- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
Статья Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева М.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников
Андреева М.А., учитель начальных классов
Я слышу -я забываю,
я вижу - я запоминаю,
я делаю - я усваиваю.
Китайская мудрость.
Работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения. Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Задачу по формированию учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата. Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание УМК «Планета знаний» доступно каждому ученику. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели - осознании того вопроса, на который требуется интересно найти ответ. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Классифицирую приёмы по преобладающему каналу восприятия. Визуальные:
- тема-вопрос
- работа над понятием
- ситуация яркого пятна
- исключение
- домысливание
- проблемная ситуация
- группировка
- подводящий диалог
- собери слово
- исключение
- проблема предыдущего урока
- повторить знания об имени прилагательном;
- определить, с какими частями речи сочетается;
- изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
- определить закономерность изменений, сделать вывод.
Например, тема урока "Глагол".
- Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач. Ситуация «яркого пятна» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока. Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например, тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9. Исключение Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые". - Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". - Что общего во всех словах? (Названия животных) - Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Домысливание
1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме "Предложение" можно предложить схему: 2) Предлагается тема урока и слова - "помощники": Повторим… Изучим… Узнаем… Проверим… С помощью слов - "помощников" дети формулируют задачи урока. 3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение - есть задача урока. Например: для темы "Число 9 и его состав" проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, … На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов: Играть - играл - играю -… Читать - читал - читаю -… 4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?". (63 + 7)*10 24*(16 - 4 * 2) (42 - 12 + 5)*7 8 * (7 - 2 * 3) Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока. Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, - постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации - предпринимаются шаги для её приобретения. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Например, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:
- самостоятельное решение;
- коллективная проверка результатов;
- выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
- постановка задачи урока.
- проблема возникает, если не даётся образец её решения;
- проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;
- для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.
- восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
- наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
- сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
- предметно-практические действия;
- устное или письменное изложение усвоенного материала;
- языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
- подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
- выполнение различных задач и упражнений;
- оценка качества действия, события, поведения.
- выдели окончание
- выдели основу
- выдели корень
- выдели приставку и суффикс
- сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);
- описательный рассказ на основе сравнения (« Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.);
- рассказ-этюд - небольшое яркое образное описание предмета (явления);
- рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);
- рассказ - диалог - достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ - описание с диалогом («Разговор человека с деревом», « О чём щебечут воробьи?» и др.)
- Сопоставь характер музыкального произведения с настроением картины (из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь» выбрать ту, которая соответствует настроению пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
- Определение характера музыкального произведения и создание воображаемой картины к нему.