- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Занимательная математика
Рабочая программа Занимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова Р.М. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«Утверждено»
Педагогическим советом
протокол от 28.08.2012 г. № 12
Введено приказом от 28.08.2012 г. № 245
Директор школы ___________ Н.А. Аникина
Рабочая программа
«Занимательная математика»
для 1 класса
(1 час в неделю, 33чаcа в год)
Составители: Макарова Рузия Марселовна Валиева Зулайха Фаритовна
«Согласовано»
Заместитель директора ________ /Волохина Л.И. /
«28» августа 2012 г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28.08.2012г. № 1
Руководитель МО _________ /Камалова А.А. /
г. Набережные Челны
2012г
Пояснительная записка.
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А.С. Пушкин В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики. Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данная дополнительная программа ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы «Занимательная математика»: - формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе: а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности, в) формирование картины мира.
Задачи программы «Занимательная математика»:
Обучающие:
-
знакомство детей с основными геометрическими понятиями;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
-
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-
обучать различным приемам работы с бумагой;
-
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
-
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
-
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
-
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
-
воспитание интереса к предмету «Геометрия»;
-
расширение коммуникативных способностей детей;
-
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- воспроизведение объектов;
- доконструирование объектов;
- переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.
Содержание программы. 1 класс (33 часа) Формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами. Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
- К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
- Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
- Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика» Личностными результаты
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- Воспитание чувства справедливости, ответственности;
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей.
- Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Выбор деталей или способа действия при заданному условию.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективныхспособов решения.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое планирование «Занимательная математика».
№
Тема
Кол-во часов
Содержание занятий
Дата
1
Математика - это
интересно
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3
клетки).
2
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка
выполненной работы.
3
Путешествие
точки.
1
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка и описание его «шагов».
4
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции по заданному образцу.
5
Танграм: древняя
китайская
головоломка.
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
6
Волшебная
линейка
1
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история
возникновения линейки.
7
Праздник числа 10
1
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
8
Конструирование
многоугольников
из деталей
танграма.
1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном
масштабе. Проверка выполненной работы.
9
Игра-
соревнование
«Веселый счёт»
1
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).
Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а
разбросаны по всей таблице.
10
Игры с шахматными фигурами.
1
Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль.
11
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.
12
Игры с шахматными фигурами
1
Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.
13
Весёлая геометрия
1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
14
Математические
игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».
15
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции по заданному образцу.Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
16
Задачи-смекалки.
1
Задачи с некорректными данными.Задачи, допускающие несколько способов решения.
17
Прятки с
фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
18
Математические
игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;
«Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в
пределах 20».
19
Числовые
головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
20
Математическая
карусель.
1
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические
головоломки», «Занимательные задачи».
21
Уголки
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.
22
Игра в магазин.
Монеты.
1
Сложение и вычитание в пределах 20.
23
Математическая карусель
1
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические
головоломки», «Занимательные задачи».
24
Конструирование
фигур из деталей
танграма
1
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
25
Игры с шахматными фигурами
1
Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.
26
Математическое
путешествие.
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.
1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -
вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.
1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9
9 - 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.
27
Математические
игры
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
28
Игры с шахматными фигурами
1
Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки)
29
Секреты задач
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
30
Секреты задач
1
31
Числовые
головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
32
Математические
игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»;
«Вычитание в пределах 20».
33
Математическая
карусель.
1
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические
головоломки. Занимательные задачи.
Оборудование и кадровое обеспечение программы. Для осуществления образовательного процесса по программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:
- игра «Шахматы»
- игра «Танграм»;
- набор геометрических фигур;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по «Математике и конструированию».
Литература.
-
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 2004. - 336 с.
-
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии».
-
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
-
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2003
-
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. - М. «Школьная Пресса». 2002