Обучение чтению младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинская область, г.Талдыкорган

Средняя школа-гимназия №1

им.Абая Кунанбаева

Учитель начальных классов

Жирикова Алия Мухтаровна

Обучение чтению младших школьников Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Важно с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать её роль в жизни человека, вооружить учащегося умением читать. Чтение принадлежит к одной из высших интеллектуальных функций человека. Сформированное чтение входит в состав его познавательной деятельности. Сущностью процесса является смысловой анализ знакового материала, цель которого - восприятие и осмысление текстовой информации. По своей природе чтение представляет собой один из видов речевой деятельности наряду со слушанием, говорением и письмом. Чтение имеет основные структурные элементы: мотивационно - побуждающую, процессуально - операционную, контрольно - оценочную фазы. Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать. Освоив первоначальное чтение, ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и школьник читает с целью узнать какой - то конкретный факт. Таким образом движущей силой чтения является мотивационно -побудительная потребность. Далее наступает более сложная фаза - ориетировочно - исследовательская. Она связана с ориетировкой в тексте: ориентация в теме текста, содержании, наметка планировании своей работы. Следующий уровень деятельности - исполнительский. Он требует тех приёмов, которые помогут сформировать определенное умение, достигнуть цели чтения. Чтение как деятельность должно включать самоконтроль и самооценку, поэтому процесс обучения чтению требует от читателя проверки своих результатов. Одна важнейших задач начальной школы - сформировать умение читать не только как предметную речевую деятельность, но и как межпредметное учебное умение, которое будет полноценно функционировать и при обучении математике, познанию мира, освоению грамматических правил и упражнений. Чтение - это такая деятельность, которая способна развивать учащихся. Если она правильно организована и ребенок умеет читать, чтение является средством познания, обучении, развития и воспитания личностных качеств ребенка, его мировоззрения. Опыт работы с детьми показал, что иногда необходимы особые методы и приемы, которые позволили бы учесть их индивидуальные особенности. Итак, овладение слиянием букв в слоги - задача довольно сложная для детей. Многие из них испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной. Для этого, по мере того как ребенок усвоит несколько букв ему предлагается упражнение «Катаемся с горки». Предварительно готовятся на листах бумаги такие рисунки (гласные выделяются красным цветом, дугу - это согласная с последующей гласной). Учитель, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку» - медленно, выделяя голосом гласные, «спускаясь с горки» - быстро. Предварительно обращается внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву. Когда детьми усвоен механизм слияния согласной с гласной, можно переходить к чтению слоговых таблиц. Кроме слоговых таблиц хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов, имеющих одинаковое начало и конец. Такой прием позволяет увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдать гнезда родственных слов. Для формирования навыков слогослияния полезно использовать тексты с разновысотными буквами и тексты, в которых им предлагается разбить точками или тире слова на слоги. Для преодоления негативных сторон , при формировании навыков чтения текстов в послебуквенный период, применяется технология «Обмен текстами». 1.Подготовительный период. Учитель заготавливает короткие тексты в 4-12 строк, желательно с картинками. Эти тексты можно можно вырезать из старых книг. 2.Работа в парах сменного состава. 1) каждый ученик получает по одной карточки с текстом. Каждый ученик самостоятельно читает свой текст. Учитель отвечает на вопросы, объясняет то, что не понятно. 2) ученики ищут себе пары. В паре один из учеников слушает, может следить глазами по тексту. Если есть желание, то слушающий ученик задает вопросы. 3) затем читает свой текст второй ученик, а первый слушает. 4) после этого ученики обмениваются текстами и ищут себе новых собеседников. Учащиеся работают с увлечением, особенно, если тексты интересные. Каждый хочет больше узнать интересных текстов. При подборе текстов учитывается уровень техники чтения. При таком подходе повышается интерес даже у слабоуспевающих учеников. Трудно не согласиться с высказыванием Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга». К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач, видеокассет, компьютерные игры чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребенка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя. Провожу конкурс «Кто с разной интонацией может прочитать слово?» Даю задание прочитать одну и ту же фразу с разной интонацией, соответствующей конкретной ситуации. Предъявляя требование читать выразительно. Я глубоко убеждена: чтобы читать хорошо, надо читать много. Где я беру на это время? Я считаю, что в работе над новым произведением необходимо акцентировать внимание детей на основных его достоинствах, а не углубляться в детальный его разбор, так как с этим текстом у детей есть возможность поработать еще и дома. Кроме этого провожу следующие упражнения: а) во-первых, жужжащее чтение б)во-вторых, ежеурочные 5-минутные чтения в) в- третьих, режим щадящего чтения Так же использую системы «Федоренко - Пальченко» . 1.Многократное чтение 2.Чтение в темпе скороговорки Применяю элементы методики профессора И.П.Иванова. Так, например, проверку домашнего задания провожу по микрогруппам. Это повышает ответственность ребенка перед коллективом группы. В процессе подготовки к уроку дети оказывают помощь друг другу, контролируют товарищей. Интересное упражнение «Угадай» вводится с момента обучения чтениюи усложняется с переходом к чтению связных текстов. Напишите на доске первый слог слова, например, до- и дайте задание отгадать, какое слово спрятано (дорога, доля). Так же можно поступать и с текстом. Например: Мы с бра…(том) пош…(ли) в па(рк). Виды упражнений по методике Всеволода Николаевича Зайцева очень помогают в работе над совершенствованием техники чтения. 1.Чтение за диктором 2.Чтение в парах- групповое чтение 3.Чтение в темпе скороговорки 4.Чтение с отрывом взгляда от текста 5. Закончите стихотворение (скажите в рифму) 6. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения 7. Дневники читателя 8. Ежедневное чтение Хорошие результаты дает чтение перед сном. Еще 200 лет назад говорили «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Важно чтение мысленное, а не шепотом. Надо уметь читать глазами. Главное условие динамического чтения - работать каждый день. Я считаю, что такой прием можно применять в сильном классе, где дети ответственно относятся к учебе, и учитель уверен в том, что они выполнят задание. Некоторые методы и приемы, которые помогут активизировать внимание учащихся. 1.Прием фотографирования (за 1-2 секунды запомнить, что изображено на картинке , и рассказать обо всем, что запомнил) 2.Найди лишнюю букву, лишний слог 3.Найди лишнее слово 4.Раздели слова на 2 группы 5.Увидеть слово (акаступ - капуста) 6.Из какой сказки слова 7.Четверостишия 8.Чтение - финиш (указать до какого слова читать) 9.Чтение слов с изменением одной буквы (точка- бочка- кочка) 10.Состязательность.лидер среди хорошо читающих, средних, слабых.





Список литературы.
1.Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению". - М.: "Просвещение", 1991. 2.Труфанова Н.Н. «Чтение. Преодоление трудностей» 3.Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989 4. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. - 2001 5.Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990


© 2010-2022