Рабочая программа по технологии УМК Школа 21 века (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Содержание программы

Пояснительная записка

1. Статус документа

2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

3. Ценностные ориентиры содержания курса (ФГОС)

4. Место учебного предмета в базисном учебном плане

5. Название учебно-методического комплекта

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание

Планируемые результаты освоения программы

Содержание учебного предмета

Календарно-тематическое планирование

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС)

1. Формы и методы контроля, нетрадиционные виды контроля

2. Критерии и нормы оценки

3. Система контролирующих материалов

Материально - техническое оснащение и учебно-методические средства обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Статус документа Рабочая программа по курсу « Технология » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по технологии и авторской издательской программы Е.А.Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - 2-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2011).

2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования. Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа. Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.). Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи: - развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; - овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

3. Ценностные ориентиры содержания курса (ФГОС) Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

4. Место учебного предмета в базисном учебном плане

В 3 классе на изучение предмета «Технология» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа.

5. Название учебно-методического комплекта 1. Е. А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2010 2. Е. А. Лутцева. Технология. Учимся мастерству: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2011.- 96с.: ил. - («Начальная школа XXI века»).

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, проводятся уроки в виде: уроки - выставки, уроки-путешествия, творческой мастерской. Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом. Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разных видов, индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы. Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Нетрадиционных уроков - 1 час

Исследования - 3 час

Проектов - 9 часа

Экскурсии - 5 часа

Перечень примерных тем учебных проектов «Изготовление одежды», «Народный костюм», «Макет крепости», «Модель ветряка», «Изготовление изразца для печи», «Усовершенствование конструкции предмета», «Изготовление кукольной мебели», «Технология изготовления блокнота», «Модель парового двигателя», «Коллекция бумаги», «Изготовление игрушки с подвижным соединением деталей», «Наш зимний сад», «Модель водяной мельницы», «Мастерская Деда Мороза» .

Перечень примерных тем учебно-исследовательских работ обучающихся «Свойства синтетических тканей», «Практическое использование силы ветра», «Практическое использование падающей воды», «Практическое использование силы пара», «Свойства бумаги», «Конструкция книги», «Как родилась книга», «Свойства линзы», «Зависимость скорости вращения от диаметра колеса», «Герои труда рядом с нами»; «Как избежать конфликта с одноклассником»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки».

Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Предметные результаты включают:

  • элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  • соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
  • достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
Метапредметные результаты обучения: овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как
  • ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
  • развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться: находить информацию из других источников:
  • о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);
  • о качествах человека - созидателя;
  • о производительности труда (не называя понятие);
  • о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
  • о способах получения искусственных и синтетических материалов;
  • о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
  • о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка;
в процессе практической работы научатся узнавать:
  • что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных материалов;
  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани);
  • простейшие способы достижения прочности конструкций;
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно - измерительных инструментов;
  • линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасности работы канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты и назначений;
  • агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;
  • размножение растений отпрысками и делением куста;
  • назначение технологических машин;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способах передачи информации (из реального окружения уч-ся);
  • основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы, правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
  • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
научатся:
  • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
  • соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов - к деталям) и выполнять её с помощью контрольно - измерительных инструментов;
  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертёж;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
  • осуществлять пересадку и перевалку растений;
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
  • собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
  • безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом;
самостоятельно:
  • анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
  • обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
  • выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему;
с помощью учителя:
  • формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  • выдвигать возможные способы их решения.
Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.).

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в созда нии предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих представлений).

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно"художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико"технологическим, функциональным, декоративно"художественным и пр.).

4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

Содержание курса 3 класса.

В программе эти содержание представлено четырьмя разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Содержание тем учебного курса.

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.

Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Основы технологических знаний и умений

Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж.

Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Сборка изделия.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т. д.

Агротехнические приемы: пересадка и перевалка растений, размножение растений отпрысками и делением куста.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Информационная среда: основные источники {органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными -:. потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).

Из истории техники и технологии

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование энергии сил природы (вода> ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

в том числе


Практическая

часть

Тематический контроль

1

Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов

16 Экск. - 2

пров./р - 3

2

Растения в твоём доме. Секреты агротехники

5 Экск. - 1

пров./р - 1

3

Преобразование энергии сил природы

7

Экск. - 1,

исслед. - 2

пров./р - 1

4

Информация и её преобразование

3 Экск. - 1

пров./р - 1

5

Великие изобретения человека

3

Исслед. - 1

пров./р - 1

Итого:

34

9

7





  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Человек - строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов

Кол-во час

16 час

Цель и задачи

изучения

темы Создать условия для знакомства с некоторыми видами искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани), со способами их получения, их свойствами и назначением; усвоения обучающимися понятий: «исходное сырьё», «получение», «применение»; раскрытия связи назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы,
способов соединения, соединительных материалов; знакомства со способами соединений: внахлёст, с помощью крепёжных деталей, различными видами клея, сшиванием; формирования умения ими пользоваться; формирование умения читать линии чертежа (осевая, центровая), производить
преобразование развёрток простых форм, завершать недостающими элементами, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту и чертёж; формирования умения выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа; различные швы, отделку изделия кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.; отработки правил безопасной работы; расширения представлений о профессиях и сферах человеческой деятельности; развития эстетического вкуса, творческих способностей, интеллекта; воспитания экологически разумного отношения к природным ресурсам, уважения к людям труда, к культурному наследию.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся Знать:

  • названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
  • последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы канцелярским ножом;
Уметь частично самостоятельно:
  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • решать доступные технологические задачи.
УУД: Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений:
  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные УУД
  • совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
  • с помощью учителя открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ИКТ: «чтение» схемы, выбор информации для решения учебной задачи; «чтение» информации, представленной в таблице.

СЧиРТ: представление информации в виде схемы, таблицы.

Поурочное планирование изучения темы

№ урок

Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Стр.

уч-ка

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля

1 Зеркало времени. Из истории технологий Отражение эпох в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. С. 6-8 С. 9-12
профессия проект архитектура зодчество эпоха Наблюдать развитие культуры человечества; сравнивать старинные и современные технологии. Различать и группировать по общим признакам особенности жизни людей в разные исторические времена

Текущий. Фронтальный устный опрос

2 Основы обрабатывающих технологий. Жильё человека в разные времена. Заочная экскурсия в Краеведческий музей. С.12-14 С.3 (т.) С. 14-15
При работе в группе реализовать проект по изготовлению панно-коллажа; организовывать свою деятельность; участвовать в коллективном обсуждении Сравнивать изделия мастеров прошлого и настоящего времени; объяснять конструктивные особенности зданий; планировать предстоящую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания

Текущий. Фронтальный устный опрос

3 Постройки Древней Руси. Из истории культуры России. Коллективный проект «Старинный (современный, будущий) город» Технология обработки сырья, материалов. Макет крепости С. 16-17,.128-131 С.18-21 восьмерик макет зодчество Объяснять назначение построек Древней Руси; называть материалы, из которых они сделаны; объяснять необходимость составления макетов, расчетов, чертежей Выполнять макет крепости в группах, опираясь на рисунок-подсказку; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; изучить приемы работы с гофрокартоном

Защита проекта

4 Плоские и объёмные формы. Способы получения объёмных форм. Изготовление открытки Трёхмерная проекция. Чертёж и технический рисунок. С.22-27 С.4 (т.) С.28-29 С. 5-7 плоские и объёмные формы проекция, грани Наблюдать плоские и объемные геометрические формы, находить их в знакомых предметах; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, схемы) Моделировать несложные изделия, используя памятку; соотносить рисунок со схемой; работать, используя инструкционную карту

Текущий. Индивидуальный опрос

5 Получение объёмной формы с помощью развёртки. Чертёж развёртки. Изготовление куба С.30-31 С. 8-10 (т.) С.11-12 (т.) развёртка Конструировать объемные фигуры разными способами; определять последовательность изготовления; оценивать качество готовой детали Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий; анализировать и читать графические изображения особенности

Текущий. Индивидуальный опрос

6 Изготовление призмы. Русская изба. Экскурсия в школьный музей. С.13-14 (т.) С.32-37, 131-134 призма этнография ансамбль рубленник (плотник) Пользоваться инструкционной картой при изготовлении изделия; соблюдать приемы безопасного и рационального труда; воплощать образ конструкции с учетом поставленной цели Составлять на основе наблюдений рассказ о быте крестьянской семьи; обосновывать свое мнение

Текущий. Индивидуальный опрос

7 Доброе мастерство. Народные промыслы народов Кемеровской области. Художественная культура России. Проверь себя. С.38-41 С.15-16 (т.) С.41-42
Характеризовать технологию изготовления изделий; создавать эскиз изделия Воплощать эскиз в материале с целью передачи художественно-эстетической информации; обобщать и формулировать то новое, что освоено

Текущий. Тематический индивидуальный опрос,

с.41-42 (уч.)

8 Разные времена - разная одежда. Культура народов. Русский костюм С.42-44 С.17 (т.) С.45-50 гардероб Обсуждать особенности одежды и делать выводы о профессии модельера; самостоятельно моделировать костюм и воплощать образ в рисунке и материале Извлекать из учебника информацию об особенностях и назначении одежды людей разных времен и сословий; участвовать в совместной творческой деятельности по реализации проекта «Народный костюм»

Текущий. Индивидуальный опрос

9 Какие бывают ткани. Плетение. Коврик из бумаги. Тканая закладка. С.50-53 С.18 (т.) С.19 (т.) целлюлоза капрон нейлон полиэстр лавсан Составлять технологическую цепочку изготовления натуральных тканей, опираясь на материал учебника и собственный опыт; называть особенности изделия. Изготавливать изделие, следуя инструкции

Текущий. Фронтальный устный опрос

10 Застёжки и отделка одежды. Косая строчка. Закладка из фотопленки. С.53-55 С.19-20 (т.) С.21-22 (т.)

Исследовать доступные материалы, называть их свойства Анализировать конструкторско-технологические особенности и декоративные особенности предлагаемых заданий, использовать их в своем творчестве; Планировать последовательность работы

Текущий. Фронтальный устный опрос

11 Вышивка «крестиком». Стебельчатая строчка. Вышивка. С.23 (т.) С.54 С.20, 23 (т.)
Выполнять вышивку «крестиком»; соблюдать приемы безопасного и рационального труда Моделировать элементы одежды, отвечающие определенным технологическим требованиям; использовать информацию учебных пособий

Текущий. Индивидуальный опрос

12 «Двойной крестик». Вышивка. Проверь себя. Диктант понятий. С.54 С.56
Различать способы вышивки: «крестик», «двойной крест», «елочка», «стебельчатая строчка»; использовать их в декоративном творчестве Осуществлять самоконтроль; обобщать приобретенные знания

Текущий. Тематический индивидуальный

письменный опрос, с.56

13 От замысла - к результату: семь технологических задач Конструктивные особенности изделий. Изготовление предметов мебели. С.57 С.24 (т.) С.57-58 С.25 (т.) замысел конструкция Обсуждать технологические задачи, решаемые при создании любого задания или проекта; работать над проектом по усовершенствованию выбранного изделия Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практической работы; определять свою роль в коллективной деятельности

Текущий. Фронтальный устный опрос

14 Подвижные и неподвижные соединения деталей. Изготовление блокнота. Способы соединения деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Мишка». С.58-59 С.26 (т.) С.59-60 С.27-28 (т.) способ соединения Сравнивать конструкции двух изделий; изготавливать шаблон по выбранной форме; продумывать технологию изготовления изделия по шаблону Приводить примеры способов крепления деталей для подвижных и неподвижных соединений; уметь их использовать при изготовлении изделия

Текущий. Индивидуальный опрос

15 Форма изделий. Конструктор. Крепёжные детали. Что может подсказать изобретателю природа. Модель парашюта. С.60-62 С.29-30 (т.) С.63 С.31-32 (т.)
Выбирать рациональные способы крепления в зависимости от свойств материала, удобную и соответствующую назначению форму изделия Объяснять, какие подсказки использует человек в своих изобретениях; обосновывать свое мнение

Текущий. Фронтальный устный опрос

16 Что может подсказать изобретателю природа. Ракета. Проверь себя. Диктант понятий.
С.33-34 (т.) С.64
Проверять свои предположения опытным путем; планировать технологическую последовательность создания модели, руководствоваться планом при ее изготовлении Строить ответ, пользуясь схемой; приводить примеры выполненных проектов

Тематический индивидуальный письменный опрос, с.64

Тема

Растения в твоём доме. Секреты агротехники

Кол-во часов

5 час

Цель и задачи

изучения

темы Создать условия для знакомства с агротехническими приёмами пересадки и перевалки растений, способами размножения растений отпрысками и делением куста; формирования умения осуществлять перевалку и пересадку растений, простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста; воспитания потребности в созидании для окружающих, раскрытие красоты окружающего мира.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся Знать: агротехнические приемы пересадки и перевалки куста; способы размножения отпрысками и делением куста; назначение технологических машин. Иметь представление о понятиях «перевалка», «пересадка». Уметь осуществлять перевалку и пересадку растений; выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста. УУД: Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные УУД
  • совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
  • осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
Коммуникативные УУД
  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ИКТ: «чтение» схемы, выбор информации для решения учебной задачи; «чтение» информации, представленной в таблице. СЧиРТ: представление информации в виде схемы, таблицы.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока


Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля 17
Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка стебля. С. 66-67 С.68-69 пращур Группировать комнатные растения по световому водному режиму, составу почвы Называть основные этапы агротехники выращивания культурных растений: злаковых, овощных, цветочно-декоративных

Текущий. Фронтальный устный опрос 18 Размножение растений делением куста и отпрысками. Когда растение просит о помощи. С.70-71 С.35(т.) С.71-72 С.36 (т.) отпрыски Приводить примеры способов размножения комнатных и садовых растений; проводить и систематизировать свои наблюдения Работать в группе над составлением инструкции «Размножение растения делением куста»

Текущий. Фронтальный устный опрос 19 Перевалка и пересадка растений. Цветочное убранство интерьера. Экскурсия в дизайн - студию. С.37 (т.) С.72-73 интерьер, дизайн дизайнер Сравнивать технологии перевалки и пересадки растений Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий. Фронтальный устный опрос 20 Озеленение класса. Проект «Наш зимний сад». Практический этап. С.38-39 (т.) С.40 (т.)
Работать в группах над проектом «Наш зимний сад». Представлять результаты своей работы; аргументировать правильность ее выполнения

Текущий. Фронтальный устный опрос

Защита проекта 21 Проект «Наш зимний сад». Защита проекта. Проверь себя. Диктант понятий. С.73-74
Представлять результаты своей работы; аргументировать правильность ее выполнения Демонстрировать свои знания, использовать их при самостоятельном выполнении заданий

Защита проекта

Тематический индивидуальный письменный опрос, с.73-74

Тема

Преобразование энергии сил природы

Кол-во часов

7

Цель и задачи

изучения

темы Создать условия для формирования представлений об энергии природных стихий: ветра, воды (пара), о
создании механизмов, использующих силу природных стихий, о создании парового двигателя (начало технического прогресса); расширения и обогащения личного жизненно-практического опыта учеников, их
представлений о роли природных сил и их влиянии на жизнь человека, о разумном
использовании; знакомства с основными компонентами электрической цепи, принципах
её работы и формирования умения собирать простейшую электрическую цепь, отработки правил безопасного пользования бытовыми электрическими приборами и газом; развития приобретённых технико-технологических умений; воспитания бережного отношения к природным ресурсам, окружающей среде.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся Иметь представление о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования; о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя; о понятиях «энергия», «паровой двигатель», «электричество», «электрический ток», «электрическая цепь». Знать основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы. Уметь собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие; безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом. Знать простейшие способы достижения прочности конструкций. Уметь конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Уметь соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой). УУД: Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные УУД
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
Коммуникативные УУД
  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ИКТ: «чтение» схемы, выбор информации для решения учебной задачи; «чтение» информации, представленной в таблице.

СЧиРТ: представление информации в виде схемы, таблицы.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока


Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля

22 Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. Главный металл. «Огненные профессии». С.76-80 С.80-82, 134-135 С.40 (т.) энергия коррозия, руда Извлекать информацию из учебника и справочных материалов о роли огня в жизни человека; работать над проектом «Изготовление изразца для печи» Сравнивать способы изготовления железа в разные времена; работать самостоятельно над изготовлением изделия по инструкции

Защита проекта

Текущий. Индивидуальный опрос

23 Ветер работает на человека. Исследование. Коллективный проект. Модель вертушки. С.83-84 С. 41 (т.) С.85-86
Исследовать полезные для человека свойства ветра; приводить примеры использования энергии ветра в своих целях В группах работать над проектом «Модель ветряка»

Текущий. Фронтальный устный опрос

Защита проекта

24 Устройство передаточного механизма. Ременные передачи. Исследование. Устройство передаточного механизма. Модель подъёмного крана. Экскурсия на предприятие города. С.85, 87-88 С.41-42 шкиф Исследовать зависимость скорости вращения в ременной передаче от разницы в размере колес Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий. Фронтальный устный опрос

25 Устройство передаточного механизма. Завершение модели подъёмного крана. Вода работает на человека. С.87 С.41-42 (т.) С.88-90 С.43 (т.)
Выполнять проект в группе по изготовлению ленточного транспортера из деталей конструктора Определять, какую помощь оказывает человеку вода

Защита проекта

Текущий. Фронтальный устный опрос


26 Вода работает на человека. Эскиз водяной мельницы. Паровые двигатели. С.90-91 С.44 (т.)
Работать коллективно над изготовлением модели водяной мельницы Анализировать и делать выводы о преобразовании энергии горячего водяного пара в механическую работу

Защита проекта

Текущий. Фронтальный устный опрос

27


Из истории парового двигателя. Получение и использование электричества. С. 135-137 С.92-95 патент турбина электричество - гидро- Работать в группе и самостоятельно над моделью, в которой использован паровой двигатель Наблюдать условия притяжения бумаги и волос к пластмассовой расческе; приводить примеры использования электричества человеком в быту; называть меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при работе с электрическими приборами

Защита проекта

Текущий. Фронтальный устный опрос

28 Электрическая цепь. Проверь себя: что ты знаешь С.95-98 С.45 (т.) С.98 электрическая цепь Называть источники электрического тока; составлять простейшую электрическую цепь по схеме, проверять ее работу Демонстрировать свои знания, использовать их при самостоятельном выполнении заданий

Тематический индивидуальный письменный опрос, с.98

Тема

Информация и её преобразование

Кол-во часов

3

Цель и задачи

изучения

темы Создать условия для формирования представлений об информации и информационных технологиях, их использовании, о способах сохранения и передачи информации; расширения кругозора обучающихся и развития их интеллектуального уровня; формирования знаний о технологии изготовления бумаги, печатной книги в разные времена; формирования навыков ремонта книги.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся Знать: названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере; иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью. Уметь с помощью учителя: включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. УУД: Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные УУД
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
Коммуникативные УУД
  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ИКТ: знакомство с компьютером, просмотр и обсуждение информации, считанной с компьютера, «чтение» информации, представленной в видеоматериалах.

СЧиРТ: представление информации в виде схемы, таблицы.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока


Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля

29 Какая бывает информация. Экскурсия в кабинет информатики. Книга - источник информации. С.100-111 С.46 (т.) С.112-114 информация -графо- археолог Группировать способы передачи информации; опытным путем делать выводы о зависимости полноты информации от количества задействованных органов чувств Извлекать из учебника и справочного материала информацию о технологии изготовления книг в разные исторические эпохи

Текущий. Фронтальный устный опрос

30 Изобретение бумаги. Этапы изготовления бумаги. Технология изготовления печатной книги. С.115-116 С.117-120 С.46 (т.) Просветитель, -литера- -типос- Называть основные технологические этапы изготовления бумаги; делать выводы о причинах использования бумаги разного качества Выполнять коллективный проект «Коллекция бумаги»

Текущий. Фронтальный устный опрос

Защита проекта

31 Конструкции современных книг. Ремонт книг. Проверь себя. Диктант понятий. С.121-124 С.125-126 обложка, переплёт, книжный блок Производить ремонт книги, руководствуясь инструкционной картой Демонстрировать свои знания, использовать их при самостоятельном выполнении заданий

Тематический индивидуальный письменный опрос, с.125-126

Тема

Великие изобретения человека

Кол-во часов

3

Цель и задачи

изучения

темы

Создать условия для

формирования представлений о некоторых великих изобретениях человечества, о современном техническом прогрессе, его положительном и отрицательном влиянии на
окружающую среду;

формирования умения анализировать учебное задание, выделять известное,
находить проблему, искать практическое её решение.

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся Иметь представление о понятии «изобретение». Знать профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым они относятся. Анализировать предложенное учебное задание, выделять находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы. Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем, выдвигать возможные способы их решения. УУД: Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений:

  • отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Регулятивные УУД
  • самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
  • с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
Коммуникативные УУД
  • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ИКТ: «чтение» схемы, выбор информации для решения учебной задачи; «чтение» информации, представленной в таблице. СЧиРТ: представление информации в виде схемы, таблицы.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока


Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля

32 Изобретение колеса. Изобретение часов. С.140-141 С.54-58 (т.) С.142-143 С.54-58 (т.) механизмы Приводить примеры использования колеса в различных механизмах, обосновывать свой ответ; изготавливать изделие, пользуясь инструкционной картой Извлекать из учебника и справочного материала информацию о часах разных времен; определять назначение разных видов часов

.

Текущий. Фронтальный устный опрос

33 Изобретение телескопа и микроскопа. Исследование. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры. С.143-146 С.58-60 (т.) С.146-149
Исследовать свойства выпуклой и вогнутой линз, определять их значение для изобретения телескопа и микроскопа Извлекать из учебника и справочного материала информацию об изобретении фотоаппарата и кинокамеры

Текущий. Фронтальный устный опрос

34 Проверь себя. Урок - выставка лучших работ.

Демонстрировать свои знания, использовать их при самостоятельном выполнении заданий Использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Тематический. Индивидуальный письменный опрос






Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы (ФГОС) Оценка носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием) В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных)конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырех лет обучения создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах, грамоты, благодарности и т.п. В конце 4 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.

К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:

  • Элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобно, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

  • Соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять не обходимые действия и технологические операции применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;

  • Достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графический изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки и схемы, план, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

  • Умение создать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;

  • Овладение такими универсальными учебными действиями (УУД)

Как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

  • Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);

  • Развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные про¬дуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение отдается качественной оценке дея¬тельности каждого ребенка на уроке, его творческим наход¬кам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Формы контроля уровня обученности

  1. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  2. Проверочные работы - 3 часа

  3. Диктант понятий (тестирование) - 4 час

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛГИИ: игровые технологии, технология сотрудничества, групповая технология, природосообразная технология, технология развивающего обучения, технология проектирования.

Критерии оценки Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: • качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; • степень самостоятельности в выполнении работы; • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.). Характеристика цифровой оценки (отметки)

• "5" ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• "4" ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• "3" ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время. Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
  • в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять пос тавленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,
  • коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п. Санитарные нормы предписывают: На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 2-3-х - 5 - 7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4 - 5 минут.

Система контролирующих материалов

  1. Лутцева, Е. А. Урок технологии в начальной школе - это не сложно, а интересно. Методисту, завучу, учителю и будущему учителю начальной школы [Текст] / Е. А. Лутцева- М.: АПК и ППРО, 2006. - 72 с.
  2. Учебник для 3 класса « Технология» содержит задания для обобщения и контроля знаний (рубрика «Проверь себя»).

Материально - техническое оснащение и учебно-методические средства обучения

Перечень учебно - методического обеспечения.

  1. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник
  2. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. - М.: Вентана - Граф, 2007.- 224 с.:

  3. Технология. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства» / авт. - сост. Н. А. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 255 с.

  4. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2009. - 336 с.: ил.

  5. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2010.- 128 с.: ил.

  6. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2011.- 48 с.: ил.


Список литературы

(основной и дополнительной) 1. Атаулова О.В., Шкирдова Л.Н. Конспекты уроков для учителя технологии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 152 с.: ил. 2. Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. - 6-е изд., испр. И доп.-М.: Айрис - пресс, 2007.-128 с.: ил.- (Внимание: дети!). 3. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник 4. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2009. - 336 с.: ил. 5. Кабаченко С. Поделки из спичек / Сергей Кабаченко. - М.: Эксмо, 2009.- 64 с.: ил. - (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).

  1. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество / О.В. Корчинова. - Изд. 3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-315. (1) с.: ил.

Оборудование

  • Комплект таблиц по трудовому обучению, 3 класс
  • Набор инструментов по трудовому обучению в начальной школе
  • Коллекция «Разные виды тканей»
  • Коллекция «Обработка ткани»
  • Набор чертежных инструментов для начальной школы
  • Коллекция «Натуральные ткани»
  • Коллекция «Хлопчатник»
  • Коллекция «Тутовый шелкопряд»
  • Коллекция «Обработка бумаги»
  • Набор металлических конструкторов «Школьник»
  • Таблица «Одежды разных эпох»
  • Таблица - схема «Что такое земледелие»
  • Рисунки предметов русской ярмарки
  • Слайды «Первые изобретения человека»
  • Слайды «Первые самолёты и лётчики»
  • Слайды «Когда появился первый автомобиль?»

WEB-ресурсы для реализации ФГОС

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации
    mon.gov.ru/pro/fgos/

  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
    standart.edu.ru/

  3. Портал "Начальная школа"
    nachalka.edu.ru/

  4. Портал "Введение ФГОС НОО"
    nachalka.seminfo.ru/

  5. Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
    Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
    Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС.

  6. СРО Л.В.Занкова

  7. УМК "Начальная школа ХХI века"

  8. УМК "Школа 2100"

  9. УМК "Школа России"

  10. УМК "Перспeктивная начальная школа"

  11. УМК "Планета знаний"



© 2010-2022