Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.Технологическая карта урока

русского языка в 3 классе

по программе «Перспективная начальная школа»

Учитель: Чугурова Татьяна Викторовна

Тема урока. Развитие речи и культура общения. Типы текстов. Тексты повествование и тексты-описания.

Тип урока .Комбинированный.

Цели урока : 1. Познакомить детей с двумя типами текстов: повествованием

и описанием.

2. Учить различать текст-повествование от текста-описания,

сравнивать их.

3. Обобщить и систематизировать знания детей по теме

«Текст».

4. Учить составлять тексты разного типа на основе

предложенного материала.

5. Развивать наблюдательность, мышление, речь учащихся,

интерес к языку, исследовательские навыки .

6.Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи Фомирование личностных УУД: формировать умение планировать свою деятельность, аргументированно отстаивать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы типа: Формирование метапредметных УУД:

1. Различать типы текстов, выделять их существенные признаки.

2. Проводить наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов .

3. Использовать материал текстов для наблюдений, выявления признаков текстов, составления новых текстов .

Задачи урока, направленные на формирование познавательных УУД: анализ текстов с целью выделения существенных признаков

Задачи урока, направленные на формирование личностных УУД: самоопределение, ориентирующее на учет чужой точки зрения и проблему разных точек зрения.

Задачи урока, направленные на формирование коммуникативных УУД: развитие навыков сотрудничества в группах, развитие доброжелательности, самостоятельности; взаимодействие.

Задачи урока, направленные на формирование регулятивных УУД: взаимный контроль в совместной деятельности, оценка результатов своей деятельности.

Формы контроля: индивидуальная и групповая

Домашнее задание: составить свой текст-повествование или

описание, сделать к нему рисунки.

Оборудование: интерактивная доска, сказочные герои, презентация, комплект заданий для групповой работы, памятки для работы, учебник.

Этап урока

Цель этапа

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент

Создать условия, способствующие максимальной включенности в учебную деятельность

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Приветствие.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствует детей и проверяет готовность к уроку

.

Настраиваются

на урок.

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний

Закрепить и систематизировать имеющиеся у детей знания и умения.

1.Отгадывание загадок.

Сегодня к нам в гости пришли наши давние друзья. А кто это, вы узнаете , отгадав загадку.

Загадка:

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня сейчас послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка

Друга Гены -(Чебурашка).

На уроке русского языка они получили задание написать сочинение. Прочитайте сочинения наших героев и скажите, кому удалось выполнить Анишит Йокоповны?

1.Оса-это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.

2. Оса-это насекомое. У осы шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

-Почему вы думаете, что Чебурашка справился с заданием, а Гена-нет?

-Давайте поможем нашим героям вспомнить, что такое текст?

Текст-1.Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

2.Предложения в тексте имеют определенную последовательность.

3.К тексту можно придумать заглавие.

4.Текст можно разделить на части

Предлагает детям отгадать загадки.



Предлагает прочитать сочинения героев и определить, кому из них удалось составить текст.

Учитель просит аргументировать учащихся свои ответы.

Учитель обобщает знания детей о том, что такое текст.

Отгадывают загадки.



Читают предложенное учителем задание, дают ответы на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения.

Строят речевое высказывание

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

3. Постановка целей урока

Мотивация к изучению нового материала

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

Сегодня вы узнаете, какие бывают типы текстов и научитесь их различать.

Побуждает учащихся сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока, определяют цели совместно с учителем.

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи.

Регулятивные: целеполагание, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

4. Проблемное объяснение нового материала.

Познакомить детей с двумя типами текста, их отличительными особенностями, учить различать типы текстов.

-Прочитайте два текста, которые прислала для вас Анишит Йокоповна.

Мы построили плот. Случилось это вот как.

Мы построили плот. Вот какой он вышел.

-Какое предложение есть и в первом и во втором тексте?

-Узнаем ли мы из первого предложения ,о чем будет говориться в текстах? (Да)

-А что именно будет говориться о плоте в этих текстах, можем мы узнать по первому предложению?

-Прочитайте второе предложение первого текста?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте?

( О том, как строили плот.)

-Значит, в первом тексте будет говориться о событиях, действиях.

-Какое слово подсказывает нам это?(Случилось)

Подчеркнем это слово.

Работа в группе.

-Найдите из предложенных вам текстов продолжение к данному началу.

-Прочитайте, какой текст у вас получился.

Мы сделали плот. Случилось это вот как. Мишка нашёл брёвна. Мы подкатили их к берегу и приступили к работе. Крепкими верёвками мы связали брёвна, сколотили их гвоздями. Сверху прибили несколько досок. Когда мы принесли сено и расстелили его на досках, плот был готов.

-Как можно назвать этот текст?

(Как мы построили плот.)

-Что отразилось в заголовке: тема или главная мысль?



-Теперь, прочитайте второе предложение второго текста.

-О чем пойдет речь в этом тексте?

(О том, какой получился плот)

-Значит, во втором тексте должно быть описание плота, который построили.

-Какие слова помогают определить это?

(Вот какой)

-Найдите продолжение второго текста.

-Прочитайте, какой текст получится.

Мы построили плот. Вот какой он вышел. Пять одинаковых брёвен, сверху сбитых досками. Доски аккуратно покрашены синей краской, на них расстелено сено. Хороший получился плот!

Озаглавьте текст.

(Хороший плот получился!)

-Что отразилось в заголовке, тема или основная мысль? (Основная мысль)

-Итак, мы получили два типа текста.

Попробуйте задать вопросы к каждому их них.(К первому-как случилось? Ко второму-какой?)

-Как вы думаете, какова цель первого текста? (рассказать о событиях)

-Второго? (описать)

В зависимости от цели , мы будем различать два типа текста

типы текстов



повествов. Описание

-Какие слова чаще всего используются в тексте-повествовании?

(слова-действия)

-Найдите и подчеркните все слова действия.

-Какие слова чаще всего используются в тексте-описании?

(слова-признаки)

Найдите и подчеркните слова-признаки.

типы текстов

повест. описание

слова- слова-

действия признаки

Предлагает прочитать тексты, ответить на поставленные вопросы.





Организует работу в малых группах

Предлагает найти продолжение к данному тексту и прочитать полученный текст.

Предлагает подобрать название к тексту, определить тему и главную мысль текста.

Предлагает прочитать второй текст, ответить на поставленные вопросы.

Предлагает найти продолжение текста и прочитать его.

Предлагает подобрать название к тексту, определить тему и основную мысль.

Просит сравнить два текста, определить цель каждого из них.



Учитель обобщает знания детей и составляет памятку.

Организует работу , направленную на поиск слов-действий, слов-признаков.

Читают текст, отвечают на поставленные вопросы.





Работают в малых группах , ищут продолжение текста.



Читают текст, который у них получился.













Подбирают название к тексту, определяют тему и главную мысль, аргументируют свою позицию.







Читают второй текст, отвечают на поставленные вопросы. Подбирают продолжение текста, читают полученный текст.





















Подбирают заглавие к тексту, определяют тему и главную мысль , аргументируют свою позицию.

Задают вопросы к тексту.

Определяют цель каждого текста.



Строят речевое высказывание.

Ищут в тексте слова-действия, и слова-признаки.

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. управление поведением, коррекция, оценка действий

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

6.Физминутка

Снизить нервно-психическую и физическую нагрузки учащихся.

Учитель организует активный отдых.

Дети выполняют физические упражнения

7.Первичное закрепление нового материала.

Закрепить полученные знания

Откройте учебник на стр. 74 , найдите упражнение 45

-Какой текст про кота является текстом-описанием, а какой-повествованием?

(1-описание, 2-повествов.)

-Докажите, почему вы так думаете.

-Прочитайте отрывок из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот» (упр.46)

-Найдите в тексте все слова названия признаков. (Нет таких слов) .

-Найдите в тексте слова-названия действий.

(Их много.)

-Это текст повествование или описание?

-Какое название текста сразу указывает на то, что это текст-повествование?

( Кто чем занят»)



-Сравните два плана к разным текстам (упр.48).

-Какой план соответствует тексту-описанию, а какой тексту-повествованию?

Посмотрите, пока мы с вами обсуждали типы текстов, наши герои нарисовали рисунки о своем четвероногом друге. -Чей рисунок помогает нам представить, как выглядит четвероногий питомец?

-А чей помогает нам узнать , как они проводят время с другом?

-Содержание какого текста можно передать с помощью одного рисунка или фотоснимка?

-А с помощью нескольких?

типы текстов

повест. описание

слова- слова-

действия признаки

несколько один

снимков снимок

-Признаки предмета, о котором говорится в тексте-описании, можно увидеть сразу все вместе.

Действия предмета все сразу увидеть нельзя.

Побуждает детей открыть учебники и выполнить упр. 45.

Просить определить тип текста и аргументировать свою точку зрения.

Просит прочитать текст и найти все слова-признаки., все слова-действия.

Побуждает детей сделать выводы.

Просит сравнить планы к текстам и сделать выводы.

Просит рассмотреть рисунки и ответить на поставленные вопросы, побуждает сделать выводы.

Читают задание упр.45, определяют тип текста, аргументируют свою точку зрения.

Находят все слова-действия, слова-признаки.

Делают выводы о том, к какому типу относится данный текст.



Сравнивают планы к текстам, строят речевое высказывание, делают выводы.

Рассматривают рисунки, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Познавательные: анализ объектов (текстов) с целью выделения существенных признаков, рефлексия

Личностные: самоопределение, ориентирующее на учет чужой точки Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в парах, развитие доброжелательности, самостоятельности; взаимодействие. Регулятивные: взаимный контроль в совместной деятельности, оценка результатов своей деятельности.

8.Исследовательская работа в группе

Учить применять полученные знания на практике.

-А теперь наши герои предлагают вам пройти испытание. А чтобы было легче, вы будете работать в группе. Каждая группа получит текст. Вам надо определить тип текста и составить свой текст такого же типа.

Составление плана работы

Составим план действия.

Что сделаете сначала?

(1.Найти все слова-действия или признаки.

2.Определить, какие слова преобладают в текст.

3.Определить сколько фотоснимков можно сделать к тексту.

4.Отобрать из предложенных слов слова-действия или слова-признаки.

5.Составить свой текст)

Вариант текстов

1 вариант

Летом лес был зелёный. Осенью берёзы стали жёлтыми. Осины покраснели. Маленький клён похож на букет цветов. Все листья у него разные: зелёные. Жёлтые, красные, коричневые.

Слова для текста: холодная, пушистый, ударил, кататься, сильный, скользкая, замерзла, подул, наступила.

2 вариант

Однажды Серёжа пошёл в лес. С ним побежала Чапа. Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка.

Гадюка-ядовитая змея. Чапа кинулась на гадюку и разорвала её.

Слова для текста: холодная, пушистый, ударил, кататься, сильный,. Скользкая, замерзла, подул, наступила.

3 вариант

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело щебетали.

Слова для текста: отправились, поймал, закинул, крупные, спелые, сварили, большая, клюёт, сварили, сочные, душистые.

4 вариант

В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные хвостик короткий. Сначала зайчик всех боялся, а потом привык.

Слова для текста: отправились, поймал, закинул, крупные, спелые, сварили, большая, клюёт, сварили, сочные, душистые

(дети получают памятки и рабочие листы)

Организует работу детей в малых группах.

Комментирует задание,

Организует работу по составлению плана действий.











Раздает детям памятки и рабочие листы

Слушают задание учителя, составляют план совместных действий по выполнению задания.

























Дети работают в малых группах, анализируют тексты, составляют свои тексты

Познавательные: анализ объектов (текстов) с целью выделения существенных признаков, рефлексия

Личностные: самоопределение, ориентирующее на учет чужой точки зрения и проблему разных точек зрения

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группах, развитие доброжелательности, самостоятельности; взаимодействие. обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе Регулятивные: взаимный контроль в совместной деятельности, оценка результатов своей деятельности.

Итог урока

рефлексия

способствовать формированию рефлексии Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.

-Прочитайте тексты , которые у вас получились.

Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок

Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Проверяет работу учащихся в группе, обобщает знания детей

Читают тексты, которые удалось составить, определяют тип текста, доказывают сою точку зрения..

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли;

Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Домашнее задание

Проверить знания по теме

Наши герои прощаются с вами и просят написать письмо с рассказом о своем любимом животном и нарисовать рисунки

Рекомендует выполнить домашнее задание

Записывают домашнее задание

Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование




© 2010-2022