Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: М. Ю. Лермонтов. Осень 3 класс УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет: ЛИТЕРАТУРА Класс: 3Б Учитель: Пономарева Ю.М.



Тема раздела

Великие русские писатели.


Тема урока

М. Ю. Лермонтов. ОСЕНЬ.


Целевой блок

1 Цель

Продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии. Формировать УУД личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; формировать познавательные интересы и мотивацию к изучению предмета.
регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии; продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
коммуникативные: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); продолжить формирование умения высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения. познавательные: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; продолжить формирование учения работать с разными источниками информации, преобразовывать один вид информации в другой.

3. Планируемые результаты

Регулятивные (регулировать деятельность): формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; владеть различными видами контроля и оценки; осуществлять выбор заданий разного уровня трудности. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

определять тему и главную мысль произведения; использовать приобретённые знания и уме-ния в практической деятельности

и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) осуществлять рефлексию способов и условий действия; соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе; контролировать действия партнёра; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Инструментальный блок

1 Тип урока

решение частных задач

2 Задачи урока

Образовательные: расширять знания учащихся по предмету, создать условия для развития умения анализировать поэтический текст; развивать творческие и аналитические способности, навыки выразительного чтения стихотворения, наблюдательность; Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к культурному наследию России воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе. Развивающие: создать условия для усвоения знаний на уроке, развивать логическое мышление: обучающихся, учить выделять главное, сравнивать, умение работать с книгой.

3. Учебно-методический комплекс

учебник, с. 146-147 Индивидуальные карточки - презентация - тетрадь, алгоритм самооценки.

4. Оборудование

Организационно-деятельностный блок

1. Основные понятия и термины рифма

2. Организация пространства (формы работы, методы) Парная, фронтальная, индивидуальная работа; коллективная работа, практическая работа, поисково-исследовательская, работа с учебным текстом, ……..

3 Межпредметные связи Окружающий мир тема «Поверхность Земли»

4 Индивидуальная работа с учащимися

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1 Организационный момент (проверка выполнения домашнего задания - 10 минут)

Вот и прозвенел звонок. Всё ль готово, всё ль в порядке -

Начинаем наш урок. Книжки, ручки и тетрадки

Тихо все на место сели И на парту посмотрели:

2 Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 минут)

- Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать стихотворения, следить за настроением лирического героя, учиться наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её.

3. Изучение нового материала (15 минут)



- А сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением Михаила Юрьевича, называется оно «Осень». Закройте глаза и, пока я буду читать, постарайтесь представить картину, нарисованную поэтом. Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Сейчас я попробую с помощью голоса, интонации передать всю гамму чувств.

Чтение стихотворения учителем.

- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении «Осень»?

- Что, по вашему мнению, хотел показать поэт, создавая это произведение?

- С каким лирическим героем мы встречаемся здесь?

- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?

- Люди какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения?

- Что, на ваш взгляд, можно изобразить на иллюстрации к данному произведению?

Лексическая работа.

- Ребята, в стихотворении «Осень» нам встретились непонятные слова, попробуем понять их значение.

На доске слова:

В бору - в хвойном лесу.

Поникши - от слова «никнуть», то есть опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

Мрачную - тёмную (безрадостную, печальную).

Отважный - смелый, храбрый.

Поневоле - вопреки его желанию (независимо от его желания).

Пахарь - человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).

Тусклый - малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

Работа с текстом.

- Прочитайте теперь это стихотворение вполголоса.

- О чем хотел рассказать поэт в этом стихотворении?

- Какие строки говорят вам об осени?

- Почему поэт называет зелень «мрачной»?

- Показан момент расставания природы, а также человека с летом.

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом?

- Прочтите строки, говорящие о поведении животных.

- Как вы думаете, почему поэт вспоминает и о животных?

- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении. А какие именно строчки? Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом.

- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?

- А каким вы видите покой?

- Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим? Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам.

Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.

- Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью?

- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.

- Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора?

- Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, негромко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой

- Стихи М. Ю. Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны,
и не зря многие композиторы писали на них музыку. Некоторые стихотворения стали песнями, романсами.

- Давайте сейчас окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на стихи Лермонтова, раскрасим листочки, лежащие у вас на столах, в любимые цвета поэта, под звуки романса на стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

(Звучит романс, дети рисуют, закончив, прикрепляют листочки к доске.)

- Видите, какая яркая палитра красок, какая чудесная лермонтовская осень заглянула к нам в класс. Нет нигде такой прекрасной осени, как в России. Возьмите, пожалуйста, памятки в руки, откройте их, я прошу продолжить фразу «Читая стихи Лермонтова, чувствую…».

(По окончании работы заслушиваются фразы нескольких учащихся.)

- Любите, охраняйте окружающий мир, трепетно относитесь друг к другу, и тогда чувство одиночества, которое испытывал Михаил Юрьевич, никогда не коснётся вас, изучайте, сохраняйте всё ценное, приумножайте богатства, тогда мир будет прекраснее.

4 Закрепление (7 минут)

Самостоятельная работа в рабочей тетради, с. 43-44

5. Итоги урока. Рефлексия (7 минут)

- С какими произведениями мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто является автором?

- Что интересного запомнили вы о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?

- Как думаете, почему «осени» Лермонтов посвятил целое стихотворение?

- С каким настроением оно написано?

- Что хотел сказать нам автор своим стихотворением?

- Что вы ощутили или пережили, читая это произведение?

- Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ею насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире. Ребята, берегите природу, заботьтесь о ней и не уничтожайте её. Природа - это источник красоты, доброты, познания, здоровья и благосостояния. Подведем итоги. Оцените свою работу смайликами.

6. Домашнее задание (1 мин.)

1. Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведение.

2. Выучить стихотворение.

3. Попытаться придумать своё четверостишие об осени (по желанию)



© 2010-2022