пространства.
Комбинированный
Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;
2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
10.12
15
Идем в музей
Комбинированный
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий,
создавать композиции по мотивам увиденного.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
17.12
16
Художник-прикладник
Комбинированный
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе.
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
24.12
17
Делаем игрушки сами.
Комбинированный
Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме.
Создавать коллективные композиции.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);
3 чет.
14.01
18 Кляксография. Освоение Техники работы «от пятна».
Комбинированный
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы;
21.01
19
Какие бывают картины? Пейзаж
Комбинированный
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику.
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы;
1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);
28.01
20
Какие бывают картины? Портрет.
Комбинированный
Передавать характерные черты внешнего облика человека.
Использовать пропорциональные соотношения лица.
Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
4.02
21
Какие бывают картины? Сюжет.
Комбинированный
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома
11.02
22
Какие бывают картины: натюрморт.
Комбинированный
Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
25.02
23
Идем в музей. Жанры изобразительного искусства.
Комбинированный
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.
Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома
3.03
24
Иллюстрация: рисунок в книге.
Комбинированный
Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
10.03
Инт
мат
25
Природа - великий художник.
Комбинированный
Уметь наблюдать и замечать изменения в
природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.
1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома
17.03
26
Времена года.
Комбинированный
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
4 чет.
31.03
27
Акварель
Комбинированный
Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях. Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.
Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);
2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);
3.04
28
Сказка с помощью линии.
Комбинированный
Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.
Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером.
Личностные:
- давать эстетическую оценку и выражать свое отношение;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
7.04
29
Рисование животных из клякс.
Комбинированный
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения.
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
14.04
30
Лепим животных
Комбинированный
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
21.04
31
Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.
Комбинированный
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или росписью.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
28.04
32
Разноцветный мир природы.
Комбинированный
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
Личностные:
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы;
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
5.05
33
Идем в музей. Времена года.
Комбинированный
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;
2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
3. Выполнять простые по композиции аппликации.
12.05
Описание материально-технической базы
Учебно-методический комплект: Программа Программа «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб. Сборник программ комплекту учебников «Начальная школа XXI века»[Сборник] - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 176 с Учебник: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2011г. Рабочая тетрадь: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015 г Методические пособия:Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г 1. 2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/education 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: uroki.ru 4. Технические средства обучения. 1. Мультимедийная доска 2. Телевизор 3. Компьютер 4. Документ-камера
Корректировка выполнения программы,
связанная с рисками в 2015 - 2016 учебном году.
Риски
Выполнение программ
класс
предмет
дата
кол-во
часов
тема
дата
предмет
тема
учитель 1 Б Изобразительное искусство 03.09 1
Кто такой художник?
Освоение техники работы кистью и красками. 03.09 Окружающий мир
Давай
познакомимся
1 Б Изобразительное искусство 10.09 1
Чем и как рисовали люди. 10.09 Окружающий мир
Правила поведения
в школе
1 Б Изобразительное искусство 17.09 1
Знакомство с палитрой.
Создание своих цветов и
оттенков. 17.09 Окружающий мир
Что нам осень подарила РК«Разнообразие растительного мира ХМАО»
1 Б Изобразительное искусство 24.09 1
Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и с другими видами искусств. 24.09 Окружающий мир
Семья РК «Одежда и обувь народов Югры»
1 Б Изобразительное искусство 01.10 1
Художник-живописец.
Первые представления о композиции. 01.10 Окружающий мир
Любимые занятия. Воскрес-ный день
1 Б Изобразительное искусство
08.10 1
Художник- график. Знакомство с разными художественными материа-лами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).
08.10 Окружающий мир
Человек
и домашние животные
1 Б Изобразительное искусство
15.10 1
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.
15.10 Окружающий мир
Птицы осенью
1 Б Изобразительное искусство
22.10 1 Идем в музей. Художник -скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.
22.10 Окружающий мир
Где ты живешь? РК «Где мы живем?»
1 Б Изобразительное искусство
29.10 1 Лепка рельефа на свободную тему.
29.10 Окружающий мир Ты и вещи