- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс. Кружок «В мире книг»
Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс. Кружок «В мире книг»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Климова О.В. |
Дата | 20.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСсМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Утверждаю
председатель ШМО зам. директора по ВР директор ГБОУ ООШ №11
классных руководителей ГБОУ ООШ № 11 приказ № ____________
протокол ________ «_____» ___________ 2013 г. «_____» __________ 2013 г.
от «____» __________2013 г. ___________/____________/ ___________/____________/
____________/_________ /
Рабочая программа
внеурочной деятельности
2 класс
Кружок «В мире книг»
Общекультурное направление
Возраст обучающихся - 8 лет
Срок реализации - 1 год
Количество часов - 68
Разработчик: Климова О.В., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Новокуйбышевск, 2013 г.
Пояснительная записка.
Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». И это, безусловно, правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний и не нагружает мозг так, как нужно было бы. Все благодаря тому, что книга обучает «культуре ума», принуждает глубже мыслить, тренирует внимание, наполняет память и дисциплинирует ум.
Читая книги, можно найти идеальный образ самого себя в виде каких-либо героев или реальных людей и впоследствии воплотить этот образ в своей жизни. Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы.
Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение больших результатов. Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы курса «В мире книг» Ефросининой Л. А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО и модифицирована под внеурочную деятельность ГБОУ ООШ № 11 во 2 классе.
Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
Актуальность и перспективность курса
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д. Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа 8 лет.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 2 раза в неделю,
68 занятий в год. Продолжительность занятий: 40 минут.
Главные цели занятий курса:
-
создание на практике условий для реализации читательских умений;
-
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
-
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Нормативно-правовая база
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование). 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. 4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование). 5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования). 6. Потребности, запросы участников образовательного процесса. 7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. 8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования». 11. Устав ГБОУ ООШ № 11.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:
- принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
- принцип развития индивидуальности каждого учащегося; Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры; - принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться; - принцип деятельностной основы занятий. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения; - принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребенку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- групповые;
- игровые;
- индивидуальное и проблемное обучение;
- педагогика сотрудничества.
Реализации этих технологий помогают следующие формы:
- теоретические и практические занятия;
- индивидуальные, групповые, коллективные;
- ролевые игры;
- беседы;
- экскурсии в театр, библиотеку;
- спектакли;
- праздники.
Методы:
- репродуктивный;
- иллюстративный;
- проблемный;
- эвристический;
-
наблюдение;
-
упражнение;
-
поощрение;
-
объяснение;
-
личный пример.
Планируемые результаты
Первый уровень результатов -
-
развитие речи детей и культуры общения;
Второй уровень результатов -
-
овладение навыками общения посредством занятий по развитию речи;
- ориентироваться в мире книг.
№
п/п
Название раздела или темы Количество часов на изучение темы
Темы занятия Количество часов на изучение
Формы проведения занятия
Вид занятия
Примерная дата проведения занятия
1
Книга, здравствуй. 6
- Роль книги в жизни человека.
Занятия в классе
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах 1 неделя
- Учебная книга и ее справочный аппарат.
- Конкурс «Пословицы о книге и учении».
- Оформление рукописной книги.
- Художественные книги. Художники-оформители.
поход в школьную библиотеку 3 неделя
-
Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
поход в ЦДБ 3 неделя
2
Книгочей-любитель чтения. 4
- Библиотека. Библиотечный формуляр.
Занятия в классе
Дидактическая игра. Наблюдение 4 неделя
- Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
- Викторина «Что вы знаете о книге».
-
Игра «Я-библиотекарь».
3
Книги о твоих ровесниках. 10
- Библиотечный урок «Дети-герои детских книг». Выставка книг.
Занятия в классе
Моделирование
Дидактическая игра.
Фронтальная и групповая работа 6 неделя
- Множество предметов. Множество слов.
- Книги-сборники Е.Пермяка.
- Книги-сборники В.Драгунского.
- Книги-сборники-Н.Носова
поход в школьную библиотеку 8 неделя
- Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник».
поход в ЦДБ 8 неделя
- Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Занятия в классе
9 неделя
- Презентация книг о детях-ровесниках.
- Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
-
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники».
4
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники. 8
- Книги-сборники малых жанров фольклора.
Занятия в классе
Слушание.
Инсценировка.
Дидактическая игра
Работа в парах и группах 11 неделя
- Пословицы. Темы пословиц.
- Путешествие по тропинкам фольклора.
- Загадки. Темы загадок.
- Игра «Отгадай загадку».
поход в школьную библиотеку 13 неделя
- Скороговорки.
поход в ЦДБ 13 неделя
- Конкурс «Чистоговорщики».
викторина 14 неделя
-
Проект «Живой цветок народной мудрости (работа в группах).
5
Писатели-сказочники 9
- Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Занятия в классе
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах 15 неделя
- Книги писателей-сказочников.
- Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
- Чтение выбранной книги.
- Герои сказок. Викторина.
поход в школьную библиотеку 17 неделя
- Творческая работа «Лукошко сказок».
поход в ЦДБ 17 неделя
- По страницам сказок Х.К.Андерсена.
-
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».
- Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
6
Книги о детях. 6
- Книги-сборники о детях и для детей.
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах 19 неделя
- Книги С.Михалкова.
- Книги о животных.
- Книги В.Бианки, Э. Шима, Н.Сладкова.
- Книги-сборники стихотворений для детей.
поход в школьную библиотеку 21 неделя
-
Книги Я.Акима, С.Маршака, А.Барто.
поход в ЦДБ 22 неделя
7
Старые добрые сказки. 8
- Книги сказок народов мира.
Занятия в классе
Дидактическая игра. Наблюдение 22 неделя
- Сборники сказок. Выставка.
- Народные сказки на страницах детских журналов.
- Справочный аппарат книги-сборника.
- Каталожная карточка.
поход в школьную библиотеку 24 неделя
- Сказки народов мира с бродячими сюжетами.
поход в ЦДБ 25 неделя
- Русская народная сказка «Снегурочка».
-
Японская народная сказка «Журушка».
8
Книги о тех, кто подарил нам жизнь. 6
- Книги о семье, маме, детях.
Занятия в классе
Моделирование
Дидактическая игра.
Фронтальная и групповая работа 26 неделя
- Выставка книг о тех, кто защищал свою родину.
- Жанры произведений о семье: стихи, пословицы, сказки, рассказы.
- Рукописная книга.
- Литературная игра «По страницам учебника».
поход в школьную библиотеку 28 неделя
-
Мини-проекты «Они писали о семье». Рукописная книга «Семья».
поход в ЦДБ 29 неделя
9
Защитникам Отечества посвящается. 6
- Книги о защитниках Отечества.
Занятия в классе
Слушание.
Инсценировка.
Дидактическая игра
29 неделя
- Былины и сказы о защитниках Отечества.
- Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
- Библиотечный урок: встреча с участниками или героями ВОВ.
- Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
поход в школьную библиотеку 31 неделя
-
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье: фотографии, письма, воспоминания».
поход в ЦДБ 32 неделя
10
По страницам любимых книг. 5
- Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
1
Занятия в классе
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах
32 неделя
- Библиотечный урок «Хвала книге».
- По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.
- Коллективная творческая работа: комиксы и веселые истории. Летнее чтение
5.Оформление еженедельника «Книгочей» или дневника читателя. 1
поход в школьную библиотеку 34 неделя
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Вид
деятельности
Личностные
УУД
Метапредметные УУД
1
- Роль книги в жизни человека.
- Учебная книга и ее справочный аппарат.
- Конкурс «Пословицы о книге и учении».
- Оформление рукописной книги.
- Художественные книги. Художники-оформители.
-
Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
6
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах
Смыслообразование
Структурирование знаний
Планирование учебного сотрудничества
Постановка учебной задачи на основе усвоенного и неизвестного
2
- Библиотека. Библиотечный формуляр.
- Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
- Викторина «Что вы знаете о книге».
- Игра «Я-библиотекарь».
4
Дидактическая игра.
Наблюдение
Нравственно-этическая ориентация Смыслообразование.
Подведение под понятие, выделение следствий
Поиск и оценка альтернативных способов действий
Осознание качества и уровня усвоения
3
- Библиотечный урок «Дети-герои детских книг». Выставка книг.
- Множество предметов. Множество слов.
- Книги-сборники Е.Пермяка.
- Книги-сборники В.Драгунского.
- Книги-сборники-Н.Носова
- Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник».
- Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
- Презентация книг о детях-ровесниках.
- Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
-
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники».
10
Моделирование
Дидактическая игра.
Фронтальная и групповая работа
Личностная саморегуляция
Применение методов информационного поиска
Управление поведением партнёра
Постановка учебной задачи на основе усвоенного и неизвестного
4
- Книги-сборники малых жанров фольклора.
- Пословицы. Темы пословиц.
- Путешествие по тропинкам фольклора.
- Загадки. Темы загадок.
- Игра «Отгадай загадку».
- Скороговорки.
- Конкурс «Чистоговорщики».
- Проект «Живой цветок народной мудрости (работа в группах).
8
Слушание.
Инсценировка.
Дидактическая игра
Работа в парах и группах
Нравственно-этическая ориентация Смыслообразование
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, постановка и решение проблемы
Умение полно и точно выражать свои мысли
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
5
- Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
- Книги писателей-сказочников.
- Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
- Чтение выбранной книги.
- Герои сказок. Викторина.
- Творческая работа «Лукошко сказок».
- По страницам сказок Х.К.Андерсена.
- Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».
8
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах
Нравственно-этическая ориентация Смыслообра-зование
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации
Освоение способами взаимодействия
Осознание качества и уровня усвоения
6
- Книги-сборники о детях и для детей.
- Книги С.Михалкова.
- Книги о животных.
- Книги В.Бианки, Э. Шима, Н.Сладкова.
- Книги-сборники стихотворений для детей.
- Книги Я.Акима, С.Маршака, А.Барто.
6
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах
Смыслообразование
Структурирование знаний
Планирование учебного сотрудничества
Постановка учебной задачи на основе усвоенного и неизвестного
7
- Книги сказок народов мира.
- Сборники сказок. Выставка.
- Народные сказки на страницах детских журналов.
- Справочный аппарат книги-сборника.
- Каталожная карточка.
- Сказки народов мира с бродячими сюжетами.
- Русская народная сказка «Снегурочка».
- Японская народная сказка «Журушка».
8
Дидактическая игра.
Наблюдение
Нравственно-этическая ориентация Смыслообразование.
Подведение под понятие, выделение следствий
Поиск и оценка альтернативных способов действий
Осознание качества и уровня усвоения
8
- Книги о семье, маме, детях.
- Выставка книг о тех, кто защищал свою родину.
- Жанры произведений о семье: стихи, пословицы, сказки, рассказы.
- Рукописная книга.
- Литературная игра «По страницам учебника».
- Мини-проекты «Они писали о семье». Рукописная книга «Семья».
6
Моделирование
Дидактическая игра.
Фронтальная и групповая работа
Личностная саморегуляция
Применение методов информационного поиска
Управление поведением партнёра
Постановка учебной задачи на основе усвоенного и неизвестного
9
- Книги о защитниках Отечества.
- Былины и сказы о защитниках Отечества.
- Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
- Библиотечный урок: встреча с участниками или героями ВОВ.
- Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
- Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье: фотографии, письма, воспоминания».
6
Слушание.
Инсценировка.
Дидактическая игра
Нравственно-этическая ориентация Смыслообразование
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, постановка и решение проблемы
Умение полно и точно выражать свои мысли
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
10
- Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
- Библиотечный урок «Хвала книге».
- По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.
- Коллективная творческая работа: комиксы и веселые истории.
- Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или дневника читателя.
5
Дидактическая игра.
Наблюдение
Работа в малых группах
Нравственно-этическая ориентация
Смыслообразование
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации
Освоение способами взаимодействия
Осознание качества и уровня усвоения
Информационно-методическое обеспечение программы
Организационно-методические аспекты работы по программе кружка «В мире книг» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Мультимедийные презентации занятий.
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы - 25 штук.
- Стулья - 25 штук.
- Мультимедийное оборудование.
- Компьютер.
- Телевизор.
- DVD-плеер.
-
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011
Список литературы
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Литера, 2009
Речь. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008
Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф
Мониторинг изучения результатов освоения программы
Диагностический инструментарий
Цель
Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. Тесты - М.: ВАКО, 2011
Определение умения работать с текстом, книгой.