Система оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭСистема оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭСистема оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭСистема оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭСистема оценки результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ



1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Согласно п.3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценивания), «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», 1.2. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе. 1.3. Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений обучающихся.

2. Задачи:

  • личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;

  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

  • учет индивидуальных способностей детей;

  • развитие самостоятельности и активности детей;

  • формирование учебно-познавательной мотивации учащихся.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры, религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не значит, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты: -знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



- тесты,

- составление словарей терминов и понятий,

- защита проектов.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.






- творческие работы,

- проектная деятельность,

- участие в конференциях,

- диспуты,

- ролевые игры,

- тесты,

- тренинги.

Личностные качества: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




- карта наблюдений,

- диагностика качеств личности,

- портфолио.

Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.



3. Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов: 1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 4. Оценивать можно только то, чему учат. 5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

4. В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Показатели «предметной» готовности к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Большинство детей 10-11 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: Стартовая работа: (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения. Для диагностики теоретических знаний разрабатываются поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура», «спасибо», «молодец», «поздравляю»; тестовые задания предлагаются всех видов тестов: - множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами); - заполни пропуски; - верно/неверно; - соотнеси; - краткий ответ. Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе - с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм. В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах:

  • раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
  • оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований;
  • кумулятивной (накопительной) оценки;
  • открытости и реалистичности норм и критериев;
  • гибкости норм и критериев;
  • признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
  • признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании - на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.
С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

Оценка



защита проекта

наблюдение



самооценка

бальная шкала



1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных:

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
  • Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
  • Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
  • Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны, и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ. Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программе по каждому модулю ОРКСЭ. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

2.Ведение бальной сетки.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке - 1 балл,

  • выполнение домашнего задания - 2 балла,

  • активное участие в групповой работе - 2 балла,

  • выполнение творческого задания - 3 балла,

  • выполнение дополнительного задания - 3 балла,

  • составление проекта - 4 балла и т. д.



3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки. Базовые критерии достаточно просты:

  • Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
  • Я мог выполнить работу значительно лучше;
  • Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление. Дата Я хорошо выполнил свою работу на уроке Я мог выполнить работу значительно лучше Я плохо работал на уроке.













Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я... Всегда Иногда Никогда Предлагал новые идеи и направления


Определял цели, ставил задачи


Ждал помощи от участников группы


Принимал участие в совместной работе


Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения


Помогал группе в выборе правильных решений


Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы


Находил и исправлял ошибки


Оказывал помощь, откликался на работу других


Преодолевал трудности, добивался достижения результата


Осознавал ответственность за общее дело


Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения




Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план. Или еще вариант: Примеры вопросов для самооценивания:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________

Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:

Лист наблюдений Оценка работы в группе: Дата ________________ Имя, фамилия ___________________  чередует говорение и слушание;  задает уместные вопросы по теме;  говорит по теме; умеет сделать умозаключение, вывод;  пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе.




Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно.Подобная работа целесообразна также и при формировании других навыков. Так для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений: Лист наблюдений Оценка устной презентации:

  • наглядно передает содержание и структуру сообщения
  • выбирает доступное содержание

  • выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения

  • привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона

  • использует специальные слова и выражения

  • использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь



3.Защита проекта. Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий. Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся портфолио ученика. Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и т.д.

5. Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей - учащимся - обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования, - родителям - отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка, - учителям - выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
  • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,
  • начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
  • совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
  • обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.






















































© 2010-2022