Обобщение опыта Система работы с родителями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта классного руководителя Дик Е.В.

«Система работы с родителями»

(выступление на педсовете: май 2014 г.) В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе. Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы работы - назову основные из них: родительские собрания, заседания родительского комитета, подготовка и организация классных мероприятий, различного рода рейды, индивидуальная работа с родителями. Для каждого учителя, пожалуй, всегда страшна первая встреча с родителями, встаёт множество вопросов: а какие они- родители? как они будут реагировать на предложения учителя? активны они или пассивны? как выявить самых творческих и желающих помочь в реализации намеченных планов? Хочу поделиться, как я организую самое первое родительское собрание с родителями. Срок проведения- первая неделя обучения. Родители, заходя в класс, по цвету жетона рассаживаются в 5 групп. Тема собрания «Будем знакомы!», которое я начинаю с себя: кто я, мои краткие сведения из биографии, мои требования к работе классного руководители и родителей… хотя, многие уже знают, что отсиживаться не придётся. В прошлом году на первом родительском собрании изъявили желание выступить и дать напутствия новому коллективу родителей мои родители- выпускники. Это тоже было своеобразным настроем на будущую работу. Затем, я предлагаю родителям поработать в группах. Каждый родитель заполняет небольшую анкету из нескольких вопросов: статус семьи, количество детей в семье, увлечения мамы и папы, традиционные семейные мероприятия, и даже такой вопрос: водительский стаж мамы и папы. После заполнения анкет каждая группа проводит аналитический анализ и выявляет количество многодетных семей, количество семей, где мама (или папа) одна воспитывает ребёнка, хобби членов семей и т.д. Выбирается «лидер» группы, который знакомит уже остальных с приобретённой информацией. Т.О., на первом родительском собрании родители и учитель имели представление о семьях учащихся. Но самое главное, безболезненно прошли выборы родительского комитета- это были выбранные в группах «лидеры». Причём, самоотвод никто не дал. Оставалось только распределить обязанности. И работа «закипела». Наметили план работы, председатель РК сразу же попросила телефоны всех родителей, чтобы иметь с ними контакт. Остановлюсь на совместном планировании работы. Чтобы родители были активными участниками всего процесса, а не формально соглашались с предложенным планом учители, я готовлю в начале года табличку по направлениям, в которой заполнены колонки с кружками, записаны традиционные общешкольные мероприятия, всё остальное- пусто. Родители сами предлагают наполнить содержанием такие направления, как общекультурное (праздники, посещения театров в т.ч. школьных, экскурсии), спортивно-оздоровительное (походы, выезды на турбазу, соревновательные мероприятия), интеллектуальные (сразу же принимаем решение участвовать во всех предлагаемых интеллектуальных конкурсах), социальное (намечаем дела класса, например «Делай доброе дело») и др. К сожалению, не всех родителей удаётся «расшевелить», некоторые считают, что учится ребёнок и нам этого достаточно. Понятно, причины могут быть разные: загруженность на работе, поздно приезжают домой, ссылаются на то, что «в детстве я была такой же стеснительной и застенчивой» и т.д. Приходится индивидуально беседовать, методом убеждения воздействовать. Очень часто обращаюсь к председателю РК Ольге Юрьевне, которая тоже пробует убеждать, просить, настаивать… Результат есть: повысилась активность участия детей и родителей. Недаром в номинации «Все вместо одного» второй год мы занимаем первое место. Рост участия можно увидеть и из сводной таблицы, где фиксируется мероприятие и количество участников в нём. На итоговом празднике в конце года - эта таблица позволяет выявить самого активного ученика и самую активную семью. Считаю, что важно выбрать и форму общения с родителями. Уже с первого класса мы заводим ученические дневники, в которых на первых порах дети учатся печатать по образцу с доски, учатся ориентировать в дневнике, запоминать дни недели, расставлять числа и т.д. И через дневники учитель имеет возможность общаться с родителями. За каждое проведённое мероприятие появляется благодарность семьям, причём вклеиваю эти благодарности всем ученикам, чтобы остальные родители знали: кто принял участие, а кто в этот раз не смог. Объявления (некоторые от имени РК по решению родительского собрания) стараюсь делать в доброжелательной форме. Также благодарность периодически появляется и в классном уголке. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Безусловно, процесс развития ребёнка не проходит стихийно. Поэтому, мы заранее планируем не только участие в мероприятиях, но и в различных конкурсах. Причём, раз это было принято на собрании, то и в различных внеплановых конкурсах различного уровня большой процент активности и детей, и родителей. Так, в этом году мы приняли участие в международном конкурсе «Дружат дети на планете», областных конкурса «Моя семья», «Стратегия успеха», «Спасите наши жизни», региональном конкурсе «Эму», «Экология жизненного пространства», поселковых и школьных конкурсах. Также, попробовали принять участие в интернет-олимпиаде по литературному чтению. Чтобы дети жили насыщенной, полной жизнью, необходимо обеспечить посещение ими кружков. Так, школьные кружки посещают 100%, спортивно-оздоровительные - 51%, культурно-музыкальных - 18%, практической направленности - 34%. Очень приятно видеть своих детей на концертах, организованных ДК, ДШИ. Есть дети, которые меняют свои интересы в течение года: так с хореографии перешли дети на «вокал», например. Есть дети, которые посещают по 3-4 кружка. Но и есть дети, которые ограничиваются только школьными кружками. Таких детей немного, и с ними тоже проводится работа в плане привлечения их к участию в делах класса. Результатом посещения кружков является то, что дети принимали активное участие в творческих конкурсах «Фабрика звёзд», «Пасхальная радуга», «Конкурс чтецов», «Родина моя», «Память сердца», участие в концертах и праздниках для родителей. Результатом кружка «Учусь создавать проект» является большая активность в защите индивидуальных проектов в классе (19 человек) и выступление на общешкольной конференции (3 человека). Результатом кружка «Интеллектуальные витаминки» является участие в интеллектуальных конкурсах: имеются призовые места по школе у многих ребят. У меня нет проблем и с организацией перемен в классе. Дети играют в настольные игры, приобретённые родителями, принесёнными из дома. Также любят выполнять задания, которые давались в течение недель вежливости, организованно играют в подвижные игры в рекреациях. В заключении своего выступления хочется сказать, что объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью нашей воспитательной системы является - подготовка ребенка к жизни. И перед нами встает вопрос: что и как формировать у ребенка, чтобы достичь вышеуказанной цели?
Личности формируются и развиваются в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет специально организованная педагогом деятельность, тем больше возможностей создастся для целенаправленного воздействие на становление социально ценных отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитание духовных потребностей личности, в том числе в труде, творчестве, общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям.
Модель формирования и развития личности младшего школьника.


В конце года по организации внеурочной деятельности мною было проведено анкетирование среди детей и родителей. Интересно, что дети вспомнили и отметили все мероприятия, проводимые в этом году. На вопрос, назвать непонравившееся мероприятия ответов не было, все поставили прочерк. Родители заполняли подобную анкету: наполняемость плана ВР устроила всех, но отмечают, что под конец года дети подустали предлагают внести коррективы в план, поменять сроки проведения, например, «Фабрики звёзд». Работу родительского комитета все оценили на «отлично». Считаю, это и есть результат нашей совместной деятельности по достижению воспитательных задач.

© 2010-2022