Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Начальная школа ХХI века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»







Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №_5 от

«25»__мая___2015 г.

Согласовано:

Зам.дир. по УР

__________________________

«___»______________201_г.




Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №__

от ________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СОШ №29"

____________ Приказ № ____ от ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСкУССТвУ

(наименование учебного предмета)

Начальное общее образование, 1 класс

(уровень образования)

2015 - 2016 учебный год

(срок реализации программы)


(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)




Оглавление





Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для первого класса составлена в соответствии с нормативными документами: 1.ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). 2.Примерных программ начального общего образования. 3.Программой «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011. 4. Образовательной программы МБОУ «СОШ №29» на 2015-2016 уч. год. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011. 2.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В.. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана - Граф, 2011./ На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю). Определяющая характеристика данной программы - интеграция искусства и полихудожественное развития школьника. Цель уроков в начальной школе - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся: -формирование целостного, гармонического восприятия мира; -активизацию самостоятельной творческой деятельности; -развития интереса к природе и потребности общения с искусством; -формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; -воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа. Задачи изучения предмета -воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве. -развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности. -формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне. -развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.


Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 1 класса.

Общая характеристика учебного предмета

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом. 1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я - часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения - умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.). Предложенная в программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что позволяет педагогу увеличивать количество часов на изобразительное искусство исходя из возможностей и особенностей класса. Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
  • процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся. 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах. 2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления -вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. 3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю. Так как обучение в 1 классе является безотметочным, то на основании диагностических работ и методик, проводимых педагогом-психологом и другими специалистами школы, в конце учебного года учитель заполняет листы успешности обучающихся, в которых отражены уровни сформированности УУД.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 33 часа в год. 1 час в неделю. В первой четверти предмет «Изобразительное искусство» интегрируется с предметом «Литературное чтение».

Класс

Количество часов в год

Количество часов по четвертям

I

II

III

IV

1

33

9

7

9

8

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно - творческой деятельности Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребенком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства: - формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности; - развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: -целостное, гармоничное развитие мира; -интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; -умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; -способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы; -способность различать звуки окружающего мира; -представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство; -самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов; -умение доводить работу до конца; -способность предвидеть результат своей деятельности; -способность работать в коллективе; -способность работать индивидуально и в малых группах; -готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение; -адекватная оценка результатов своей деятельности. Метапредметными результатами обучения являются: -постановка учебной задачи и контроль ее выполнения; -принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения; -самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса; -самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов; -умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; -умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин; -умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; -умение проводить самостоятельные исследования; -умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей; -умение находить нужную информацию в Интернете; -участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений; -умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием; -понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного; -умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними; -умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом; -обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Предметными результатами обучения являются: -сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне -умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания; -умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; -способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства; -умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге; -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства; -сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории; -активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека; -понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека; -понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа; -умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища; -умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном; -умение развивать предложенную сюжетную линию; -сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности; -умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла; -умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства; -умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

К концу 1 класса учащиеся должны получить начальные сведения:

- о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаши, краски и пр.);

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о разнообразности и назначении художественных промыслов, связи функциональности вещи и украшения ее узором (Хохлома, Городец, Павлово-Посад, Семенов, Жостова и Полхов-Майдан);

- о цветоведении (основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах наборов акварельных красок);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, знать назначение палитры и использовать ее в работе.

К концу учебного года учащиеся должны уметь

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передавать художник);

- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, ровно закрывать поверхность в пределах намеченного контура;

- менять направление мазков согласно форме;

-использовать формат (горизонтальный, вертикальный) в соотвествии с задачей и сюжетом;

- использовать навыки компоновки, определять величину и расположение в зависимости от размера листа бумаги;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение: изображать основание более близких предметов ниже (на бумаге), дальних - выше, ближние предметы крупнее равных, но удаленных;

- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;

- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуру человека, игрушки);

- составлять аппликационные композиции из разных материалов (бумага, картон и т.д.)

Содержание учебного предмета

п/п

Разделы курса

Количество часов

Практическая работа

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

16 ч

10 ч

2

Развитие фантазии и воображения.

11 ч

7 ч

3

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

6 ч

4 ч

Содержание тем учебного курса.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму ( изобразительное искусство и окружающий мир).

Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм, настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

2. Развитие фантазии и воображения.

Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

  1. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

План.

дата

Факт.

дата

Предметные

Метапредметные

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)

1

Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками.

Комбинированный

Изучать окружающий предметный мир и мир природы,

наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа. Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

3.09

2

Чем и как рисовали люди.

Комбинированный

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев ). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

10.09

3

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

Комбинированный

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатлениеот увиденного в природе, в окружающейдействительности.Изображать по памяти и представлению.

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

17.09

4

Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и с другими видами искусств.

Комбинированный

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

24.09

5

Художник-живописец. Первые представления о композиции.

Комбинированный

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1.10

6

Художник- график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).

Комбинированный

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях.

Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

8.10

7

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

Комбинированный

Импровизировать на темы контраста и нюанса. Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

15.10

8

Идем в музей. Художник -скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.

Комбинированный

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

22.10

9

Лепка рельефа на свободную тему.

Комбинированный

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

29.10

10

Времена года. Теплые и Холодные цвета.

Комбинированный

Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.

2 чет.

12.11

11

Времена года. Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

Комбинированный

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение,

впечатление в работе, создавать художественный образ.

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

19.11

12

Освоение техники бумажной пластики. Аппликация.

Комбинированный

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

26.11

13

Мастерская художника

Комбинированный

Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник- живописец и художник-скульптор».

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

3.12

14

Художник- архитектор. Конструирование замкнутого пространства.

Комбинированный

Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

10.12

15

Идем в музей

Комбинированный

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий,

создавать композиции по мотивам увиденного.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

17.12

16

Художник-прикладник

Комбинированный

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе.

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

24.12

17

Делаем игрушки сами.

Комбинированный

Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме.

Создавать коллективные композиции.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);

2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);

3 чет.

14.01

18 Кляксография. Освоение Техники работы «от пятна».

Комбинированный

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- задавать вопросы;

21.01

19

Какие бывают картины? Пейзаж

Комбинированный

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- задавать вопросы;

1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);

2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);

28.01

20

Какие бывают картины? Портрет.

Комбинированный

Передавать характерные черты внешнего облика человека.

Использовать пропорциональные соотношения лица.

Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

4.02

21

Какие бывают картины? Сюжет.

Комбинированный

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома

11.02

22

Какие бывают картины: натюрморт.

Комбинированный

Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности.

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

25.02

23

Идем в музей. Жанры изобразительного искусства.

Комбинированный

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома

3.03

24

Иллюстрация: рисунок в книге.

Комбинированный

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

10.03

Инт

мат

25

Природа - великий художник.

Комбинированный

Уметь наблюдать и замечать изменения в

природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.

1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

3. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

4. Применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома

17.03

26

Времена года.

Комбинированный

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнера понятия, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

4 чет.

31.03

27

Акварель

Комбинированный

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях. Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.

Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);

2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зелёный и т.д.);

3.04

28

Сказка с помощью линии.

Комбинированный

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.

Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером.

Личностные:

- давать эстетическую оценку и выражать свое отношение;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

7.04

29

Рисование животных из клякс.

Комбинированный

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения.

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

- видеть, чувствовать и изображать красоту природы;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

14.04

30

Лепим животных

Комбинированный

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

21.04

31

Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения.

Комбинированный

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать изделие аппликацией или росписью.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

28.04

32

Разноцветный мир природы.

Комбинированный

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.

Личностные:

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- задавать вопросы;

1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

5.05

33

Идем в музей. Времена года.

Комбинированный

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

- осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия;

1. Устно описывать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

12.05



Описание материально-технической базы

Учебно-методический комплект: Программа Программа «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб. Сборник программ комплекту учебников «Начальная школа XXI века»[Сборник] - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 176 с Учебник: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2011г. Рабочая тетрадь: Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015 г Методические пособия:

Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова. Методическое пособие для учителя. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г 1. 2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/education 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: uroki.ru 4. Технические средства обучения. 1. Мультимедийная доска 2. Телевизор 3. Компьютер 4. Документ-камера


Корректировка выполнения программы,

связанная с рисками в 2015 - 2016 учебном году.


Риски

Выполнение программ

класс

предмет

дата

кол-во

часов


тема

дата

предмет

тема

учитель 1 Б Изобразительное искусство 03.09 1

Кто такой художник?

Освоение техники работы кистью и красками. 03.09 Окружающий мир

Давай
познакомимся

1 Б Изобразительное искусство 10.09 1

Чем и как рисовали люди. 10.09 Окружающий мир

Правила поведения
в школе


1 Б Изобразительное искусство 17.09 1

Знакомство с палитрой.

Создание своих цветов и

оттенков. 17.09 Окружающий мир

Что нам осень подарила РК«Разнообразие растительного мира ХМАО»


1 Б Изобразительное искусство 24.09 1

Взаимосвязь изобразительного искусства с природой, жизнью и с другими видами искусств. 24.09 Окружающий мир

Семья РК «Одежда и обувь народов Югры»


1 Б Изобразительное искусство 01.10 1

Художник-живописец.

Первые представления о композиции. 01.10 Окружающий мир

Любимые занятия. Воскрес-ный день


1 Б Изобразительное искусство

08.10 1

Художник- график. Знакомство с разными художественными материа-лами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом).

08.10 Окружающий мир

Человек

и домашние животные


1 Б Изобразительное искусство

15.10 1

Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим.

15.10 Окружающий мир

Птицы осенью


1 Б Изобразительное искусство

22.10 1 Идем в музей. Художник -скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.

22.10 Окружающий мир

Где ты живешь? РК «Где мы живем?»


1 Б Изобразительное искусство

29.10 1 Лепка рельефа на свободную тему.

29.10 Окружающий мир Ты и вещи



© 2010-2022