Урок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Шерункова Любовь РобертовнаУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс

учитель начальных классов

КГУ«Школа-гимназия №1 имени

Григория Орджоникидзе»

Жуалынский район

Урок познания мира в 3 классе

Тема урока: Гостеприимство

Цель: расширять представление о традиции гостеприимства. Задачи:

- раскрывать значимость гостеприимства;

- развивать способность понимать и уважать традиции народов; - воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.

Ход урока 1 Организационный момент. - Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь поприветствуем друг друга. 2. Проверка домашнего задания 1) Чтение сочинений «Моя семья» 2) Защита рисунков «Моя семья» 3. Литературная страничка Чтение стихотворений о гостеприимстве ( 3 ученика) 4.Работа над новым материалом Рассказ учителя Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы».

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу. Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал: - Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей. Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом: - Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?  Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся). Продолжение притчи. Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял - добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения… - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? - Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство - «қонақ асы»  Что означает слово «қонақ асы»?  Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся). Беседа  Кто и когда приходит к вам в гости?  Как встречают гостей в вашем доме?  Как вы понимаете слово «гостеприимство»?  Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся). Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей - «гость» и «приём». Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова Гостеприимство- радушно встретить Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями. Цитата урока - Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так - «Сыйласаң, сыйлы боларсың». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением. Сегодня мы с вами поговорим о том как принято принимать гостей в разных национальностях 1)Какого народа одежда?

Урок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс Казахское гостеприимство Работа по учебнику стр.127-128 Чтение текста Словарная работа Дастархан, конакасы, бата, традиции Физминутка под музыку 2) )Какого народа одежда?

Урок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс Русское гостеприимство Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте. На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя - не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи». Хозяева даже обижались, когда гость мало ел и пил. 3) Какого народа одежда?

Урок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс Кавказкое гостеприимство Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать». Гостеприимство особенно ярко проявляется в сельской местности. Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. Кроме того, в каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему. Гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал. В гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять. Как бы хозяин ни был занят, он должен был находиться рядом с гостем. Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища, и если он оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу 4.- Ребята, а вы знаете пословицы о гостеприимстве? Работа в группах «Собери пословицы» В гостях хорошо, а дома лучше. Доброму гостю - хозяин рад. Любишь гостить, люби и к себе звать. Много гостей, много новостей. -Ребята вы любите ходить в гости? А принимать гостей? Сейчас мы посмотрим как вы поступите различных ситуациях.

Каждая группа получает конверт, в котором описана ситуация, которую необходимо разыграть.

Ситуация первая.

У Кати день рождения. Она пригласила друзей к 6 часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Катя открыла дверь, увидев Сашу, небрежно сказала: «Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре». И убежала на кухню.

Обсудить в группе и высказать: Как правильно поступить в этой ситуации гостю и хозяину?

( Раньше времени приходить неприлично. Но, если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы, телевизор, послушать музык ).

Ситуация вторая.

К Вадику пришли одноклассники Сережа и Кирилл. Мальчики хотели поиграть в новую игру. Прошел час, другой, а гости не уходят. Уроки не выучены, картошка по просьбе мамы не начищена. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой, Домой их отправить? А как же долг хозяина? А уроки? А мамина просьба

Что можно посоветовать Вадику? Высказывание учащихся

Бывает, что ребята злоупотребляют правом хозяина. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти друзей в другой раз.

Ситуация третья.

После школы Саша сказал Кириллу: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять, у меня новая компьютерная игра, поиграем».

Кирилл пришел в семь часов. Он зашел в комнату, бросил куртку в кресло и огляделся.

-А у вас классно! А это что?- и он схватил модель парусника с письменного стола.

-Это отцу подарили. На память.

-Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли?- Кирилл нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Саша взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках новый фонарик.

-Сколько стоит? А это где покупали? -Нет мне не нравится это барахло!

-Ну показывай свою игру!

Поиграв немного, он сказал хозяину, что в такие игры он в первом классе играл.

-Ну я пошел. Пока. А фонарик я твой взял, завтра отдам, только покажу отцу, мне тоже такой нужен.

А как вы, ребята ,отнеслись бы к такому гостю?

Работа в группе и высказывание своего мнения.

Ситуация четвертая.

У Наташи день рождения. Ей исполнилось 12 лет. Они с мамой готовились ко дню рождения тщательно. Пришли ребята из класса засыпали именинницу подарками. Но хозяйка всех встречала по- разному. Жене очень обрадовалась проходи Женечка проходи.

Вика принесла книжку: « с днем с днем рождения Наташа! - Фи книжка. У меня уже такая есть .Ну ладно проходи раз пришла. Наташа, - эту сумочку мы в фирменном магазине покупали,- даря подарок, сказала Оля.

-Классная сумочка, Мне нравится!

Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Наташе в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла заколку и конфеты,-

-А я не ем с такой начинкой конфеты,- сказала Наташа.- А заколка красивая!

Давайте обсудим, правильно ли принимала гостей Наташа? Высказывания учащихся

5. Гостеприимство в сказках

Правильно ли встречали гостей и вели себя в гостях наши любимые сказочные герои?

Урок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 классУрок познания мира по теме «Гостеприимство» 3 класс Минутка тишины Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка. - Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…  Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?  С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан».  Какие блюда готовят к приему гостей? - Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан. 6.Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж, материал готовит учитель) Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа получает листы ватмана, а также иллюстрации с изображением различных блюд и составляет коллаж на тему: «Дастархан». Учащиеся показывают свои работы и рассказывают, дастархан какого народа накрыла каждая группа. 7.Итог урока Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное, как неотъемлемая часть культуры. Времена сейчас сложные, и все равно - ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях - не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир. 8. Домашнее задание - Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.



© 2010-2022