Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 «Г» КЛАСС

Тема урока: Л.Н. Толстой «Два товарища»

Цель урока: познакомить детей с произведением Л.Толстого "Два товарища".


Задачи: * совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст; способствовать развитию четкой грамотной речи, умению высказывать свои мысли;

* развивать творческое мышление школьников; навыки учебного сотрудничества, первичные исследовательские навыки

* воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества.


Тип урока: урок открытия нового


Вид учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, исследовательский проект.


Оборудование: учебник (Литературное чтение 1 класс О.В. Кубасова);

- презентация урока;

- раздаточный материал (конверты, макеты колосков, цветные карандаши))

- толковый словарь Ожегова.


Этап урока

Содержание учебного материала


Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

УУД



I. Организаци

онный момент

-подровнялись, сели

- поприветствуйте наших гостей.

-какая погода сегодня?

-а совпадает ли ваше настроение с настроением природы?

- я думаю наш урок сегодня получится добрым и хорошим, а для этого мы все должны постараться.(1-2 мин)

Настрой


Садятся

Приветствуют гостей и друг друга

Личностные:

Положительное отношение к гостям, к уроку.

Регулятивные:

Организовать своё рабочее место под руководством учителя.


II. Актуализация опорных знаний.


-как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (слайд № 2)

- чему учат произведения этого раздела?

- Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).

Труд вражда правда

Смелость ложь трусливость

Лень дружба

- Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.

1. труд - лень ("Для чего руки нужны" Е .Пермяк.)

2. дружба - вражда ("Кто прав?" Л. Толстой, "Всё вместе" В. Осеева)

3. смелость - трусость ("Два раза не умирать" Л. Толстой)

4. правда - ложь ("Правда, всего дороже" Л. Толстой, "Сказка про честные ушки" С. Прокофьева).

-Кто из героев этих рассказов вам симпатичен? Почему?

- молодцы!

- Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим наш разговор о дружбе.

Задает вопросы

Контроль

дает задание

показ слайдов



Отвечают

Составляют пары слов

Приводят примеры


высказываются

Коммуникативные:

Понимать задания учителя, производить действия по заданию учителя. Познавательные: Уметь проводить сравнение по эталону (проверка по слайдам)
Коммуникативные:

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их



III.Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной задачи.

На доске эпиграф:

- девизом нашего сегодняшнего урока будут следующие слова:

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий для нас всех таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие»

Что такое дружба, каждый знает.

Может быть и спрашивать смешно

Ну а все же, что оно обозначает?

Это слово? Значит что оно? (слайд № 3)

- что же оно обозначает?

-мы слышит это слово, пользуемся, а порой сложно сформулировать.

- как же мы поступаем, когда слово не знакомо?

- А вот что написано в словаре Ожегова

«Дружба-…бескорыстная стойкая приязнь….» - Это значит ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

(слайд № 4)

- У кого есть настоящий друг, который с вами всегда рядом и радости и в беде?

- а случайно ли мы говорим о дружбе?

- как вы думаете, о чем наше сегодняшнее произведение.

-поставим задачи поставим на урок лит. чтения



читает

Задает вопросы



Показ слайда

Обсуждают

Обобщает ответы учащихся

Читает ребенок


Слушают

Отвечают


Слушают

Обсуждают

Ставят задачи урока

















Познавательные ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя, определять, что обозначает слово. строить рассуждения. Регулятивные:

Формулирование темы урока и постановка задач. Умение работать со словарями.


Физминутка

-Разомнемся

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

Проводит физминутку

Выполняют физминутку



IV. Работа над новым материалом

-сегодня мы познакомимся с произведением Толстого, с этим автором мы уже знакомы

- а что мы уже знаем о Толстом?

Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. Он много написал книг для детей. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро.

- как называется произведение? (читают на слайде)

- О ком пойдёт речь сегодня на уроке? ( о товарищах)

- Сколько их было? ( двое)

- Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (нет)

- Хотите узнать? (да)

Послушайте внимательно рассказ Л.Толстого "Два товарища"

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

Стратегия "Чтение текста с остановками".

1 часть. (ЧИТАЮТ ХОРОШО ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ)

- Что вы узнали из этой части?

- Как вы предполагаете, о чём пойдёт речь дальше?

- Запись ответов на доске

2 часть.

- Что вы узнали из этой части?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

- Запись ответов

3 часть.

- О чём прочитали?

- Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

- Были ли совпадения с содержанием текста?

ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА.

- Понравилось произведение? Почему?

- Какие слова подходят к рассказу? (трусость, смелость)

- Как понимаете смысл словосочетания "Бросился бежать"? (очень быстро)

- "Упал наземь?" ( упал, лёг на землю)

- Перечитаем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами?

Читают вслух по цепочке

АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО И ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ

- Кто действующие герои рассказа?

- Что произошло с мальчиками в лесу?

- Как поступил первый мальчик? Второй?

-Оцените поступки детей.( первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость).

- Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?

- Почему нет? (в беде друга не бросают)

- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)

- Почему Л.Толстой озаглавил рассказ "Два товарища?"

(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили , а в беде выяснилось ,что дружба не настоящая).

- а может и не нужна совсем дружба? Давайте порассуждаем?

-Одна девочка из нашего класса тоже задумалась над этим вопросом и провела небольшое исследование. Давайте послушаем её.

Выступление с проектом «Нужна ли дружба?»


Рассказывает в сопровождении слайдов



Обсуждают


Контроль чтения

Записывает на доске ответы

Записывает


Задает вопросы по прослушанному.

Дает установку на работу и задание

Контроль чтения

Задает вопросы по прочитанному



слушает


Слушают



Читают название произведения


Читают хорошо читающие дети

Обсуждают

Обсуждают


Обсуждают

Отвечают


Принимают задачу

Читают

Анализируют




слушают

Коммуникативные: Слушать учителя, воспринимать информацию.

Познавательные: проявлять интерес к излагаемому, материалу, анализировать его.

одноклассников, анализировать и корректировать их.



Личностные.

-проявление интереса к предмету

-умение правильно выражать свои мысли

Познавательные.

-воспринимать текст, понимать его содержание,

анализировать , отвечая на вопросы

Регулятивные УУД: высказывают своё предположение

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в общение на темы, поднятые на уроке.

Познавательные.

-воспринимать текст, понимать его содержание,

владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение,

Личностные:

оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;

понимают эмоции других людей, сопереживают;

выказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Физминутка

Физминутка для глаз


разминаются




РАБОТА В ГРУППАХ: -

- а теперь объединились в группы

-как нужно работать в группах

1 группа:

Прочтите части пословиц и соедините их .

Нет друга- ищи, а найдешь - береги.

Друзья познаются в беде.

Когда нет друга и свет не мил

- о чем они говорят? Какая пословица больше других подходит к рассказу Л.Н.Толстого?

- почему?

2 группа: объясните смысл пословицы «Друзья познаются в беде»

3.группа :составить правила дружбы

- мальчик оказался ненастоящим другом

-А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ

СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ НАСТОЯЩЕГО ТОВАРИЩА. Настоящий друг

ВЕРНЫЙ ДОБРЫЙ СКРОМНЫЙ ПОРЯДОЧНЫЙ ----Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера

.СОСТАВЛЕНИЕ ПШЕНИЧНОГО БУКЕТА

-Ребята, у вас на партах лежат колоски. Мы из них составим сейчас пшеничные букеты.

-Когда пшеница созревает, она какая становится? (желтая)

-А когда еще не созрела? (зеленая)

-Подумайте, вы уже научились дружить, колоски созрели быть настоящим товарищем?? Если да, то раскрасьте их желтым цветом, если кто-то не созрел, а только учится дружить, быть настоящим другом, зеленым ( звучит песня «Дружба крепкая»)

Теперь составим букеты. ( дети прикрепляют колоски к доске по командам, смотрим каких больше)

-Какой букет больше? (подвожу итог)

- о чем это говорит?

- большинство наших ребят считают, что готовы к настоящей дружбе. А это должно проявляться не только в словах, а в первую очередь в поступках.

Дает задание

Обсуждают

на доску прикрепляет табличку «Настоящий ТОВАРИЩ»

дает задание



Обобщает ответы детей

Собирают пословицы




дети называют качества, прикрепляю на доску


Разукрашивают и прикрепляют самостоятельно на доску

Регулятивные:

Оценивать результат своих действий и работу своих товарищей.

Коммуникативные

Работа в парах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

Личностные:

познавательный интерес, желание решить задачу и готовность выполнять для этого определённые действия


рефлексия

- с каким произведением работали?

- что для себя вы извлекли?

- с каким настроением для вас закончился урок?

-похлопайте себе в ладоши за работу на уроке! Вы умнички! Попрощайтесь с гостями.

Подводит итог

Подводят итог,

прощаются

Познавательные:

делают вывод в результате совместной работы учащихся и учителя

Соблюдать нормы речевого этикета:прощаться, благодарить.


© 2010-2022