Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова )

учитель начальных классов Ищенко Л.А., МБОУ «Гимназия №1 им.А.А.Иноземцева» г.Братска


Тема урока:

Согласные звонкие и глухие. Их смыслоразличительная роль.

Тип урока:

Постановка учебной задачи.

Цель урока:

1. Создать ситуацию необходимости различать звонкие и глухие согласные звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию.

2. Учить находить эти звуки в слове, формировать умение характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости.

3. Формировать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

4. Учить первоклассников взаимодействию, формировать умение работать в парах.(развивать коммуникативные умения)

Оборудование:

Модели слов, звуковые схемы, рисунки, букварь В.В.Репкин, Е.В.Восторгова.

Использование ИКТ:

Презентация «Согласные звонкие и глухие»

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Создание ситуации успеха (что я знаю, умею).

3. Создание ситуации разрыва.

4. Фиксация разрыва в знаково-символической форме (знак?).

5. Формулирование УЗ учащимися и учителем. Первичное закрепление.

6. Рефлексия.


Ход урока:

Организационный момент

«Звенит звонок,

Звенит звонок,

Детей зовет он на урок!»

(Проверить наличие всего необходимого на парте).

Актуализация знаний: что я знаю и умею.

- Вы любите свою первую учебную книгу? - Послушайте, что я произнесла «букварь»?

(Слово)

- Что можно делать со словом?

(Читать, услышать, произносить)

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные Я напишу модель этого слова Верно?

(Надо уточнить)

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные Уточните (покажите модель этого слова , это слово называет предмет)

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласныеУрок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные А что еще могут называть слова? ( ( )

- Что-то еще знаете про слова?

(Они состоят из звуков)

- Из любых звуков? Уточните.

(Из звуков человеческой речи. Их люди говорят)

- Произнесите четко, правильно: А-а-а, о-о-о, б-б-б, р-р-р, с-с-с. - Что помогает вам произносить звуки?

(Язык, губы, зубы, голосовые связки)

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласныеУрок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласныеКак называются такие звуки? (согласные и гласные )

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные А что вы еще знаете про слова?

(Слова делятся на слоги )

- Здесь кроется какой-то секрет?

Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные(Сколько гласных в слове, столько и слогов.

И секрет ударения: гласный звук под ударением произносится сильнее, его как будто ударяют «молоточком»)

- Что про гласные звуки вы уже знаете?

(Ударные - безударные, образуют слог, ртооткрыватели)

- Как вы считаете, мы уже всё изучили про звуки?

(Нет, нас заждались согласные звуки!)

- Тогда в путь! Объект нашего наблюдения - согласные звуки!

На доске с левого края в процессе обсуждения появляется такая запись:

Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные



Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные


Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные





Речевая разминка, переход к постановке УЗ.







Работа в тетради





«Ситуация

разрыва»




СУрок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласныекороговорки:

Одну-две, которые дети знают, произносят.

Новая: В лесу коза, у козы коса.

Звенит коса, сено косит коза.

-Какие слова повторяются? (Коза-коса)

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласныеА что ещё обозначает слово коса? (многозначность слова «коса»). Давайте составим звуковую модель двух слов во множественном числе.

Ко́зы

КУрок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласныеосы

- Что скажете про модели этих двух слов?

(Одинаковые)

- А значение у этих слов одинаковое? (Нет)

- В чем их отличие? Может быть, они отличаются ударением? …Или гласными звуками?... Давайте в этом разберемся.

Постановка УЗ

- Что мы должны выяснить на уроке?

- (Чем различаются эти два звука и как их обозначать.)

Появляется запись:

Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные

= = ≠ =

?

Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные

Наблюдение

Произносим звук З и звук С, слушаем, запоминаем два приема определения звонкости и глухости согласных. Помогут нам в этом ладошки, которыми мы закрываем ушки.

Обобщение по наблюдению









Первичная рефлексия

- Так в чем же различие этих двух звуков?

- (Одни произносятся с голосом, а другие без голоса, с шумом).

- О таких звуках говорят, что они звонкие и глухие. Звонкие с голосом произносятся, а глухие без голоса.

А как в модели обозначить - согласный звонкий или глухой?

- (….)

-Урок обучения грамоте в 1 классе Звонкие и глухие согласные Давайте договоримся обозначать звонкий согласный звук так

- Вернемся к нашему вопросу: какую различительную функцию согласных мы обнаружили?

- (Звонкий согласный, глухой согласный)

- Кто научился определять эти звуки? молодцы!

Физминутка

музыка

Закрепление



Парная работа

Загадка из презентации:

Растут на макушке
Длинненькие ушки.
Он хоть и мальчишка,
А такой трусишка!
Ну-ка угадай-ка,
Как зовется?...(зайка)

-Составьте слово из моделей на парте. -Проверим как работают наши звуковички (ребята выбегают к доске ,имитируя звуки,в том числе и звонкие-глухие согласные) Класс выражает своё согласие или несогласие.

- Произнесите только первый звук. Какой он?

-Замените первый звук З глухим. Какое слово получилось? -Чем различаются эти слова? -Вам нравится искать в слове согласные звонкие и глухие?



-Выполним задание в парах ,но вначале вспомним правила совместной работы. -Назовите их?

(работаем дружно, не ссоримся; слушаем друг друга, говорим по очереди; договариваемся, кто будет отвечать) Задание паре: на листе изображены рисунки :дом,сапоги, жук,облако, барабан. Выбрать те картинки, первый звук слов которых будет звонкий,обвести карандашом,доказать . (определить лишние, почему доказать .)

Итог

Взаимооценка

- Поднимите руки, кто уже подружился с согласными звуками и узнал сегодня их секрет? -Кто может его(секрет ) назвать?

-Кого вы хотели бы похвалить из своих одноклассников?

-Сможете ли рассказать дома маме, что изучали на уроке?

Рефлексия.

Разукрасить квадратик в тетради:

зеленым - знаю хорошо, все понял, могу объяснить;

желтым - знаю, но объяснить не смогу,сомневаюсь;

красным - у меня затруднения. Как вы считаете,мы всё узнали о согласных звуках?

Урок окончен, до встречи!

© 2010-2022