- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике (4 класс, УМК Школа России)
Рабочая программа по математике (4 класс, УМК Школа России)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коржова С.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А. Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета Ведущие принципы обучения математике в младших классах - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Начальный курс математики - курс интегрированный:в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; - воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности. Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением. Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий. Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 - 3 действия, а затем 3 - 4 арифметических действия. Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий - один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе. Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена - количество - стоимость; нормы расходы материала на одну вещь - число изготовленных вещей - общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных. Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие. Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся. Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади - с изучением деления. Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей. К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (13 ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (14 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х+312=654+79 729-х=217+163 х- 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (77 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). В течение всего года проводится: - вычисление значений числовых выражений в 2 - 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий; - решение задач в одно действие, раскрывающих: а)смысл арифметических действий; б)нахождение неизвестных компонентов действий; в)отношения больше, меньше, равно;, г)взаимосвязь между величинами; -решение задач в 2 - 4 действия; -решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 - 3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема (раздел) программы
Кол-во часов
Кол-во контрольных работ
1. Числа от 1 до 1000
13 ч.
1
2.
Числа, которые больше 1000. Нумерация
11 ч.
1
3.
Величины
18 ч.
1
4.
Сложение и вычитание
11 ч.
1
5.
Умножение и деление
71 ч.
5
6.
Итоговое повторение
10 ч.
1
7
Контроль и учёт знаний
2
ВСЕГО:
136 ч.
10
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся к концу 4 класса
Нумерация - названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); - как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов. Обучающиеся должны уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно); - представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Арифметические действия Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия. Обучающиеся должны знать: - названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; -связь между компонентами и результатом каждого действия; -основные свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения); -правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; -таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. Обучающиеся должны уметь: -записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 - 4 действия (со скобками и без них); -находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв; -выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; -выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений; -решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600:х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий; -решать задачи в 1 - 3 дейст
Величины Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать: -единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; -связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь: -находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); - находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон; -узнавать время по часам; -выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число); -применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать: -виды углов: прямой, острый, тупой; -виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний; -определение прямоугольника (квадрата); -свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь: -строить заданный отрезок; -строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки. Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях. Выпускники начальной школы получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач. Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре.
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
- умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные Обучающийся научится:
- использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
-
использовать различные способы поиска ,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
-
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
-
принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
- определения времени по часам (в часах и минутах);
- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
- оценки величины предметов на глаз;
Особенности контроля и оценки по математике в 4 классе. Образовательные и воспитательные задачи решаются комплексно. Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в следующих формах: текущий и итоговый контроль. Он проводится в форме письменных работ: контрольных, проверочных, диагностических, тестовых заданий.
Характеристика цифровой отметки (оценки)
-
«5»
(«отлично»)
Работа выполнена безошибочно, ученик умеет обосновать выбор решения, владеет математической терминологией, нет исправлений.
«4»
(«хорошо»)
Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия выше вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3»
(«удовлет- ворительно»)
Достаточно минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, не более 3-5 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.
«2»
(«плохо»)
Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушений логики; неполнота, раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенных влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действий и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
- неправильное списывание; данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Работа, содержащая только задачи. «5» - все задачи решены и нет грубых исправлений; «4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача; «2» - допущена ошибка в ходе решения двух задач или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Работа, содержащая только примеры.
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубых и 1-2 негрубые ошибки или3 и более грубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа (задача, примеры и другие задания).
«5» - работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
«4» - 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений; при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или 3-4 вычислительные ошибки;
«2» - более 5 вычислительных ошибок (4 грубых ошибки).
Контрольный устный счет.
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
«2» - более 3-4 ошибок.
Оценивание устных ответов
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
В основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
-
неправильный ответ на поставленный вопрос;
-
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
-
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
-
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
-
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
-
неправильное произношение математических терминов.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2013 г.
3. Поурочные разработки по математике . 4 класс. М. : ВАКО, 2014 г.
4. Контрольные работы в начальной школе по математике 4 класс
Москва « Экзамен» 2011 год
5. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.
Материально-техническое обеспечение 1. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.); 2. .Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.); 3. Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год - 4 часа в неделю, в том числе на проведение контрольных работ - 10 часов
Тематическое планирование 4 класс ( 136 часов)
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Из них
Характеристика деятельности учащегося
136
л/р
к/р
эк
Числа от 1 до 1000
Повторение (13ч)
1.
Нумерация. Счёт предметов. Разряды
1
Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.
2
Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий
1
3
Сложение нахождение суммы нескольких слагаемых
1
4
Вычитание вида 903-574
1
5
Умножение
1
6
Умножение
1
7
Деление. Письменные приёмы деления
1
8
Деление. Письменные приёмы деления
1
9
Деление вида 285:3, 324:3
1
10
деление
1
11
Диаграммы
1
12
Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных
1
13
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
1
Числа, которые больше 1000 (112ч)
Нумерация (11ч)
14
Новая счетная единица - тысяча. Класс единиц и класс тысяч.
1
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.
15
Чтение многозначных чисел
1
16
Запись многозначных чисел
1
17
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
1
18
Сравнение многозначных чисел
1
19
Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа
1
20
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда
1
21
Класс миллионов. Класс миллиардов.
1
22
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.
1
23
Проект: «математика вокруг нас»
1
24
Что узнали. Чему научились.
1
Величины (18ч)
25
Единицы длины. Километр.
1
Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы времени в другие. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
26
Таблица единиц длины.
1
27
Единицы площади-квадратный километр, квадратный миллиметр.
1
28
Таблица единиц площади
1
29
Таблица единиц площади
1
30
Измерение площади с помощью палетки
1
31
Единицы массы-центнер, тонна.
1
32
Таблица единиц массы
1
33
Таблица единиц массы
1
34
Единицы времени
1
35
24-чкасовое исчисление времени суток
1
36
Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события
1
37
Единицы времени - секунда, век
1
38
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события
1
39
Таблица единиц времени
1
40
Что узнали. Чему научились.
1
41
Проверь себя.
1
42
Повторение пройденного
1
Сложение и вычитание (11ч)
43
Устные и письменные приёмы вычислений.
1
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение и вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по усмотрению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
44
Вычитание с переходом через несколько разрядов вида
1
45
Решение уравнений вида:
Х+15=68:2
1
46
Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого
1
47
Нахождение нескольких долей целого
1
48
Задачи разных видов
1
49
Сложение и вычитание величин
1
50
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
1
51
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
1
52
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)
1
53
Повторение пройденного
Умножение и деление (71ч)
54
Приёмы устного и письменного умножения
1
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Анализировать и оценивать результаты работы.
55
Умножение чисел, оканчивающихся нулями
1
56
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
1
57
Деление многозначного числа на однозначное
1
58
Деление многозначного числа на однозначное
1
59
Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме
1
60
Деление многозначного числа на однозначное
1
61
Задачи на пропорциональное деление
1
62
Что узнали. Чему научились. Проверь себя.
1
63
Повторение пройденного
1
64
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)
1
65
Понятие скорости. Единицы скорости
1
66
Связь между скоростью, временем и расстоянием
1
67
Связь между скоростью, временем и расстоянием
1
68
Связь между скоростью, временем и расстоянием
1
69
Умножение числа на произведение
1
70
Письменные приёмы умножения вида: 243*20, 532*300
1
71
Письменные приёмы умножения вида: 703 *60, 956*400
1
72
Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
1
73
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
1
74
Задачи на встречное движение
1
75
Перестановка и группировка множителей
1
76
«Странички для любознательных»
1
77
Задания творческого и поискового характера.
1
78
Повторение пройденного.
1
79
Что узнали. Чему научились
1
80
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
1
81
Деление числа на произведение
1
82
Деление числа на произведение
1
83
Деление с остатком на 10, на 100, на 1000
1
84
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые способом отношений.
1
85
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
1
86
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
1
87
Задачи на движение в противоположных направлениях
1
88
Решение задач на одновременное встречное движение
1
89
Решение задач
1
90
Что узнали. Чему научились. Проверь себя.
1
91
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)
1
92
Умножение числа на сумму
1
93
Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32
1
94
Письменное умножение на двузначное число
1
95
Письменное умножение на двузначное число
1
96
Письменное умножение на двузначное число. Решение задач
1
97
Письменное умножение на двузначное число. Решение задач
1
98
Умножение на трехзначное число
1
99
Умножение на трехзначное число
1
100
Умножение на трехзначное число (закрепление)
1
101
Умножение на трехзначное число (закрепление)
1
102
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям)
1
103
Что узнали. Чему научились.
1
104
Контроль и учёт знаний. Контрольная работа по теме «Письменные приёмы умножения и деления».
1
1
105
Письменное деление на двузначное число
1
106
Письменное деление на двузначное число
1
107
Письменное деление на двузначное число
1
108
Письменное деление на двузначное число
1
109
Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)
1
110
Письменное деление на двузначное число
1
111
Письменное деление на двузначное число
1
112
Письменное деление на трёхзначное число
1
113
Письменное деление на трёхзначное число
1
114
Письменное деление на трёхзначное число
1
115
Проверка умножения делением
1
116
Проверка деления умножением
1
117
Проверка умножения делением и деления умножением.
1
118
Проверка умножения и деления
1
119
Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.
1
120
Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды).
1
121
Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды
1
122
Повторение пройденного.
1
123
«Что узнали. Чему научились».
1
124
Повторение: «Что узнали. Чему научились».
1
Итоговое повторение (10ч) + 2часаконтроль и учёт знаний
125
Нумерация
1
126
Выражения и уравнения
1
127
Арифметические действия: сложение и вычитание
1
128
Арифметические действия: умножение и деление
1
129
Правила о порядке выполнения действий
1
130
Величины
1
131
Геометрические фигуры.
1
132
Задачи
1
133
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)
1
134
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)
1
135
Решение задач различных типов.
1
136
Повторение пройденного
1
Проверочных работ-
4
Контрольных работ-
2
Итого
136