- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения во 2 классе из раздела «Самое обыкновенное чудо»
Урок литературного чтения во 2 классе из раздела «Самое обыкновенное чудо»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чащина Л.А. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения
Тема: Джанни Родари «Как Алиса в море побывала»
Цель: - формирование навыка чтения, работа над выразительным чтением;
- развитие умения предполагать, предвосхищать содержания текста по заглавию, иллюстрации;
- развитие умения выражать своё отношение к прочитанному;
- развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте;
- воспитание уважения к точке зрения собеседника, требовательности к себе, чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других. Задачи урока: Образовательные: - совершенствовать умение читать слова, предложения; - формировать умение использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации. Развивающие: - развивать контроль и самоконтроль; -формировать познавательного интереса, познавательную самостоятельность - развивать сенсорную сферу; - углубить читательский интерес. Воспитательные: - воспитание уважения к точке зрения собеседника; - воспитание требовательности к себе; - воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других. Структура урока:
- Постановка цели (самостоятельное формирование целей урока).
- Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения).
- Применение знаний в стандартной ситуации («Помоги соседу»; «Проверь себя»; «Групповая работа»), разноуровневые задания (перенос умений и навыков в новую ситуацию) с организацией самопроверки.
- Подведение итогов урока.
1. Актуализация знаний.
- Дорогие ребята. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в Мир литературы.
Цель нашего урока:
- Познакомиться с новым произведением.
- Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо».
- Я желаю вам хорошей работы. В работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают. Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят.
1. Произнести с разной интонацией
а) Это так, а не иначе,
Ты мне друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
б) Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. Как понимаете это высказывание?
2. Проверка домашнего задания. 1. Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать? (Самое обыкновенное чудо) - Что такое «чудо»? (Чудо - это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью). - В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо». - Где можно увидеть обыкновенное чудо? (В цирке, в кино). - А на уроке чтения, где можно узнать о чуде? (В книгах, текстах, словах автора). - В произведениях, какого жанра чаще всего встречается чудо? - ( В сказках). - Почему вы так решили? (Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы. - А вот Борис Заходер считает, что бывают другие сказки. «… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи - листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря - в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам». Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня. - Какие качества ценят эти сказки? (Доброту, любознательность, дружелюбие, честность) 2. а) - Ребята, какое было домашнее задание? (Пересказать сказку «Солнце и туча») - Кто автор сказки? (Итальянский писатель Джанни Родари) - Вспомним, что мы знаем об этом писателе, его творчестве. (3 ученика) 1 ученик: Джанни Родари - итальянский писатель. Родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья (северная Италия). Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (прочитал Ницше, Шопенгауэра, Ленина и Троцкого). 2 ученик: После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. На своих занятиях придумывал веселые игры, развивающие у детей мышление и фантазию.
В 1939 г. некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета.
3 ученик: Детским писателем стал случайно, когда он работал в редакции коммунистической газеты «Унита». Эта газета печатала стихи, сказки, веселые истории Джанни Родари, которые вошли в сборник «Книжка веселых стихов». Его произведение «Приключение Чипполино», «Чем пахнут ремесла», читаются легко и интересно. Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке.
Читайте их!
- А сейчас перескажем сказку «Солнце и туча» (Маргарита, Настя и Даниил) - Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы? - Кто из них был счастливее - солнце или туча? - Почему? (У солнца было хорошее настроение. Оно дарило всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, было счастливо. Солнце - это тепло. Тепло - это жизнь. А туча только злилась. Она была одинока. - Какой совет дает автор читателям? (Быть щедрым по отношению к окружающим, сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче). В этой сказке автор использует приём аллегории, т.е. использует иносказание, выражение какой - то мысли, идеи в конкретном образе. - Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча) Солнце (ученица класса в костюме) раздает свои лучики детям. 3. Работа по теме урока. - На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся к морю. А кому из вас удалось побывать у моря? - Что понравилось вам там, какие чувства возникали? - Для более полного представления послушаем композицию. Физпауза . ( При прослушивании композиции дети легли на парту, закрыли глаза, они слушают музыку) Исчезло всё вокруг - и только море, Затихло всё, и только шум его… - Мы отправились в путешествие. День выдался редкостный. Светило солнце. Звенел воздух. Море было чисто и тихо. Далеко в море переливались красками камни. Мы были потрясены красотой моря. Вот чудо природы! Работа над текстом до чтения . - Каким вы себе представили море? - Какова цель нашего урока?
Познакомиться … Познакомится с произведением. Понять, почему это сказка …- Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо» А) Беседа по теме сказки (гипотеза): -Кто будет героем этой сказки? -Где будут происходить события? -Кто из вас отдыхал на море? -Какие мысли у вас там появились? Представляли ли вы себе какие-либо сказочные сцены? Рассматривание иллюстрации учебника. -Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация? (Дети предполагают)
-Что же могло произойти с этими героями? (Дети предполагают сами) Чтение ключевых слов с доски Алиса Превращусь в рыбку Мальчик нырнул Дельфин Дно морское Вернусь домой Работа с ключевыми словами. -Дети, как помогают ключевые слова? (Ключевые (опорные) слова помогают передать в тексте самое основное). -Как вы думаете, о чём сказка? - Вы по ключевым словам предположили, о чём текст сказки. Что вы почувствовали при своих догадках?
Работа с текстом по частям во время чтения.
Часть I 1. Аудиозапись. Выборочное чтение (вслух по вопросам): синонимы, антонимы -Какая мечта была у Алисы? (Найти и прочитать) -Почему она у неё появилась? (Найти и прочитать) -Что можно сказать об Алисе? (Найти и прочитать) -Какая это была девочка? (Она маленькая и верит в то, что можно стать рыбкой: она - выдумщица) Рефлексия: -Ваше отношение к Алисе, какое чувство вызывает эта героиня? -Хотели бы вы стать рыбкой? -Закройте глазки. Встаньте из-за парт представьте, что вы рыбка, руки - плавники, вы плывёте по морю. Вода тёплая, ласковая. Откройте глазки. Тихонько присядьте.
Часть II Чтение вслух с сопровождением показа наглядностей (чучела морских ежей, моллюск, морских звёздочек, коралл, двухстворчатые раковины).
Вопросы: -Что вы узнали из первого абзаца о мальчике? эпитеты -Как мальчик превратился в дельфина? -Поверила в это превращение Алиса? А вы? -Кем хотела стать Алиса? -Что из этого получилось? -Чем ей понравилось морское дно? -Что заставило Алису вернуться домой? (любовь к родителям) -Почему Алиса никогда и никому не рассказывала о том, что с ней приключилось в море?
Тест для закрепления содержания части.
1. На дне морском царили
а) свежесть б) духота в) чистота
2. Алиса вспомнила о
а) мальчике б) маме в) брате
3. Алиса вынырнула наружу и поплыла
а) вперёд б) домой в) наверх
4. О своём приключении Алиса рассказала
а) никому б) всем в) родителям
Зарядка для глаз
Работа группами (две группы по дополнительной тетради на печатной основе). Задание: Какой была Алиса? Соедини и допиши. Маленькая ___________________ Серьёзная ___________________ Выдумщица ___________________ Добрая ___________________ Любящая ___________________ с богатой фантазией ___________________ Проверка. (Взаимопроверка)
Творческая работа. Перечитайте сказку самостоятельно (парами) еще раз и придумайте, что мог бы рассказать мальчик, превратившийся в дельфина и перескажите эту историю от его имени.
Итог.
- Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой Дж. Родари.
- Чему она научила вас?
- Что бы вы хотели взять для себя?
-Подумайте и дома нарисуйте иллюстрации к этой сказке.
- Похоже ли прочитанное произведение на сказку? (и, да и нет)
-Что в нём сказочного? (приключение Алисы на дне морском, превращения мальчика в дельфина)
-А чем не похоже на сказку? (все приключения Алисы - это её фантазии, представления, нет сказочных примет). Рефлексия в форме синквейна:
Сказка
Интересная, волшебная
Читаю, удивляюсь, радуюсь
Чудо
1. Сказка.
2. Авторская, народная.
3. Наставляет, воспитывает, учит.
4. В ней добро побеждает зло.
5. Чудо.
- На этом закончились веселые приключения Алисы, которая побывала в море. Но наши приключения продолжаются. Я думаю, что вам тоже захотелось побывать в море. И я вам такую возможность дарю. У вас на парте картинки. Выйдете к доске и прикрепите их к подводному миру. И вы как бы прикоснетесь к жизни под водой. (Песня «Я рисую море)
Спасибо за урок. Оценки.
10