Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая родина» Направление «Духовно-нравственное» для 4 класса

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»




Рассмотрено на методическом объединении Протокол от __________ № ___

Руководитель МО _______


Согласовано

с заместителем директора по ВР

от ________

______________ «Утверждено» приказом директора МКУ СОШ с. Мельница от ___________ № ___














Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Моя малая родина»

Направление «Духовно-нравственное»

для 4 класса

на 2015 - 2016 учебный год



Разработчик программы

учитель начальных классов

Козусева Надежда Степановна

Педстаж 29лет

1 квалификационная категория

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочного курса «Малая Родина» создана в соответствии ФГОС ООО реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2012 года;

  • обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

  • ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

  • формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;

  • формированием Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.

Данная программа является вариативной в блоке духовно-нравственного направления.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по социальному направлению внеурочной деятельности:

Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;

воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности. Программа «Моя малая Родина»ориентирована на учащихся 4 класса начальной школы, что особенно ценно. Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. Представленная программа кружка «Моя малая Родина» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 4 класса.

Содержание программы

Программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические знания. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Флора и фауна края».

Цель - знакомство с животным и растительным миром Хабаровского края.

Основные задачи:

  • знакомство с растительным и животным миром края;

  • выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;

  • знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу;

  • оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Модуль «Малочисленные народности Приамурья».

Цель - знакомство с бытом малочисленных народностей Приамурья.

Основные задачи:

  • знакомство с древней историей края;

  • изучение истории заселения и освоения Хабаровского края;

  • знакомство с организацией быта малочисленных народностей Приамурья;

  • оценка правительственных программ по поддержке малочисленных народностей Приамурья.

Модуль «Произведения писателей Хабаровского края».

Цель - знакомство с творчеством писателей Хабаровского края

Основные задачи:

  • знакомство с содержаниями произведений писателей Хабаровского края;

  • изучение культурного наследия писателей Хабаровского края;

  • Знакомство с творческими людьми родного края.

Модуль «Уникальные памятники природы Хабаровского края».

Цель - знакомство с памятниками природы Хабаровского края

Основные задачи:

  • ознакомление с памятниками истории и культуры;

  • определение значения памятников истории и культуры: научное, художественное, историческое;

  • оценка состояния памятников истории и культуры в аспекте современной экологической ситуации.

Модуль «Комсомольск-на-Амуре-это родина моя».

Цель - знакомство с историей и современной экономической ситуацией в городе

Основные задачи:

  • ознакомление историей развития и становления города;

  • определение роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в городе

Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:

- тематические праздники, КТД;

- художественное творчество учащихся;

- экскурсии и походы по родному краю;

- устные журналы, беседы;

- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

- проектная и исследовательская деятельность учащихся;

- походы;

- участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;

- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;

- музейные уроки.

Основные виды деятельности и формы занятий:

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини - представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и районные газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, "круглые столы" Описание места программы по внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на проведение занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут, всего 34 ч. в год. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села, города, района, области; о личностях, оставивших заметный след в истории; Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Виды личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  • тестирование;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • интеллектуальные игры;
  • выставки творческих работ учащихся;
  • защита проектов;
  • научно-практическая конференция.

Тематическое планирование

Всего - 34 ч. ( теоретических -13, практических -21)


п/п

Название модуля

Краткое содержание

Кол-во часов

1

Организационное вводное занятие.

Оформление карты наблюдений.

1

2

Модуль «Флора и фауна края» ( теоретических -3, практических -4)

  • знакомство с растительным и животным миром края;

  • выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;

  • знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу;

  • оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.

7

3

Модуль «Малочисленные народности Нижнеудинского района. (Тофолария)». (теоретических -1, практических -5)


  • знакомство с древней историей края;

  • изучение истории заселения и освоения Тофоларии;

  • знакомство с организацией быта малочисленных народностей тофов;

  • оценка правительственных программ по поддержке малочисленных народностей Тофоларии.

6

4

Модуль «Произведения писателей Иркутской области». ( теоретических -2, практических -6)


  • знакомство с содержаниями произведений писателей Иркутской области;

  • изучение культурного наследия писателей Иркутской области;

  • Знакомство с творческими людьми родного края.

6

5

Модуль «Уникальные памятники природы Иркутской области». (теоретических -4, практических -4)


  • ознакомление с памятниками истории и культуры;

  • определение значения памятников истории и культуры: научное, художественное, историческое;

  • оценка состояния памятников истории и культуры в аспекте современной экологической ситуации.

8

6

Модуль «Нижнеудинский район -это родина моя». (теоретических -3, практических -2)


  • ознакомление историей развития и становления района;

  • определение роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в районе

5

7

Организационное итоговое занятие.

Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина»

1
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

!!!!!!При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Календарно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

Воспитательная работа

Дата

Всего

Теоретические

занятия

Практическое занятие

1.

Организационное вводное занятие.

1

1

-

Оформление карты наблюдений.

2.

Модуль «Флора и фауна края»

7

2.1.

Растительный мир

2

1

Территория и границы растительного мира края. Проект «Растительный мир края»;

Экологическая акция «Сохраним лес от пожаров»;

Разработка листовок

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

2.2.

Животный мир

2

1

Территория и границы животного мира края. Проект «Животный мир края»;

Экологическая акция «Частичка теплоты»

2.4.

Красная книга края

2

1

Работа с физической картой. Изучение расселения растительного и животного мира края, занесенных в красную книгу Проект «Сохраним красную книгу»

2.5.

«Животные и растения, занесенные в Красную книгу»

1

-

Экскурсия в библиотеку

3.

Модуль «Малочисленные народности Приамурья»

6

3.1

Древняя история края

1

1

- Презентация «История края»


3.2

История заселения и освоения Хабаровского края

2

1

Экскурсия в краеведческий музей Конкурс

«Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»

3.3

Быт малочисленных народностей Приамурья

2

1

Подготовка сообщений о малочисленных народах Приамурья Конкурс «Истории старины»

3.4

«Малочисленные народности Приамурья»

1

-

Экскурсия в «Городской краеведческий музей»

4.

Модуль «Произведения писателей Хабаровского края»

6

4.1

Знакомство с содержаниями произведений писателей

2

-

Подготовка сообщений о писателях края;

Краткое изложение содержания произведений

4.2

Культурное наследие

2

1

Встречи с творческими людьми родного края Викторина «Путешествия»

4.3

«Произведения писателей Хабаровского края»

2

-

Экскурсия в «Сельскую библиотеку»

5.

Модуль «Уникальные памятники природы Хабаровского края»

8

5.1

Каменная летопись города

3

2

Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Викторина «Памятные места города»


5.2

Реки и озера края

2

1

Подготовка сообщений

Работа с физической картой Иркутской области;

Экологическая акция «Чистый берег» реки Рубахинки

5.3

Памятники природы

2

1

- Работа с физической картой.

- родники

-реки

-горы

-пруды

5.4

«Уникальные памятники природы Хабаровского края»

1

-

Экскурсия по памятным местам города

6.

Модуль «Комсомольск-на-Амуре-это родина моя»

5

6.1.

Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и края

3

1

Подготовка сообщений о предприятиях города Викторина «Предприятия города»

6.2.

Загадочный мир названий

2

1

Сообщения на тему «Первостроители Нижнеудинска»

Викторина

«Улицы города»

7.

Итоговое занятие

1

1

- Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина»

Итого

34


Учебно - методическое обеспечение


  1. Бердинских В.А. Занимательное краеведение: (пособие для учителя). -Тюменская областная типография, 1996.
  2. Бердинских В.А. История Тюменского края: Мир русской провинции. - Киров, 2005.
  3. Занимательное природоведение.- М., Омега, 1997.
  4. Книги серии «Что есть что»: Собаки. Кошки. Ядовитые растения. Птицы. Насекомые. - Москва: Изд. «Слово», 2001.
  5. Красная книга Тюменской области: Животные, растения, грибы / Отв. Ред. Добринский Л.Н., Копытин Н.С. - Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2001.
  6. Кузнецов Г.В. Ремеслу везде почет. - Подосиновец, 2006.
  7. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. - Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Население и хозяйство Тюменской области. Под ред. Алалыкиной Г.М., Шурыгиной А. Г., 1997.
  9. Паспорт Тюменского района. Отв. Пластинин А.Н., 1996.
  10. По страницам Красной книги Тюменской области: Учебное пособие. - Киров: Изд. ВятГГУ, 2004.
  11. Природа Тюменской области. Под ред. Пахомова М.М., Шурыгиной А.Г. - Киров, 1999.
  12. Рябов В.М. Фауна Государственного природного заказника «Былина». Часть 1. позвоночные животные. - Киров: 2007.
  13. Ситников В.А., Шаклеин С.П. Земля Тюменская. -Тюмень, 1996.
14.Тарасова Е.М. Флора Государственного природного заказника «Былина». - Киров: 2005.

15.Уголок русского севера. 1999

© 2010-2022