Конспект урока-экскурсии Сентябрь - первый месяц осени (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7
Тема урока: Сентябрь - первый месяц осени. Тип урока - экскурсия в парк. Цели урока:
1. образовательная: дать учащимся представление о характерных признаках ранней осени в неживой и живой природе, расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; 2. развивающая: развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательную активность, интерес к предмету; 3. воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, восхищение природой родного края, бережное отношение, любовь к природе.
Планируемые результаты: Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Регулятивные - оценивают правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Коммуникативные - умеют работать в группах. Личностные - предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности окружающего мира.


Ход урока.
1 ) Мотивация к учебной деятельности. Ребята, у нас сегодня интересный урок. Мы идём на экскурсию в парк. А для чего люди ходят в парк? Подумайте, зачем мы идём сегодня в парк. Да, мы идём на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой осенней природы, понаблюдать за погодой, за жизнью растений, насекомых и птиц осенью. 2) Инструктаж по правилам техники безопасности, правилам поведения в природе. Как нужно вести себя на экскурсии в природе? Правильно. Нужно ходить только по тропинкам, не рвать растения, не обрывать ветки деревьев, не срывать плоды, семена. Пользуйтесь правилом: прежде, чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.
3) Беседа.
Скажите, какие месяцы относятся к осени? Какой сейчас идёт месяц? К какой поре осени он относится? Почему осень в сентябре называют ранней?
Да, она очень напоминает лето. В сентябре даже есть пора, которую в народе называют «бабьим летом». Погода в эту пору как летом: также тепло, обычно не бывает дождей. Вот как об этом времени написал Ф. И. Тютчев в стихотворении: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь лес стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера…

Как вы понимаете выражение «дивная пора»? Какая погода стоит сейчас? А какая погода была летом? Изменилась ли она по сравнению с летом? Как греет солнце? А как оно грело летом? Как мы стали одеваться? Почему? Посмотрите на небо. Какого оно цвета? А какое было летом? Есть ли облака? Тучи? Какой вывод можно сделать о погоде осенью и летом?

  1. Самостоятельное наблюдение детьми объектов, беседа.

Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Каждый из вас помнит лето. Вы видели летний наряд деревьев. Посмотрите вокруг. Какие изменения произошли? Какими осенними красками разрисовала осень парк?

5) Чтение отрывка из сказки Г. Скребицкого «Художник-Осень».
Ребята, давайте обратим внимание на красоту осенней природы. Вот как её описал Г. Скребицкий в сказке «Художник-Осень»:
Художник - Осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый узор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить Художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе». Чем вам понравилось описание осени Скребицким?
Действительно, лес очень красив в своем осеннем уборе.
Одновременно ли начинаются изменения внешнего вида у разных деревьев? Одинакова ли расцветка листьев у разных деревьев? Какого цвета листья у берёзы, клена, осинок, липы? С чем сравнивает Скребицкий листья осинок? Как вы понимаете выражение « узор из золотой парчи»? Давайте полюбуемся липами, их нарядами, которые действительно похожи на узоры из золотой парчи.

6) Работа с иллюстративным материалом: сравнение наблюдений с пейзажем осеннего леса на репродукции картины Б. Щербакова «Сентябрь».
Посмотрим ещё раз на репродукцию картины Б. Щербакова «Сентябрь», которую мы рассматривали на уроке. Чем похожи деревья на картине на те, которые мы видим в парке? Похоже ли небо, изображённое на картине, на то, которое у нас над головой? Чем? Какую погоду изобразил художник? Похожа ли она на погоду сегодня?
  1. Отгадывание загадки- рассказа «Разноцветные кораблики»
«Пришел я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра. Что это за разноцветные кораблики? В какое время года бывают такие кораблики на пруду?» (По Д. Кайгородскому)

Посмотрите, много ли листьев на деревьях? А летом? Почему листьев на деревьях стало меньше?
Правильно, начался листопад. А теперь посмотрим, как начинается листопад.
На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья не сбрасывают листву? Отгадайте загадку:
Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (ель)
Давайте подойдём к ели. Посмотрите, под елью много старых иголок (хвоинок) Откуда они?
Правильно. Ель и сосна не сразу меняют листву-хвою, а постепенно: старая опадает, а на её месте тут же вырастает новая. Меняют ли окраску ель, сосна?
Учитель раздаёт листья разных деревьев детям:
Чем отличаются листья друг от друга? (форма окраска, размер) Отгадайте, о каком листочке идёт речь: « Лист ладошкой с длинной ножкой». Как вы догадались?
Давайте подойдём к рябине. Обратите внимание, каков урожай рябины в этом году. Народ подметил, что обильный урожай рябины сулит снежную зиму. Как вы понимаете пословицу: «В сентябре одна ягодка - и та горькая рябина».
8) Дидактическая игра « Угадай дерево».
У вас в руках листочки от разных деревьев. Рассмотрите их, определите, какому дереву они могут принадлежать, и бегите к этому дереву. Побеждает та команда, участники которой правильно определили дерево, и все собрались около него.
Речевая разминка: опишите дерево, у которого вы собрались. В описании участвуют все дети, собравшиеся у дерева (команда). Один начинает описание, другой продолжает (дети по очереди описывают внешний вид дерева).
9) Творческое задание «Осенний ковёр из опавших листьев».
Задание каждой команде: найдите самые красивые разноцветные листья и выложите осенний ковёр из них. Полюбуемся на красоту осенних ковров. Сфотографируйте то, что вам понравилось.
10) Наблюдение Посмотрите, как изменилась окраска травы по сравнению с летом? Какие цветы ещё цветут? Чем пахнет осенью в парке? Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам осени. Какие звуки вы услышали? Слышны ли птичьи голоса? Почему? Назовите увиденных птиц. Останутся ли эти птицы с нами зимовать? Почему? Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было? А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Почему? Где они прячутся? (Ответы детей)
Обратите внимание, как много паутины в парке. Давайте рассмотрим паутину, которую сплёл паук. Полюбуйтесь на чудесное тонкое кружево, сотканное искусным мастером-пауком. Зачем он плетёт свою сеть? Кто в неё может попасть?
Сам паук сидит в центре своей сети, терпеливо ждёт, когда попадёт в его сеть добыча: комар или муха. Пауки используют свою паутину как канат. При опасности падают вниз, оставляя за собой паутинную нить по которой, как по канату, поднимаются обратно на сеть. Иногда можно увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и несёт его по воздуху. У поэтессы И. Токмаковой есть красивое стихотворение, в котором она рассказывает об осени, о паучке, летящем в своей паутинке. Послушаем его.

Осеннее утро.


Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах:
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С пауками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит!
Должно быть это
Улетает наше лето!


И.Токмакова



В народе есть примета. Если паутина стелется по растениям - к теплу. Ребята, отойдём от паучка. Не будем ему мешать, пусть он занимается своими делами. И, конечно, никогда не убивайте паучка: каждый имеет право на жизнь.
Дети, кто из вас хочет рассказать стихотворение об осени? (Заслушиваем стихотворения)

Дети, у меня в руках кружочки разного цвета. Выберите кружочки с главным цветом лета и осени.
11) Игра « Каким голосом говорит ранняя осень.».
Вот так шелестят листья на деревьях……… Вот так шуршат опавшие листья под ногами…….. Вот так ударяется о землю дождь………. Вот так шумит ветер………….
12)Подведение итогов урока.
Загадка об осени. Дети выступают в роли эха. «Стоит на берегу лес. Густой, как стена. Крикнешь - лес ответит. - Эхо лесное спросить могу. -Ау, ау, ау. - Листья лесные куда пропали? - Опали. - Птички-певички, давно ли галдели? - Мы на юг улетели. - Лягушки и жабы, куда подевались? - Мы в ил закопались. - Белки и зайцы, про вас не знаем. - Линяем, линяем. - Так что же творится в лесу? - ?» Н. Сладков
13) Рефлексия.
Дети, а теперь выскажем свои мнения об экскурсии. Высказываться будете по очереди. Предложения можно начать так.
Я узнал………
Я почувствовал…
Было интересно………….
Мне понравилось
Высказывания детей по кругу.

© 2010-2022