- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая родина» Направление «Духовно-нравственное» для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя малая родина» Направление «Духовно-нравственное» для 4 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козусева Н.С. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Рассмотрено на методическом объединении Протокол от __________ № ___
Руководитель МО _______
Согласовано
с заместителем директора по ВР
от ________
______________ «Утверждено» приказом директора МКУ СОШ с. Мельница от ___________ № ___
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя малая родина»
Направление «Духовно-нравственное»
для 4 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Разработчик программы
учитель начальных классов
Козусева Надежда Степановна
Педстаж 29лет
1 квалификационная категория
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочного курса «Малая Родина» создана в соответствии ФГОС ООО реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
-
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2012 года;
-
обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;
-
ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
-
формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
-
формированием Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.
Данная программа является вариативной в блоке духовно-нравственного направления.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по социальному направлению внеурочной деятельности:
Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности. Программа «Моя малая Родина»ориентирована на учащихся 4 класса начальной школы, что особенно ценно. Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. Представленная программа кружка «Моя малая Родина» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 4 класса.
Содержание программы
Программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические знания. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Флора и фауна края».
Цель - знакомство с животным и растительным миром Хабаровского края.
Основные задачи:
-
знакомство с растительным и животным миром края;
-
выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;
-
знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу;
-
оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Модуль «Малочисленные народности Приамурья».
Цель - знакомство с бытом малочисленных народностей Приамурья.
Основные задачи:
-
знакомство с древней историей края;
-
изучение истории заселения и освоения Хабаровского края;
-
знакомство с организацией быта малочисленных народностей Приамурья;
-
оценка правительственных программ по поддержке малочисленных народностей Приамурья.
Модуль «Произведения писателей Хабаровского края».
Цель - знакомство с творчеством писателей Хабаровского края
Основные задачи:
-
знакомство с содержаниями произведений писателей Хабаровского края;
-
изучение культурного наследия писателей Хабаровского края;
-
Знакомство с творческими людьми родного края.
Модуль «Уникальные памятники природы Хабаровского края».
Цель - знакомство с памятниками природы Хабаровского края
Основные задачи:
-
ознакомление с памятниками истории и культуры;
-
определение значения памятников истории и культуры: научное, художественное, историческое;
-
оценка состояния памятников истории и культуры в аспекте современной экологической ситуации.
Модуль «Комсомольск-на-Амуре-это родина моя».
Цель - знакомство с историей и современной экономической ситуацией в городе
Основные задачи:
-
ознакомление историей развития и становления города;
-
определение роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в городе
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
- тематические праздники, КТД;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы;
- участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;
- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
- музейные уроки.
Основные виды деятельности и формы занятий:
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини - представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и районные газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, "круглые столы" Описание места программы по внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на проведение занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут, всего 34 ч. в год. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села, города, района, области; о личностях, оставивших заметный след в истории; Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- тестирование;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- олимпиады;
- интеллектуальные игры;
- выставки творческих работ учащихся;
- защита проектов;
- научно-практическая конференция.
Тематическое планирование
Всего - 34 ч. ( теоретических -13, практических -21)
№ п/п
Название модуля
Краткое содержание
Кол-во часов
1
Организационное вводное занятие.
Оформление карты наблюдений.
1
2
Модуль «Флора и фауна края» ( теоретических -3, практических -4)
-
знакомство с растительным и животным миром края;
-
выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;
-
знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу;
-
оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.
7
3
Модуль «Малочисленные народности Нижнеудинского района. (Тофолария)». (теоретических -1, практических -5)
-
знакомство с древней историей края;
-
изучение истории заселения и освоения Тофоларии;
-
знакомство с организацией быта малочисленных народностей тофов;
-
оценка правительственных программ по поддержке малочисленных народностей Тофоларии.
6
4
Модуль «Произведения писателей Иркутской области». ( теоретических -2, практических -6)
-
знакомство с содержаниями произведений писателей Иркутской области;
-
изучение культурного наследия писателей Иркутской области;
-
Знакомство с творческими людьми родного края.
6
5
Модуль «Уникальные памятники природы Иркутской области». (теоретических -4, практических -4)
-
ознакомление с памятниками истории и культуры;
-
определение значения памятников истории и культуры: научное, художественное, историческое;
-
оценка состояния памятников истории и культуры в аспекте современной экологической ситуации.
8
6
Модуль «Нижнеудинский район -это родина моя». (теоретических -3, практических -2)
-
ознакомление историей развития и становления района;
-
определение роли градообразующих предприятий в стабилизации экономической ситуации в районе
5
7
Организационное итоговое занятие.
Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина»
1
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
!!!!!!При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Воспитательная работа
Дата
Всего
Теоретические
занятия
Практическое занятие
1.
Организационное вводное занятие.
1
1
-
Оформление карты наблюдений.
2.
Модуль «Флора и фауна края»
7
2.1.
Растительный мир
2
1
Территория и границы растительного мира края. Проект «Растительный мир края»;
Экологическая акция «Сохраним лес от пожаров»;
Разработка листовок
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
2.2.
Животный мир
2
1
Территория и границы животного мира края. Проект «Животный мир края»;
Экологическая акция «Частичка теплоты»
2.4.
Красная книга края
2
1
Работа с физической картой. Изучение расселения растительного и животного мира края, занесенных в красную книгу Проект «Сохраним красную книгу»
2.5.
«Животные и растения, занесенные в Красную книгу»
1
-
Экскурсия в библиотеку
3.
Модуль «Малочисленные народности Приамурья»
6
3.1
Древняя история края
1
1
- Презентация «История края»
3.2
История заселения и освоения Хабаровского края
2
1
Экскурсия в краеведческий музей Конкурс
«Родословие»;
«Старая фотография рассказала…»
3.3
Быт малочисленных народностей Приамурья
2
1
Подготовка сообщений о малочисленных народах Приамурья Конкурс «Истории старины»
3.4
«Малочисленные народности Приамурья»
1
-
Экскурсия в «Городской краеведческий музей»
4.
Модуль «Произведения писателей Хабаровского края»
6
4.1
Знакомство с содержаниями произведений писателей
2
-
Подготовка сообщений о писателях края;
Краткое изложение содержания произведений
4.2
Культурное наследие
2
1
Встречи с творческими людьми родного края Викторина «Путешествия»
4.3
«Произведения писателей Хабаровского края»
2
-
Экскурсия в «Сельскую библиотеку»
5.
Модуль «Уникальные памятники природы Хабаровского края»
8
5.1
Каменная летопись города
3
2
Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Викторина «Памятные места города»
5.2
Реки и озера края
2
1
Подготовка сообщений
Работа с физической картой Иркутской области;
Экологическая акция «Чистый берег» реки Рубахинки
5.3
Памятники природы
2
1
- Работа с физической картой.
- родники
-реки
-горы
-пруды
5.4
«Уникальные памятники природы Хабаровского края»
1
-
Экскурсия по памятным местам города
6.
Модуль «Комсомольск-на-Амуре-это родина моя»
5
6.1.
Градообразующие предприятия, их роль в жизни города и края
3
1
Подготовка сообщений о предприятиях города Викторина «Предприятия города»
6.2.
Загадочный мир названий
2
1
Сообщения на тему «Первостроители Нижнеудинска»
Викторина
«Улицы города»
7.
Итоговое занятие
1
1
- Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина»
Итого
34
Учебно - методическое обеспечение
- Бердинских В.А. Занимательное краеведение: (пособие для учителя). -Тюменская областная типография, 1996.
- Бердинских В.А. История Тюменского края: Мир русской провинции. - Киров, 2005.
- Занимательное природоведение.- М., Омега, 1997.
- Книги серии «Что есть что»: Собаки. Кошки. Ядовитые растения. Птицы. Насекомые. - Москва: Изд. «Слово», 2001.
- Красная книга Тюменской области: Животные, растения, грибы / Отв. Ред. Добринский Л.Н., Копытин Н.С. - Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2001.
- Кузнецов Г.В. Ремеслу везде почет. - Подосиновец, 2006.
- Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Население и хозяйство Тюменской области. Под ред. Алалыкиной Г.М., Шурыгиной А. Г., 1997.
- Паспорт Тюменского района. Отв. Пластинин А.Н., 1996.
- По страницам Красной книги Тюменской области: Учебное пособие. - Киров: Изд. ВятГГУ, 2004.
- Природа Тюменской области. Под ред. Пахомова М.М., Шурыгиной А.Г. - Киров, 1999.
- Рябов В.М. Фауна Государственного природного заказника «Былина». Часть 1. позвоночные животные. - Киров: 2007.
- Ситников В.А., Шаклеин С.П. Земля Тюменская. -Тюмень, 1996.
15.Уголок русского севера. 1999