Рабочая программа по внеурочной деятельностиЯ-исследователь. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Атагайская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное учреждение



Утверждено:

Директор школы

________ М.В. Григоровская

Приказ № от


Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Я- исследователь» 3 класс











Рассмотрено на МО

«Начальные классы»

Протокол № __ от «__» _____ 2014г.

Руководитель: Яхонтова.О.А.

Составлено:

учитель начальных классов

МКУ Атагайская СОШ

И.С Романенко




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класс разработана на основе авторской программы Д.В. Григорьева, П.В Степанова «Познавательная деятельность» Москва Просвещение 2011 год.

Программа ориентирована на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Внеурочная деятельность «Я - исследователь» будет одной из таких форм. Программа предназначена для обучающихся 3классов, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи программы: познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности
Основные принципы программы Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Место курса Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа (3 класс) В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тематический план 4 класс (34ч)


№ Тема Количество часов 1 Что такое наблюдение и экспериментирование? 4 2 Методы исследования. 5 3 Определение проблемы и выбор темы. 1 4 Самостоятельные исследования. 10 5 Подготовка творческих проектов. 7 6 Защита творческих проектов. 7
Итого: 34
Содержание программы

1.Наблюдение и экспериментирование.(4 ч) Теория(2ч) Беседа о том ,что такое наблюдение и экспериментирование. Практика(2ч) Практические задания по развитию умений.
2.Методы исследования (5ч) Теория (1ч) Совершенствование владения основными методами исследования. Практика (4ч) Использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
3.Опредиление проблемы и выбор темы.(1ч) Теория (1ч) Методика и правило выбора темы. 4.Самостоятельные исследования (10ч) Теория (1ч) Цели и задачи исследования. Практика (9ч) Коллективная игра - исследование. Семинар. Индивидуальные консультирования.
5.Подготовка творческих проектов.(7ч) Практика(7ч) Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем , графиков, рисунков, чертежей.
6.Защита творческих проектов (7ч) Практика (7ч)

Требования к уровню подготовленности обучающихся
Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новому,
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действий
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты отслеживаются по критериям: освоение проектной деятельности, работа в парах, распределение ролей, представление работы классу. Работы вкладываются в портфолио обучающегося, которое представляет собой подборку личных работ обучающегося, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс обучающегося в какой-то области, продукты творческой деятельности обучающихся. В результате реализации проектной деятельности младших школьников будут выполнены следующие творческие работы: коллаж, сувенир-поделка, газета, книжка- раскладушка, маска.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Наименование тем Количество часов Дата проведения 1 Наблюдение и экспериментирование 1
2 Методы исследования 1
3 Наблюдение и наблюдательность 1
4 Совершенствование техники экспериментирования 1
5 Интуиция и создание гипотез 1
6 Правильное мышление и логика 1
7 Искусство делать сообщения 1
8 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 1
9 Семинар «Как подготовиться к защите» 1
10 Структура полученной информации. Подготовка текста 1
11 Определение проблемы и выбор темы 1
12 Проблематика возможных исследований 1
13 Методика и правила выбора темы 1
14 Индивидуальная работа с учащимися 1
15 Коллективная игра-исследование 1
16 Как подготовить письменный доклад 1
17 Как интересно подготовить устный доклад 1
18 Доклад по теме: «Моя семья вечером.» 1
19 Как правильно делать презентацию 1
20 Презентация «Моя мама» 1
21 Исследования «Числа» 1
22 Исследование «Лексическое значения слов» 1
23 Исследование «Орфограммы в корне слова» 1
24 Исследование» Вода- источник жизни» 1
25 Исследование «Название географических объектов» 1
26 Исследование «Родная улица моя» 1
27 Исследование «Наш поселок» 1
28 Исследование «Труд в моей семье» 1
29 Исследование «Вредные привычки» 1
30 Исследование «Полезные привычки» 1
31 Играй виктория, путешествие в страну знаний 1
31 Обобщение знаний 1
32 Что узнали ?Чему научились? 1
33 Наши достижения 1
34 Презентация лучших работ 1
Итого: 34ч







Список литературы

Учебная литература 1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с. 2.Григорьев Д. В., Степанов П. В..Программа внеурочной деятельности. Москва Просвещение 2011 год

Методическая литература

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
.
  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.



























Календарно-тематическое планирование 3 класс

Наименование тем Количество часов Дата проведения 1 Наблюдение и экспериментирование 1
2 Методы исследования 1
3 Наблюдение и наблюдательность 1
4 Совершенствование техники экспериментирования 1
5 Интуиция и создание гипотез 1
6 Правильное мышление и логика 1
7 Искусство делать сообщения 1
8 Искусство задавать вопросы и отвечать на них 1
9 Семинар «Как подготовиться к защите» 1
10 Структура полученной информации. Подготовка текста 1
11 Определение проблемы и выбор темы 1
12 Проблематика возможных исследований 1
13 Методика и правила выбора темы 1
14 Индивидуальная работа с учащимися 1
15 Коллективная игра-исследование 1
16 Как подготовить письменный доклад 1
17 Как интересно подготовить устный доклад 1
18 Доклад по теме: «Моя семья вечером.» 1
19 Как правильно делать презентацию 1
20 Презентация «Моя мама» 1
21 Исследования «Числа» 1
22 Исследование «Лексическое значения слов» 1
23 Исследование «Орфограммы в корне слова» 1
24 Исследование» Вода- источник жизни» 1
25 Исследование «Название географических объектов» 1
26 Исследование «Родная улица моя» 1
27 Исследование «Наш поселок» 1
28 Исследование «Труд в моей семье» 1
29 Исследование «Вредные привычки» 1






31 Играй виктория, путешествие в страну знаний 1
31 Обобщение знаний 1
32 Что узнали ?Чему научились? 1
33 Наши достижения 1
34 Презентация лучших работ 1
Итого: 34ч












© 2010-2022