Статья о внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация программы духовно-нравственного развития

в рамках ФГОС на основе социально-образовательной игры

«Путешествие по департаментам министерств "Солнечная страна"»



И.В. Евженко

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1г. Светлого




Человек рожден для счастья. Но как сделать его счастливым, успешным и при этом глубоко нравственным - милосердным, творческим, инициативным, самостоятельным, любящим свою страну, близких … Таким, как сказал Сухомлинский, «Ты человеком родился, но человеком должен стать»[1]. Эту проблему призвана решить школа, реальностью которой становится педагогически - организованный процесс развития ребенка. А реализация задач воспитательного, социального развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой направлена на осуществление воспитательного процесса не только как процесса усвоения системы знаний, умений, а как процесса развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных социальных ценностей. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в рамках ФГОС в нашей школе направлена на смещение акцентов в сторону духовного воспитания в смысле воспитания души, которое отождествляется с понятиями нравственности и культуры. Введен воспитательный идеал личности, определяющий портрет идеального ученика, то есть недостижимый результат, к которому надо стремиться[2]. А ведет ребят к этому идеалу хранительница огня, волшебная птица Горихвостка. Эта маленькая птичка отдала частичку огня женщине, а та поделилась со всеми людьми, которые поддерживали и разжигали огонь во всех сердцах [3] (притча). Только тогда, я считаю, данные ценности учитель может перевести в форму желаемых качеств личности, когда у ребят загорается огонь в глазах и сердцах. И дети решают быть такими же, как эта птичка, маленькими, но добрыми.

Рисунок Модель деятельности министерств Основой любых средств воспитания являются интересные дела и позитивные добрые поступки детей. С этой целью в школе разработана игра - путешествие по министерствам «Солнечная страна», реализация которой решает все уровни воспитательных результатов [4]. Работа в «департаментах министерств», основана на активности самих ребят. Чувство самостоятельности и свободы в выборе интересных дел, в формах деятельности строятся на чувствах ответственности, долга, достоинства, порядочности. Министерство «Солнечная страна» включает 6 подведомственных министерств, состоящих из учащихся, их родителей - консультантов, учителя - организатора и учеников старшеклассников, которые возглавляют выездные кабинеты департаментов. По каждому министерству составлены рабочие программы, где описывается содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Каждый департамент представляет клубную форму работы 3 уровней: беседы (1 уровень), кружки (1,2 уровень), общественную работу (3 уровень). В данной статье показаны результаты 3 уровня - получение опыта самостоятельного общественного действия (традиционные коллективные творческие дела). (Эпиграфы к моделям министерств «Добрые чувства, мысли и поступки», «природа наш дом», «Красота спасет мир», «Труд для себя и другого», «Страна граждан»)[5].

Министерство «Милосердие» Цель: воспитание активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие и осознающей ответственность за близких людей

Рисунок . модель министерства "Милосердие"


Благотворительная акция «А у нас во дворе» (сбор дизайнерских находок благоустройства игровой зоны). Акция «Покормите птиц зимой» Акция «Ангел милосердия» (помощь одиноким людям). Бюро добрых услуг (помощь детям из многодетных и неблагополучных семей) Акция «Одиноких людей не бывает» (посещение одиноких больных в стационаре), Акция «Вспомним их поимённо» (концерты для ветеранов войн). Проект «Милосердие на страницах российской истории» (конкурс социальных роликов). Пасхальный праздник «Свет Христова воскресенья». «Масленица»


Министерство «Наука и образование» Цель: воспитание гражданской личности, ориентированной на уважения к правам и обязанностям, целостное отношение к знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Статья о внеурочной деятельности

Рисунок 3 Модель министерства "Наука и образование"

Участие в художественном оформлении помещений, зданий. Участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры.

Декады русского, английского языка, математики, искусства.

Проведение олимпиад в 3-4 классах по всем предметам. Научно-практическая конференция «Тропа открытий». Посадка растений. Проекты: «Природа-это дом, в котором мы живем». Игра путешествие: « Как прекрасен этот мир!». Экологическая сказка: « В гостях у жителей лесного царства!» Праздник «В мире добрых слов»

Путешествие по станциям «Дорогой памяти».

Министерство «Культура и досуг» Цель: воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на бережное отношение к жизни, на опыт следования идеалам красоты в смысле доброты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков.

Статья о внеурочной деятельности

Рисунок Модель министерства "Культура и досуг"

Фестиваль «Одной мы связаны судьбой» (культура людей, проживающих в нашей области),

Панорама сказок, посвященная Дню русского языка, конкурсы сказок с привлечением детей детского сада.

Конкурсы, форумы к знаменательным датам.

Военно-патриотическая песня для ветеранов войны.

Уроки мужества.


Министерство «Здоровье и спорт»

Цель: воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на здоровый образ жизни.

Статья о внеурочной деятельности

Рисунок Модель министерства "Спорт и здоровье"

Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»

Проведение «Зарнички» для детей детских садов. Конкурс спортивной песни.

Проведение спортивных эстафет ко Дню Победы.

Разработка бесед «Здоровый образ жизни» для классных часов.

Декада «Спортивно-патриотическое воспитание»


Министерство «Труд и порядок»

Цель: воспитание активной личности, ориентированной на трудолюбие, творческое отношение к жизни.

Статья о внеурочной деятельности

Рисунок Модель министерства Труд и порядок"

«Город мастеров»:

Акция «Мой чистый двор».

Выставка детских поделок из природного материала.

Выставка работ «Поделки своими руками на новогоднюю ёлку».

Подготовка поделок ко Дню Защитника Отечества для ветеранов всех войн.

Министерство «Информация и печать» Цель: воспитание гражданской, активной личности, ориентированной на создание коммуникативной компетенции, повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики.

Статья о внеурочной деятельности

Рисунок Модель министерства " Информация и печать"

Присутствие в качестве журналиста на мероприятиях других министерств. Написание новостных статей о жизни министерств, разработка и заполнение рубрик. Создание статей и заметок для газеты (сбор информации, печать, подбор иллюстраций). Создание и публикация фоторепортажей с использованием цифровой фототехники. Выпуск газеты «Солнышко»
Такая организация деятельности и детей, и учителей, и родителей не только интересна, но и полезна для всех категорий. Дети приобретают навыки культуры труда, поведения. Старшеклассники выступают в роли друзей и учителей, приобретают навыки менеджмента. А родители не только видят со стороны своего ребенка. Значительная часть родителей не готова к партнерским отношениям. Для основной массы такие отношения не являются обязательными. Привлечение родителей к участию в школьной жизни в данной форме предполагают развитие не только родительской, но и педагогической компетентности, осознанного взаимодействия, в результате чего ликвидируются риски в работе, реализуются требования стандарта. Каждое министерство готовит и проводит выездное заседание (в другие классы, детские сады). По форме проведения они приближаются к утренникам, праздникам, форумам, фестивалям. Включаются игры, конкурсы, которые готовят ребята, старшеклассники, родители. Репетиции проходят на основе взаимного уважения. Все министерства взаимодействуют друг с другом. Откровенная заинтересованность ученика в рамках игры-путешествия, любознательность, инициативность и самостоятельность, бескорыстная помощь людям, стремление быть похожими на идеал - вот очевидные показатели, что идет процесс духовно-нравственного развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания.

Список литературы:

  1. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973. Автор книги В. А. Сухомлинский (1918-1970 гг ... Ребенок должен уметь отвлекаться от всего окружающего в данный момент, чтобы умственные усилия направить на достижение цели...

В. А. Сухомлинский: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.
  1. А. Лопатина, М. Скребцова. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн.1.
- М.: "Амрита-Русь", 2007. - 288 с. - (Серия "Образование и творчество").
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На2011г./М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.- 33с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN978-5-09-025287-4
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя-М: Просвещение.2011.-223с.-(Стандарты второго поколения).- ISBN978-5-09-025672-8
  3. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева«Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе ««Школа 2100».
  4. Показать ещё с сайта
edu.cap.ru/home/4515/vgos/programma_dnv.doc



6


© 2010-2022