- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаймухаметова К.Т. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 «Г» КЛАСС | |||||
Тема урока: Л.Н. Толстой «Два товарища» | |||||
Цель урока: познакомить детей с произведением Л.Толстого "Два товарища".
| |||||
Задачи: * совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст; способствовать развитию четкой грамотной речи, умению высказывать свои мысли; * развивать творческое мышление школьников; навыки учебного сотрудничества, первичные исследовательские навыки * воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества.
| |||||
Тип урока: урок открытия нового
| |||||
Вид учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, исследовательский проект.
| |||||
Оборудование: учебник (Литературное чтение 1 класс О.В. Кубасова); - презентация урока; - раздаточный материал (конверты, макеты колосков, цветные карандаши)) - толковый словарь Ожегова.
| |||||
Этап урока | Содержание учебного материала
| Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД
|
|
I. Организаци онный момент | -подровнялись, сели - поприветствуйте наших гостей. -какая погода сегодня? -а совпадает ли ваше настроение с настроением природы? - я думаю наш урок сегодня получится добрым и хорошим, а для этого мы все должны постараться.(1-2 мин) | Настрой
| Садятся Приветствуют гостей и друг друга | Личностные: Положительное отношение к гостям, к уроку. Регулятивные: Организовать своё рабочее место под руководством учителя. |
|
II. Актуализация опорных знаний.
| -как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (слайд № 2) - чему учат произведения этого раздела? - Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот). Труд вражда правда Смелость ложь трусливость Лень дружба - Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках. 1. труд - лень ("Для чего руки нужны" Е .Пермяк.) 2. дружба - вражда ("Кто прав?" Л. Толстой, "Всё вместе" В. Осеева) 3. смелость - трусость ("Два раза не умирать" Л. Толстой) 4. правда - ложь ("Правда, всего дороже" Л. Толстой, "Сказка про честные ушки" С. Прокофьева). -Кто из героев этих рассказов вам симпатичен? Почему? - молодцы! - Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим наш разговор о дружбе. | Задает вопросы Контроль дает задание показ слайдов
| Отвечают Составляют пары слов Приводят примеры
высказываются | Коммуникативные: Понимать задания учителя, производить действия по заданию учителя. Познавательные: Уметь проводить сравнение по эталону (проверка по слайдам) Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их
|
|
III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. | На доске эпиграф: - девизом нашего сегодняшнего урока будут следующие слова: Дружба - главное чудо всегда.Сто открытий для нас всех таящее,И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие»Что такое дружба, каждый знает. Может быть и спрашивать смешно Ну а все же, что оно обозначает? Это слово? Значит что оно? (слайд № 3) - что же оно обозначает? -мы слышит это слово, пользуемся, а порой сложно сформулировать. - как же мы поступаем, когда слово не знакомо? - А вот что написано в словаре Ожегова «Дружба-…бескорыстная стойкая приязнь….» - Это значит ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. (слайд № 4) - У кого есть настоящий друг, который с вами всегда рядом и радости и в беде? - а случайно ли мы говорим о дружбе? - как вы думаете, о чем наше сегодняшнее произведение. -поставим задачи поставим на урок лит. чтения |
читает Задает вопросы
Показ слайда Обсуждают Обобщает ответы учащихся | Читает ребенок
Слушают Отвечают
Слушают Обсуждают Ставят задачи урока | Познавательные ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя, определять, что обозначает слово. строить рассуждения. Регулятивные: Формулирование темы урока и постановка задач. Умение работать со словарями. |
|
Физминутка | -Разомнемся Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились. | Проводит физминутку | Выполняют физминутку |
|
|
IV. Работа над новым материалом | -сегодня мы познакомимся с произведением Толстого, с этим автором мы уже знакомы - а что мы уже знаем о Толстом? Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. Он много написал книг для детей. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. - как называется произведение? (читают на слайде) - О ком пойдёт речь сегодня на уроке? ( о товарищах) - Сколько их было? ( двое) - Можно ли по названию предположить, что с ними произойдёт? (нет) - Хотите узнать? (да) Послушайте внимательно рассказ Л.Толстого "Два товарища" ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: Стратегия "Чтение текста с остановками". 1 часть. (ЧИТАЮТ ХОРОШО ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ) - Что вы узнали из этой части? - Как вы предполагаете, о чём пойдёт речь дальше? - Запись ответов на доске 2 часть. - Что вы узнали из этой части? - Как вы думаете, чем закончится рассказ? - Запись ответов 3 часть. - О чём прочитали? - Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте. - Были ли совпадения с содержанием текста? ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА. - Понравилось произведение? Почему? - Какие слова подходят к рассказу? (трусость, смелость) - Как понимаете смысл словосочетания "Бросился бежать"? (очень быстро) - "Упал наземь?" ( упал, лёг на землю) - Перечитаем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Читают вслух по цепочке АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО И ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ - Кто действующие герои рассказа? - Что произошло с мальчиками в лесу? - Как поступил первый мальчик? Второй? -Оцените поступки детей.( первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость). - Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями? - Почему нет? (в беде друга не бросают) - А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…) - Почему Л.Толстой озаглавил рассказ "Два товарища?" (с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили , а в беде выяснилось ,что дружба не настоящая). - а может и не нужна совсем дружба? Давайте порассуждаем? -Одна девочка из нашего класса тоже задумалась над этим вопросом и провела небольшое исследование. Давайте послушаем её. Выступление с проектом «Нужна ли дружба?»
| Рассказывает в сопровождении слайдов
Обсуждают
Контроль чтения Записывает на доске ответы Записывает
Задает вопросы по прослушанному. Дает установку на работу и задание Контроль чтения Задает вопросы по прочитанному
слушает
| Слушают
Читают название произведения
Читают хорошо читающие дети Обсуждают Обсуждают
Обсуждают Отвечают
Принимают задачу Читают Анализируют
слушают | Коммуникативные: Слушать учителя, воспринимать информацию. Познавательные: проявлять интерес к излагаемому, материалу, анализировать его. одноклассников, анализировать и корректировать их.
Личностные. -проявление интереса к предмету -умение правильно выражать свои мысли Познавательные. -воспринимать текст, понимать его содержание, анализировать , отвечая на вопросы Регулятивные УУД: высказывают своё предположение Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в общение на темы, поднятые на уроке. Познавательные. -воспринимать текст, понимать его содержание, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, Личностные: оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; понимают эмоции других людей, сопереживают; выказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
|
Физминутка | Физминутка для глаз |
| разминаются |
|
|
| РАБОТА В ГРУППАХ: - - а теперь объединились в группы -как нужно работать в группах 1 группа: Прочтите части пословиц и соедините их . Нет друга- ищи, а найдешь - береги. Друзья познаются в беде. Когда нет друга и свет не мил - о чем они говорят? Какая пословица больше других подходит к рассказу Л.Н.Толстого? - почему? 2 группа: объясните смысл пословицы «Друзья познаются в беде» 3.группа :составить правила дружбы - мальчик оказался ненастоящим другом -А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ СОСТАВЛЕНИЕ МОДЕЛИ НАСТОЯЩЕГО ТОВАРИЩА. Настоящий друг ВЕРНЫЙ ДОБРЫЙ СКРОМНЫЙ ПОРЯДОЧНЫЙ ----Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.СОСТАВЛЕНИЕ ПШЕНИЧНОГО БУКЕТА-Ребята, у вас на партах лежат колоски. Мы из них составим сейчас пшеничные букеты.-Когда пшеница созревает, она какая становится? (желтая)-А когда еще не созрела? (зеленая)-Подумайте, вы уже научились дружить, колоски созрели быть настоящим товарищем?? Если да, то раскрасьте их желтым цветом, если кто-то не созрел, а только учится дружить, быть настоящим другом, зеленым ( звучит песня «Дружба крепкая»)Теперь составим букеты. ( дети прикрепляют колоски к доске по командам, смотрим каких больше)-Какой букет больше? (подвожу итог)- о чем это говорит? - большинство наших ребят считают, что готовы к настоящей дружбе. А это должно проявляться не только в словах, а в первую очередь в поступках. | Дает задание Обсуждают на доску прикрепляет табличку «Настоящий ТОВАРИЩ» дает задание
Обобщает ответы детей | Собирают пословицы
дети называют качества, прикрепляю на доску
Разукрашивают и прикрепляют самостоятельно на доску | Регулятивные: Оценивать результат своих действий и работу своих товарищей. Коммуникативные Работа в парах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. Личностные: познавательный интерес, желание решить задачу и готовность выполнять для этого определённые действия |
|
рефлексия | - с каким произведением работали? - что для себя вы извлекли? - с каким настроением для вас закончился урок? -похлопайте себе в ладоши за работу на уроке! Вы умнички! Попрощайтесь с гостями. | Подводит итог | Подводят итог, прощаются | Познавательные: делают вывод в результате совместной работы учащихся и учителя Соблюдать нормы речевого этикета:прощаться, благодарить. |