Рабочая программа по математике (4 класс, УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А. Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета Ведущие принципы обучения математике в младших классах - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка не­обходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реали­зации дифференцированного подхода в обучении. Начальный курс математики - курс интегрированный:в нем объединен арифметический, алгебраический и геомет­рический материал. При этом основу начального курса со­ставляют представления о натуральном числе и нуле, о че­тырех арифметических действиях с целыми неотрицательны­ми числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознаком­ление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей простран­ственных представлений, ознакомление учащихся с различ­ными геометрическими фигурами и некоторыми их свой­ствами, с простейшими чертежными и измерительными при­борами. Включение в программу элементов алгебраической про­педевтики позволяет повысить уровень формируемых обоб­щений, способствует развитию абстрактного мышления уча­щихся. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету Важнейшее значение придается постоянному использова­нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан­ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последо­вательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебно­го материала и создает хорошие условия для совершенство­вания формируемых знаний, умений и навыков.Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач; - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; - воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математиче­ских знаний и умений, необходимых для применения в практической де­ятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образо­вания;

- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать умение учиться;

- сформировать устойчивый интерес к математике;

- выявить и развить математические и творческие способности. Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением. Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий. Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 - 3 действия, а затем 3 - 4 арифметических действия. Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий - один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе. Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена - количество - стоимость; нормы расходы материала на одну вещь - число изготовленных вещей - общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных. Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие. Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим зна­ниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности. Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся. Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свой­ствах расширяется постепенно. Нахож­дение площади прямоугольника (квадрата) связывается с из­учением умножения, задача нахождения стороны прямоуголь­ника (квадрата) по его площади - с изучением деления. Различные геометрические фигуры (отрезок, многоуголь­ник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоце­нить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей. К элементам алгебраической пропедевтики относится оз­накомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение пе­ременной. Дети учатся находить значения буквенных выраже­ний при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Содержание учебного предмета


Числа от 1 до 1000 (продолжение) (13 ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполне­ния в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы раз­рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (14 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадрат­ный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соот­ношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (11 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложе­ние и вычитание с числом 0; переместительное и сочетатель­ное свойства сложения и их использование для рационали­зации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре­зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х+312=654+79 729-х=217+163 х- 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин

Умножение и деление (77 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи ум­ножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи­тельно сложения; рационализация вычислений на основе пе­рестановки множителей, умножения суммы на число и чис­ла на сумму, деления суммы на число, умножения и деле­ния числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спосо­бы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х ·18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умноже­ние и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и дву­значное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). В течение всего года проводится: - вычисление значений числовых выражений в 2 - 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения дей­ствий; - решение задач в одно действие, раскрывающих: а)смысл арифметических действий; б)нахождение неизвестных компонентов действий; в)отношения больше, меньше, равно;, г)взаимосвязь между величинами; -решение задач в 2 - 4 действия; -решение задач на распознавание геометрических фи­гур в составе более сложных; разбиение фигуры па задан­ные части; составление заданной фигуры из 2 - 3 ее частей; построение изученных фигур с помощью линейки и цир­куля.

Тематическое планирование

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1. Числа от 1 до 1000

13 ч.

1

2.

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11 ч.

1

3.

Величины

18 ч.

1

4.

Сложение и вычитание

11 ч.

1

5.

Умножение и деление

71 ч.

5

6.

Итоговое повторение

10 ч.

1

7

Контроль и учёт знаний

2



ВСЕГО:

136 ч.

10

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

обучающихся к концу 4 класса


Нумерация - названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); - как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом клас­се), названия и последовательность классов. Обучающиеся должны уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно); - представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых. Арифметические действия Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия. Обучающиеся должны знать: - названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; -связь между компонентами и результатом каждого действия; -основные свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное свойства сложения и умноже­ния, распределительное свойство умножения относительно сложения); -правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; -таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления. Обучающиеся должны уметь: -записывать и вычислять значения числовых выраже­ний, содержащих 3 - 4 действия (со скобками и без них); -находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв; -выполнять устные вычисления в пределах 100 и с боль­шими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; -выполнять письменные вычисления (сложение и вычита­ние многозначных чисел, умножение и деление многозначных чи­сел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений; -решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600:х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий; -решать задачи в 1 - 3 дейст

Величины Иметь представление о таких величинах, как длина, пло­щадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать: -единицы названных величин, общепринятые их обозначе­ния, соотношения между единицами каждой из этих величин; -связи между такими величинами, как цена, количест­во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь: -находить длину отрезка, ломаной, периметр много­угольника, в том числе прямоугольника (квадрата); - находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон; -узнавать время по часам; -выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де­ление значений величин на однозначное число); -применять к решению текстовых задач знание изучен­ных связей между величинами.

Геометрические фигуры Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много­угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок­ружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать: -виды углов: прямой, острый, тупой; -виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто­ронний; -определение прямоугольника (квадрата); -свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь: -строить заданный отрезок; -строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки. Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях. Выпускники начальной школы получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач. Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы:

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  • уважительное отношение к иному мнению и культуре.
  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
  • умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные Обучающийся научится:
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные Обучающийся научится:
  • использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • использовать различные способы поиска ,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

Коммуникативные


Обучающийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;

  • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;

  • принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  • определения времени по часам (в часах и минутах);
  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • оценки величины предметов на глаз;
самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Особенности контроля и оценки по математике в 4 классе. Образовательные и воспитательные задачи решаются комплексно. Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в следующих формах: текущий и итоговый контроль. Он проводится в форме письменных работ: контрольных, проверочных, диагностических, тестовых заданий.

Характеристика цифровой отметки (оценки)


«5»

(«отлично»)

Работа выполнена безошибочно, ученик умеет обосновать выбор решения, владеет математической терминологией, нет исправлений.


«4»

(«хорошо»)

Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия выше вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3»

(«удовлет- ворительно»)

Достаточно минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, не более 3-5 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.

«2»

(«плохо»)

Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушений логики; неполнота, раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценивание письменных работ. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки:
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенных влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действий и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
  • неправильное списывание; данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Работа, содержащая только задачи. «5» - все задачи решены и нет грубых исправлений; «4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача; «2» - допущена ошибка в ходе решения двух задач или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

Работа, содержащая только примеры.

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

«3» - 2-3 грубых и 1-2 негрубые ошибки или3 и более грубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа (задача, примеры и другие задания).

«5» - работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

«4» - 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений; при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или 3-4 вычислительные ошибки;

«2» - более 5 вычислительных ошибок (4 грубых ошибки).

Контрольный устный счет.

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

«2» - более 3-4 ошибок.

Оценивание устных ответов

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

В основу оценивания устного ответа учащегося положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;

  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

  • неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ни­же «3». Контрольная работа: а) задания должны быть одного уровня для всего класса; б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками; в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится; г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и не­аккуратные исправления; д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.

2. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2013 г.

3. Поурочные разработки по математике . 4 класс. М. : ВАКО, 2014 г.

4. Контрольные работы в начальной школе по математике 4 класс

Москва « Экзамен» 2011 год

5. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.

Материально-техническое обеспечение 1. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.); 2. .Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.); 3. Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.)


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год - 4 часа в неделю, в том числе на проведение контрольных работ - 10 часов

Тематическое планирование 4 класс ( 136 часов)


п/п

Название темы

Кол-во часов

Из них

Характеристика деятельности учащегося



136

л/р

к/р

эк

Числа от 1 до 1000

Повторение (13ч)

1.

Нумерация. Счёт предметов. Разряды

1

Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

2

Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

3

Сложение нахождение суммы нескольких слагаемых

1

4

Вычитание вида 903-574

1

5

Умножение

1

6

Умножение

1

7

Деление. Письменные приёмы деления

1

8

Деление. Письменные приёмы деления

1

9

Деление вида 285:3, 324:3

1

10

деление

1

11

Диаграммы

1

12

Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных

1

13

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

1

Числа, которые больше 1000 (112ч)

Нумерация (11ч)

14

Новая счетная единица - тысяча. Класс единиц и класс тысяч.

1

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.

15

Чтение многозначных чисел

1

16

Запись многозначных чисел

1

17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

1

18

Сравнение многозначных чисел

1

19

Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа

1

20

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

1

21

Класс миллионов. Класс миллиардов.

1

22

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1

23

Проект: «математика вокруг нас»

1

24

Что узнали. Чему научились.

1

Величины (18ч)

25

Единицы длины. Километр.

1

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы времени в другие. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

26

Таблица единиц длины.

1

27

Единицы площади-квадратный километр, квадратный миллиметр.

1

28

Таблица единиц площади

1

29

Таблица единиц площади

1

30

Измерение площади с помощью палетки

1

31

Единицы массы-центнер, тонна.

1

32

Таблица единиц массы

1

33

Таблица единиц массы

1

34

Единицы времени

1

35

24-чкасовое исчисление времени суток

1

36


Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события

1

37

Единицы времени - секунда, век

1

38

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события

1

39

Таблица единиц времени

1

40

Что узнали. Чему научились.

1

41

Проверь себя.

1

42

Повторение пройденного

1

Сложение и вычитание (11ч)

43

Устные и письменные приёмы вычислений.

1

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение и вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по усмотрению выявленных недочетов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

44

Вычитание с переходом через несколько разрядов вида

1

45

Решение уравнений вида:

Х+15=68:2

1

46


Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого

1

47

Нахождение нескольких долей целого

1

48

Задачи разных видов

1

49

Сложение и вычитание величин

1

50

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

1

51

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

1

52

Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)

1

53

Повторение пройденного


Умножение и деление (71ч)

54

Приёмы устного и письменного умножения

1

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Анализировать и оценивать результаты работы.

55

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

1

56

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

57

Деление многозначного числа на однозначное

1

58

Деление многозначного числа на однозначное

1

59

Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

60

Деление многозначного числа на однозначное

1

61

Задачи на пропорциональное деление

1

62

Что узнали. Чему научились. Проверь себя.

1

63

Повторение пройденного

1

64

Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)

1

65

Понятие скорости. Единицы скорости

1

66

Связь между скоростью, временем и расстоянием

1

67

Связь между скоростью, временем и расстоянием

1

68

Связь между скоростью, временем и расстоянием

1

69

Умножение числа на произведение

1

70

Письменные приёмы умножения вида: 243*20, 532*300

1

71

Письменные приёмы умножения вида: 703 *60, 956*400

1

72

Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

1

73

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1

74

Задачи на встречное движение

1

75

Перестановка и группировка множителей

1

76

«Странички для любознательных»

1

77

Задания творческого и поискового характера.

1

78

Повторение пройденного.

1

79

Что узнали. Чему научились

1

80

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»

1

81

Деление числа на произведение

1

82

Деление числа на произведение

1

83

Деление с остатком на 10, на 100, на 1000

1

84

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые способом отношений.

1

85

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

86

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

87

Задачи на движение в противоположных направлениях

1

88

Решение задач на одновременное встречное движение

1

89

Решение задач

1

90

Что узнали. Чему научились. Проверь себя.

1

91

Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)

1

92

Умножение числа на сумму

1

93

Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32

1

94

Письменное умножение на двузначное число

1

95

Письменное умножение на двузначное число

1

96

Письменное умножение на двузначное число. Решение задач

1

97

Письменное умножение на двузначное число. Решение задач

1

98

Умножение на трехзначное число

1

99

Умножение на трехзначное число

1

100

Умножение на трехзначное число (закрепление)

1

101

Умножение на трехзначное число (закрепление)

1

102

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям)

1

103

Что узнали. Чему научились.

1

104

Контроль и учёт знаний. Контрольная работа по теме «Письменные приёмы умножения и деления».

1

1

105

Письменное деление на двузначное число

1

106

Письменное деление на двузначное число

1

107

Письменное деление на двузначное число

1

108

Письменное деление на двузначное число

1

109

Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

1

110

Письменное деление на двузначное число

1

111

Письменное деление на двузначное число

1

112

Письменное деление на трёхзначное число

1

113

Письменное деление на трёхзначное число

1

114

Письменное деление на трёхзначное число

1

115

Проверка умножения делением

1

116

Проверка деления умножением

1

117

Проверка умножения делением и деления умножением.

1

118

Проверка умножения и деления

1

119

Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.

1

120

Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды).

1

121

Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды

1

122

Повторение пройденного.

1

123

«Что узнали. Чему научились».

1

124

Повторение: «Что узнали. Чему научились».

1

Итоговое повторение (10ч) + 2часаконтроль и учёт знаний

125

Нумерация

1

126

Выражения и уравнения

1

127

Арифметические действия: сложение и вычитание

1

128

Арифметические действия: умножение и деление

1

129

Правила о порядке выполнения действий

1

130

Величины

1

131

Геометрические фигуры.

1

132

Задачи

1

133

Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)

1

134

Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма)

1

135

Решение задач различных типов.

1

136

Повторение пройденного

1


Проверочных работ-

4


Контрольных работ-

2


Итого

136


© 2010-2022