Технология развития критического мышления на уроке в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 70»

города Новокузнецка Кемеровской области











Технология развития критического мышления на уроке в начальной школе







Составитель: Воложанина И. М., учитель начальных классов

МБ НОУ «Гимназия № 70»














г. Новокузнецк

2015 г.


Одной из современных образовательных технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать обучающегося, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала и далее помочь обобщить приобретённые знания. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, строить логические цепочки рассуждений, планировать свою деятельность, владеть монологической и диалогической формами речи и др., т.е. универсальных учебных действий обучающихся). Приёмы и методы данной технологии позволяют педагогу обеспечивать на уроках условия для активной познавательной деятельности обучающихся. Цель каждого приёма - раскрыть творческий потенциал обучающихся. В технологии развития критического мышления выделяют три основных этапа работы: - вызов (актуализация имеющегося опыта); - осмысление (получение новой информации); - рефлексия (расширение своих познаний). Первый этап - вызов. Его задачи - активизировать обучающихся, мотивировать для дальнейшей работы. В классе на стадии вызова ученики получают задание и предлагают свои варианты решения. Принимаются все варианты того, что дети знают или предполагают, озвучиваются вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Кто-нибудь записывает результат работы класса на доске (сначала это делает учитель, а далее, по мере взросления детей и приобретения ими опыта такой работы, эту функцию выполняют ученики, учитель только управляет их действиями), причём все идеи принимаются без обсуждения, независимо от того, правильны они или нет. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово обучающимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, побуждая обучающихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения. В процессе стадии вызова (как и на остальных стадиях применения технологии развития критического развития) формируются универсальные учебные действия. Обучающийся активно анализирует собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту деятельность он определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена обучающемуся без контекста или без связи с теми знаниями, которые у него уже были. Второй этап называется осмысление. Его задачи - сохранить интерес к теме при непосредственной работе с информацией, обеспечить постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Данный этап предполагает вступление обучающихся в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму работы с источником информации, поиск решения учебной задачи. Именно во время второго этапа обучающиеся учатся самостоятельно и активно работать. Третий этап - рефлексия. Задачи этого этапа - вернуть обучающихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие задания на основе полученной информации. Рефлексия- это то состояние, когда информация пропускается через своё видение. На этой стадии обучающиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой обучающиеся используют свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делают прогнозы и, в общем, определяют цели своего исследования. Затем этап ОСМЫСЛЕНИЯ, на котором обучающиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы задания), со своими собственными идеями для того, чтобы прийти к новому пониманию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой обучающиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свои познания. Каждый этап реализуется различными педагогическими приёмами. Технология развития критического мышления через чтение и письмо формирует навыки работы с текстом. На уроках мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными и художественными. Приёмы технологии одинаково работают на обоих типах текстов. Вот описание некоторых основных, часто используемых в школьной практике приёмов данной технологии. КЛАСТЕР (гроздь). Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий при составлении кластера: 1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Этот методический приём формирует регулятивные УУД ( целеполагание, планирование, оценка), познавательные УУД ( поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, анализ, классификация), коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли при обсуждении основных смысловых блоков). ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ. В начале урока могут быть предложены определённые высказывания. Обучающимся предлагается установить, верны ли они, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текстом) возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Пример формирования универсальных учебных действий посредством этого приёма - коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, умение слушать собеседника). ИНСЕРТ. Этот приём - маркировка текста значками по ходу чтения («V» знал, «+» новое, «?» хочу уточнить, « - » думал иначе). Пометки делаются на полях. Этот приём работает на стадии осмысления, обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение, формирует такие познавательные УУД, как умение анализировать, классифицировать, выделять новое. АССОЦИАЦИИ. Данный приём используется на стадии вызова. Разговор об ассоциациях, вызванных названием произведения. Почему автор выбрал именно такое название? Предположения детей о теме, содержании произведения по его названию, иллюстрациям, ключевым словам. Данный приём даёт детям возможность развить воображение, интуицию. Обучающиеся формулируют свои догадки, рассуждают, обосновывают свои предположения. Данный методический приём обеспечивает формирование всех видов УУД. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. Данный приём позволяет при чтении текста пользоваться различными типами вопросов, способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить варианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. В Образовательной системе «Школа 2100» программа по литературному чтению предусматривает частое использование на уроках данного приёма. В основе этой стратегии лежит наблюдение за процессом чтения. Этот приём учитывает определённые условия: - обучающимся не должен быть знаком текст; - учителем текст заранее делится на части, отмечаются места остановок, продумываются вопросы, при этом важно сохранить смысловое единство внутри каждого отрывка; - вопросы формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности. Этот приём формирует такие коммуникативные УУД, как развитие диалогической формы речи, умение слушать собеседника; регулятивные - контроль, оценка своего высказывания и высказываний своих одноклассников; познавательные УУД - формулирование вопроса и ответа на вопрос, построение логической цепочки рассуждений, доказательства ( при ответе на «толстый» вопрос).

Выделяется шесть типов вопросов: Простые вопросы или «тонкие» вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Ответы на них односложные. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что... ?»; «Если я правильно понял, то... ?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику возможности обратной связи с тем, что он только что сказал. Объясняющие вопросы или «толстые» вопросы. Толстые вопросы предполагают развёрнутые ответы на понимание смысла материала, размышление над смыслом. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно -следственных связей. Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось…, если бы... ?»; «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например, «Как бы вы поступили на месте героя?» Такая классификация помогает учить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Обучающимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Работу можно проводить фронтально, в парах, группах, индивидуально.
СИНКВЕЙН. Этот приём удобен на уроках литературного чтения для составления характеристики героя, для сравнения противоположных героев. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна: существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, характеризующие героя, предложение из 4 слов, показывающее отношение к теме, слово-вывод. Данный методический приём способствует формированию познавательных УУД: определение основной и второстепенной информации, построение речевого высказывания в письменной форме, решение проблемы творческого характера; регулятивных УУД: планирование, контроль ( за соблюдением правил составления синквейна); коммуникативных УУД: учебное сотрудничество со сверстниками ( в случае работы в паре, группе), умение точно выражать свои мысли. Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, наделяет ученика и учителя способами работы с информацией, способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников. В основе технологии развития критического мышления - деятельностный подход в обучении, где ребёнок является субъектом обучения, источником деятельности. Данная технология соответствует требованиям ФГОС НОО, способствует его реализации.

© 2010-2022