Программа внеурочной деятельностиСказка-умница и прелесть

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Программа внеурочной деятельности
развивающей направленности
«Сказка-умница и прелесть…»

1 класс.





















Учитель начальных классов

Данилина Н.В.


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ
« СКАЗКА-УМНИЦА И ПРЕЛЕСТЬ…».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Цель программы:


В качестве учебного материала для формирования первоклассников- читателей выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан с тем учетом, что первоклассник- читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны.
Сказка- это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.
Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка- это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей младшего школьного возраста являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, на победу. А именно добра, надежды часто не хватает современным детям.
Поучительная мораль сказки позволяет задуматься о себе и своих поступках, об окружающих людях и действительности.
Сказка учит доброте, справедливости, формирует у ребенка понятия добра и зла, эмоциональную отзывчивость.
Программа рассчитана для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (7вид). Занятия проходят один раз в неделю (33 недели) и имеют коррекционную направленность.


ЦЕЛЬ: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, расширение читательского кругозора первоклассника

нравственное и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического
восприятия, воображения, внимания, способствующих успешному формированию
гармоничной личности младшего школьника.

ЗАДАЧИ:
-открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
-развитие эмоционально- чувственной сферы;
-формирование навыка чтения, обучение чтению- рассматриванию;
-воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
-воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине, к
животным;
-формирование активной жизненной позиции, культуры поведения;
-развитие устной речи, навыков общения;


Задачи коррекционно-развивающей работы


  • обогащение кругозора детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

  • формирование учебной мотивации.

  • формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего успешную адаптацию к школьным условиям.

  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

  • развитие самостоятельности, произвольности, познавательной активности.

  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль.

  • формирование обще-интеллектуальных умений.

  • повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии

  • обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

  • воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к различным учебным предметам;

  • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения;

  • коррекция личностного развития ребенка;

  • обогащение жизненного опыта детей;


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.
Учащиеся должны знать:
-популярные русские народные сказки, сказки разных народов;
-признаки сказки как жанра;
-виды сказок (бытовые, волшебные, о животных);
Учащиеся должны уметь:
-слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
-иллюстрировать услышанное или прочитанное;
-пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

-оценивать поступки героев, передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев


ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
-осознанно строить свое высказывание в устной форме
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (под руководством учителя)
-сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
-группировать , классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
-сотрудничать с товарищами при выполнении задания в паре
-умение выражать свои мысли
-устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
-умение разрешать конфликты
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
-осуществлять контроль в своей работе с заданным эталоном
-оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результатов требованиям данной задачи
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей
-уметь работать по предложенному плану

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие
-эмоционально «переживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
-высказывать свое отношение к героям прочитанных сказок, к их поступкам
-развитие эстетических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ курса является формирование следующих умений:
-воспринимать на слух текст сказки в исполнении педагога, учащихся
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
-пересказывать текст полностью, выборочно, кратко
-составлять устный рассказ по иллюстрации

АКТУАЛЬНОСТЬ внеурочной деятельности «Сказка-умница и прелесть…».

Занятия позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя: эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно- историческим наследием народов и общечеловеческими ценностями
Внеурочная деятельность способствует расширению читательского пространства, реализацию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика- читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребенка- и труд , и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
В процессе общения с книгой развивается память, внимание, воображение, речь, обогащается общий кругозор.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ занятий различны. Предусмотрены как теоретические- рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушанье, так и практические виды занятий- рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, мини-инсценировки, презентации, просмотр мультфильмов, подвижные игры и динамические паузы, организация выставок с творческими работами. Включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Игровые программы с загадками, викторинами, пословицами сделают занятия интереснее и разнообразнее. Предусмотрен литературный праздник «Что за прелесть эти сказки…»

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных представлениях, пополняют запас представлений.
Включение дидактических игр и игровых моментов делают внеурочную деятельность интересной и занимательной, облегчает преодоление трудностей.

ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к ряду положительных эффектов:
-придает занятию эмоциональную окрашенность;
-облегчает процесс усвоения знаний;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
-расширяет общий кругозор;
Первоклассникам особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями

,играми.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление- это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания и объективного подхода к окружающей информации.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Думать критически-это:
-проявлять любознательность;
-ставить перед собой вопросы;
-выработка собственной точки зрения;

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
-стремление педагога не нанести ущерб здоровью школьника;
-создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата в коллективе. Важную роль играет одобрение, поддержка, доброжелательность педагога. Тем самым обеспечивается создание ситуации успеха.
-использование приемов рефлексии (Что на вас произвело наибольшее впечатление? Что показалось наиболее интересным? Какой совет вы дали бы сами себе? Пригодятся ли вам знания, которые получили сегодня?)
-использование и проведение физкультминуток и динамических пауз.
Комплексное использование здоровье сберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№п/п

Дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

Прослушивание и сравнивание сказок. Инсценировка сказки «Репка».

2.

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

3.

Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание сказки. Анализ содержания.

4.

Русская народная сказка «Заяц- хваст». Сказка Д. Мамина- Сибиряка «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза , короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Сравнение русской народной сказки и авторской, выявление отличительных признаков.

5.

Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Чтение сказок. Анализ содержания. Характеристика действующих лиц.

6.

Сказки про зайцев.

Подбор сказок про зайцев. Викторина.

7.

Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.

Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию. Выборочный пересказ.

8.

Чукотская сказка «Хвост».

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

9.

Удмуртская сказка «Как произошли медведи».

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию.

10.

Мордовская сказка «Благодарный медведь».

Чтение сказки. Обобщение знаний детей о сказочном герое- медведе. Викторина.

11.

Русская народная сказка «Бобовое зернышко» .

Чтение сказки. Работа над пересказом.

12.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение коллективной сказки.

13.

Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».

Чтение сказки. Иллюстрирование.

14.

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.

15.

Сказки про лису. Русская народная сказка «Думы».

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

16.

Сказки про зайца, лису и медведя.

Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

17.

Мордовская сказка Разудалый петушок».

Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. Характеристика героя.

18.

Калмыцкие сказки «Петух и павлин», «Веселый воробей».

Чтение. Характеристика героев. Сравнение с мордовской сказкой.

19.

Удмуртская сказка «Синица и старый воробей».

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Подробный пересказ.

20.

Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

Чтение сказки. Анализ сказки и поступков героев.

21.

Праздник «В гостях у сказки».

Викторина.

22.

Ингушская сказка «Сокол и ворона».

Чтение сказки. Работа над текстом. Работа над выразительностью речи.

23.

Русская народная сказка «Байка про тетерева».

Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.

24.

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

Чтение и инсценировка сказки.

25.

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Чтение сказки. Чтение по ролям. Анализ сказки.

26.

Сказки про птиц.

Выставка книг. Чтение. Сравнение сказок.

27.

Моя любимая сказка о животных.

Чтение и пересказ любимых сказок.

28.

Русская народная сказка «Умная внучка».

Прослушивание сказки. Пересказ с опорой на картинки. Рисование героев сказки.

29.

Русская народная сказка «Старуха, дверь закрой!».

Чтение сказки. Характеристика героев. Выборочный пересказ.

30.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Чтение сказки. Определение главной мысли, выборочный пересказ. Характеристика героя.

31.

Русская народная сказка «Три медведя».

Чтение сказки, пересказ. Расценивание мотивов поведения героев.

32.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

Чтение сказки, краткий пересказ. Ответы на вопросы по содержанию.

33.

Итоговое занятие «Что за прелесть эти сказки»

Викторина.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ.

Учащиеся должны знать:
-популярные русские народные сказки и сказки других народов;
-признаки сказки как жанра;
-виды сказок(бытовые, волшебные, о животных)
Должны уметь:
-слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
-иллюстрировать услышанное или прочитанное;
-пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
-передавать эмоции и своё отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;


Результатом коррекционного развития обучающихся с ОВЗ может считаться освоение жизненно значимых компетенций.
-умение адекватно оценивать свои силы ,понимать, что можно и чего нельзя;
-умение обратиться к взрослым при затруднениях, сформулировать запрос о
помощи;
-стремление к самостоятельности и независимости в быту, овладение навыками
самообслуживания;
-умение включаться в разнообразные повседневные дела;
-умение решать актуальные жизненные задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели;
-умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу;
-освоение культурных форм выражения своих мыслей и чувств;
-прогресс в развитии наблюдательности, любознательности, способности замечать
новое, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
-умение проявлять инициативу ;знание правил поведения в различных ситуациях;
-последовательное формирование произвольных процессов(умение концентрировать
внимание, использовать различные приемы запоминания);
-умение планировать и продумывать свои действия;
-саморегуляция и адекватная самооценка своих поступков;
-старание выполнить все задания и просьбы учителя, доводить начатое дело до
конца;
-управление своими эмоциями, поведением, действиями;

© 2010-2022