Урок русского языка «Число имени существительного» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Тип урока: знакомство с новой темой. Урок 6 в разделе.

Форма организации урока: урок- исследование.

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

Предметные умения

УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные», одушевлённые и неодушевлённые подбирать примеры таких существительных ,делать анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. Построение речевых высказываний

постановка и формулирование проблемы.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,планировать последовательность действий выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

объяснение лексического значения слов, определение и изменение имён существительных по числам; классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, анализируют , делают собственные умозаключения. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Оборудование: компьютер учителя,

мультимедийный проектор, экран;

презентация к уроку;

«Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина;

рабочая тетрадь 3класс В.П.Канакина;

карточки с заданиями.


Технология:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы ОДУ

УУД 1. Самоопределение к деятельности.Организационный момент. Цель:Проверка готовности обучающихся, положительный настрой на работу




Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Проверяют готовность. Садятся за парты. Фронтальная. Стихотворение. ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно - познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки.



-Какую тему мы изучаем на уроках русского языка в течении нескольких часов? - Что вы знаете по данной теме? Какие понятия вам уже знакомы? - А какие затруднения у вас ещё возникают? - Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.

Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да - нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное - это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

-Придумайте свой вопрос к игре.

Имя существительное

Рассказывают правило Контролируют себя по презентации С-№1,2















Выполняют действия в соответствии со словами












Задают придуманные вопросы классу





Фронтальная.








































Личностные -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, Регулятивные: -принимать на себя ответственность за результаты своих действий; -понимать содержание вопросов; допускать существование различных точек зрения; контролиро вать свои действия






ЛУУД: сохранение мотивации к учению. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
3.Постановка учебной задачи.Цель:Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы



Прочитайте слова. Метель, метели, мороз, морозы, снеговик, снеговики, варежка, варежки.Что общего у этих слов? Чем они отличаются? Разделите слова на группы по этому признаку. В каком числе стоят существительные обозначающие один предмет? Много предметов? Сформулируйте тему урока.
Цель урока. Составим план работы на урок. 1.Чистописание 2.Словарная работа 3. Работа по теме урока ( в парах, в группах, самостоятельно) 4.Контроль 5.Коррекция 6.Оценивание (Моя оценка, взаимооценка, оценка учителя) 7.Рефлексия 8.Домашнее задание.

Отвечают,анализируют,делают выводы С-№3

Единственное и множественное число имён существительных

Будем учиться определять число имён существительных, изменять их по числам. С №4,

1.Узнаем как, сделаем вывод.

2.Поработаем с ИКТ.

3.Поработаем по учебнику.

4. проверим и оценим себя.



Индивидуальная у доски



В паре





Фронтальная ЛУУД: учебно - познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. 4.Практическая деятельность(работа по новой теме) Цель: Повторение изученного и открытие новых знаний и умений в определении числа им. сущ., изменении по числам.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



























5.Физминутка.

1. Чистописание.Откройте тетради проанализируйте свою предыдущую работу, выберите над какой буквой вам надо поработать. Придумайте 3 существительных с данной буквой.(Договариваемся о контроле.) 2. Словарная работа. Давайте поработаем над правильным написанием «зимних» словарных слов. Сн.гирь п Д.кабрь ?
П.роша я.п. Н(н)овый год п

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)
Что у нас дальше по плану?

Откройте учебник на стр.20 упр.28. Прочитайте задание ,рассмотрите образец. Как будем выполнять задание? Что будем контролировать, проверять?

-Прочитайте слова.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей.

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Вспомним цель урока.(определять число и изменять по числам.

Сейчас выполним задание по группам.
Измените данные существительные по числам.

Какие трудности у вас возникли?

-Что вы можете о нём сказать? (имя существительное,единственного числа, неодушевлённое, нарицательное.)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

Есть и другие слова ,которые употребляются только в одном числе ед. или мн., но это тема нашего следующего урока.

Страничка "Знаете ли вы, что…". (С

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).

Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега - имели форму двойственного числа.



Работают в тетради. Взаимооценка.



Проверяют по образцу на интерактивной доске. С №6 Самоооценка.
















Работа по теме в учебнике. Устно все вместе . Выполняют задание . Контроль по цепочке .Делают вывод С.№7



Выполняют действия в соответствии со стихотворением




Отдохнули!




Выполняют в группе задание изменяя число.

Трудно слово пальто. Контроль по образцу. С-№8,9




С.№10


Договаривают слово пальто.









































Слайд №11
Индивидуальная




Работают индивидуально.




















В паре




















Групповая работа РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУДпостроение речевых высказываний

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)



РУУД: волевая саморегуляция.


ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.


КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; строение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные- умение работать активно, контроль, коррекция действий друг друга Практическая работа. Закрепление. Цель: Закрепление изученного с проговариванием во внутренней речи.

Закрепим знания по теме. Выполните задание в рабочей тетради. Стр.16 упр.32. Выполняют самостоятельно. Проверка по цепочке. Индивидуальная ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
6. Контроль . Цель: осознание кождым обучающимся понятия - число имени существительного.

Прочитайте строки из стихотворения К.И.Чуковского «Тараканище» 1 вариант выпишите одушевлённые сущ. В единственном числе,2 вариант во множиственном числе. Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Выполняют в тетрадях, самостоятельно по вариантам Контроль по образцу. С-№12,13
Индивидуальная Регулятивные- контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоениям материала.
ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу, логические, анализ объекта с целью выделения признаков . 7. Итог урока. Оценка своей деятельности учащимися на уроке. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

  • Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие знания. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность.

Закончите предложение. Я сегодня доволен тем, что …

Я ещё буду работать над…

Удачи вам!



  • Помните, что учиться, всегда пригодиться.














Продолжают высказывание



С-№14

ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. 8. Домашнее задание по выбору. Цель: закреплять знания по изученной теме Стр.21 упр.31,32.правило Комментирует выполнение задания Задают вопросы на уточнение выполнения задания


Приложение (для работы в группах)

Измените существительные по числам. Выделите окончание.
малыш хоккеист лес рукав рот артист пальто













© 2010-2022