- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Обучение грамоте, тема «Звук и буква Л, л»
Урок Обучение грамоте, тема «Звук и буква Л, л»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шураченкова А.А. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок «Буква Л.л»
Ход урока:
Речь и деятельность учителя.
Информация из разных источников.
Речь и деятельность учащихся.
-
Эмоциональный настрой на урок.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
- Какое у вас настроение?
- Каким бы вы хотели, чтобы получился наш сегодняшний урок?
Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнитесь мне и пусть наши пожелания сбудутся, ведь хорошее настроение залог крепкого здоровья.
- Выполним дыхательную гимнастику:
Вдохнули - на выдохе А О У Э Ы
Вдохнули - на выдохе Я Ё Ю Е И
-
Подготовительная работа. Постановка учебной задачи.
- Что мы произносили?
- Звуки на письме обозначаются как?
- На какие 2 группы можно разделить звуки и буквы?
- Гласные, займите своё место у доски!!!
- Посмотрите друг на друга. Все правильно встали?
Объясните свой выбор.
Спасибо гласные.
- У меня на экране карточка Р . Встаньте буквы, которые со мной в одной команде (группе).
- Почему вы встали со мной рядом? Расскажите о себе. Спасибо, садитесь.
- Ваши буквы переместились на экран. Что интересного вы заметили ещё? Что появилось?
- Какие вопросы вы можете задать мне глядя на эту схему? Какую цель поставим перед собой на этот урок?
- Познакомиться…
- Учиться выделять новые…
- Учиться читать…
- Какие знания нам понадобятся?
- Какое умение нам пригодится для работы?
- Звуки.
- Буквами
Гласные и согласные
А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И
- Да
- после твёрдых согласных пишутся АОУЭЫ, после мягких согласных пишутся ЯЁЮЕИ.
-Я согласная буква «эм», обозначаю твёрдый звук [м] и мягкий звук [м'].
Схема.
- Характеристика.
- Умение проводить звуковой анализ.
-
Работа над новым материалом.
Выделение звуков
- Рыжая плутовка обманывает ловко
Её боится мышка и зайка-шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.
- Кто это?
- Лиса - Лизавета - героиня многих сказок. Посмотрите на экран и назовите, из каких сказок эти лисы?
- Лизавета любит повторять одну пословицу:
Маленькое дело лучше большого безделья.
- Определите смысл этой пословицы.
- Сколько в ней слов?
- Назовите слова, противоположные по значению.
- Произнесите пословицу ещё раз. Что заметили, какие звуки повторяются чаще других?
Наблюдение за звуками.
- Повторим алгоритм характеристики звуков.
1. Произносим звук.
2. Определяем гласный или согласный.(Доказываем)
3. Если звук согласный определяем твёрдый или мягкий.
- Дайте характеристику звуку [л]. Докажите.
- Дайте характеристику звуку [л']. Докажите.
- Какие звуки появились у нас на уроке?
Приготовьте «ловушки» для звуков.
ЛУК, КОЛЮЧКА, СТОЛ, ЛЕЙКА, СЛОН, ПОЛЁТ, УЛЫБКА
- Давайте с улыбкой отдохнём.
Физкультпауза «Улыбка»
Работа по учебнику.
- Давайте посмотрим, в каких словах звуки [л], [л'] спрятались на странице букваря. (стр. 69)
- Рассмотрите картинки и назовите слова, в которых спрятались звуки [л] [л']?
- Выполните звуковой анализ этих слов. Поиграем в «Живые звуки».
- Сколько звуков в слове ЛУНА?
Представьтесь звуки!
- Спасибо звукам. Прочитайте слово по схеме.
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Что можно сказать о количестве гласных и согласных звуков в этом слове?
- Сколько звуков в слове ЛИСА?
- Представьтесь звуки!
- Спасибо звукам. Прочитайте слово по схеме.
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Что можно сказать о количестве гласных и согласных звуков в этом слове?
- Замените буквами первые фишки в схемах слов!
- Определите, какие буквы надо выбрать заглавные или строчные? Почему?
В каких словах будем писать заглавную букву Л?
Приведите пример.
- Сравните слова «ЛУНА» и «ЛИСА». Определите сколько в этих словах одинаковых звуков?
- Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые?
Оцените свою работу с точки зрения правильности.
Уберите фишки в таком порядке:
-
Одинаковые звуки
-
3-й звук в слове лиса
-
1-й гласный звук в слове луна
-
2-й звук в слове лиса
-
2-й согласный звук в слове луна.
- Что осталось?
- Прочитайте самостоятельно слоги в учебнике по строкам, по столбцам.
- Прочитайте во 1 строке слоги, в которых буква «эль» обозначает твёрдый звук [л].
- Прочитайте во 2 строке слоги, в которых буква «эль» обозначает мягкий звук [л'].
Игра со слогами.
- Я загадала слог. Он находится:
- во 2 строке 3 столбике
- в 1 строке 5 столбике
- в 3 строке 4 столбике
Игра со словами.
- Поиграем со словами. Прочитайте слово на экране.
- Что произошло?
- Что изменилось?
- Следующее слово.
- Что произошло?
- Что изменилось?
- Следующее слово.
- Что произошло?
- Что изменилось?
- Последнее слово.
- Что изменилось?
- Что изменилось?
- Есть ли среди этих слов, слова с новой буквой?
- Какие звуки обозначает буква «эль»?
Оцените свою работу!
- Какие слова обозначают предметы, которые помогают нам сохранять своё здоровье?
Витамины помогают нам сохранить хорошее зрение.
Отдых для глаз.
- Девочка Лена решила тоже сохранить своё здоровье, что же она для этого делала? Прочитайте.
- Что интересного заметили в этом предложении?
- А что значит «еле-еле»?
Есть ли в слове медленно наш звук?
Мягкий или твёрдый?
- Чтобы правильно произносить наш новый звук авторы учебника напечатали предложение-скороговорку. Что такое скороговорка?
- Давайте научимся быстро говорить (произносить) эту скороговорку.
ЛЕНА ЕЛА МАЛИНУ ЕЛЕ-ЕЛЕ.
- Кто хочет попробовать?
Попробуем по колонкам.
- Вы все молодцы. Хочу похвалить вас и оценить вашу работу.
- Переверните страницу учебника. (стр.70)
- Закройте глазки. Представьте, какие предметы на предыдущей странице наверху вы запомнили? Откройте глазки. Слушаю вас.
- Что объединяет эти слова?
- Мы прочитали слоги, слова, предложения. А если даны несколько предложений, объединённых одной темой, как это называется одним словом?
Прочитайте предложения. Как можно назвать этот рассказ?
- Сколько предложений в этом рассказе?
Как увидели? Докажите.
А посмотрите есть ли ещё слова в этих предложениях, которые начинаются с заглавной буквы? Прочитайте их.
Почему эти слова записаны с заглавной буквы?
- Встретились ли вам слова с буквой «эль»? Какие звуки она обозначает в этих словах?
Работа в парах.
- Покажите, что вы готовы работать в парах.
- На листочках задание. Прочитайте 1 слово.
- Задание: меняя первую букву в слове МАМА, получаете новое слово, при этом все остальные буквы остаются неизменными. По хлопку приступить к работе.
- Прочитайте слова, которые у вас получились в таблице.
Оцените свою работу! За что можете похвалить себя?
-Есть ли среди этих слов, слова с буквой «эль»?
- Лиса.
- Теремок, колобок…
-5
Маленькое - большое.
Дело - безделье.
[л],[л']
- Звук [л] согласный (преграда - язык), твёрдый.
- Звук [л'] согласный (преграда - язык), мягкий.
- [л],[л']
Луна, лиса
- 4
[л]-согласный, твёрдый, одел синюю одежду.
[у]- гласный, одел красную одежду
[н]- согласный, твёрдый, одел синюю одежду.
[а]- гласный, одел красную одежду
- Лу-на
- 2
- 2
- Одинаковое
- 4
[л']- согласный, мягкий, одел зелёную одежду.
[и]- гласный, одел красную одежду
[с]- согласный, твёрдый, одел синюю одежду.
[а]-гласный, одел красную одежду.
- Ли-са
-2
-2
- Одинаковое
-Строчные
- Именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, географических названиях.
- Лена, Лёша, Лиза, Лондон, Ладожское озеро
Один - [а]
- Буквой «эль» обозначают звуки [л],[л'].
[а]
[с]
[у]
[и]
[н]
[л]- [л']
ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ
ЛИ,ЛЕ,ЛЮ
ЛЕ
ЛУ
ЛЫ
ЕЛ
Добавили А - ЕЛА
Поменяли А на Е и повторили дважды - ЕЛЕ-ЕЛЕ
МЫ
Добавили У - УМЫ
Добавили букву Н - УМНЫ
ЛИЛ
Добавили слог НА - НАЛИЛ
Добавили букву И - НАЛИЛИ
ЛИМОН
Переставили буквы и поменяли О на А - НАЛИМ
Переставили буквы и добавили А - МАЛИНА
ЕЛ, ЕЛА,ЕЛЕ-ЕЛЕ, ЛИЛ, НАЛИЛ, НАЛИЛИ, ЛИМОН, НАЛИМ, МАЛИНА
ЛИМОН, МАЛИНА-содержат много витаминов.
- Есть слова из предыдущего задания, во всех словах есть звуки [л], [л'].
-Медленно
-Да
-Мягкий
Пробуют 3 человека.
Пробуют по колонкам.
- Луна, лиса, лебедь, лист (кленовый).
- Звуки [л],[л']
- Рассказ, текст.
- «Отдых на море».
-3
- Начало с заглавной буквы, в конце предложения точка.
- Рома, Лёля.
- Имена детей.
- Мягкий согласный звук [л'].
Домик
МАМА
- МАМА, РАМА, РАНА, РАНО
- За дружную работу, за то, что не ссорились.
-Нет
-
Релаксация «Ручеёк»
-
Рефлексия.
- Найдите среди этих слов самое тёплое, любимое и дорогое слово для всех на свете.
- А что же вы расскажите своей любимой маме придя домой с нашего урока? (схема на экране)
Что же нового мы сегодня узнали на уроке?
- Кому было трудно?
- Кому интересно? Получился ли урок таким, как вы хотели в начале урока?
- Я хочу похвалить вас за работу на уроке. На столе у вас лежат смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и вложите его закладкой в ваш учебник, чтобы завтра у вас было такое же замечательное настроение. Ведь хорошее настроение - залог крепкого здоровья.
- МАМА