- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока Гайдар. Совесть 2 класс
Разработка урока Гайдар. Совесть 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Леонова О.Я. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка урока А.П.Гайдар «Совесть»
Автор : Леонова Оксана Ярославовна. Предмет: литературное чтение. Класс: 2 Технология: Критическое мышление. Учебник: О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс часть 2. Тип урока: работа с художественным текстом. Форма урока: анализ литературного произведения. Тема урока: А.П. Гайдар « Совесть». Оборудование: компьютер,Smart-доска, мультимедийный проектор, текст произведения, карточки, выставка книг А.П.Гайдара, портрет писателя. Электронный информационный объект: электронная презентация. Приемы: чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; кластер; верные-неверные утверждения; синквейн; использование «толстых» и «тонких» вопросов.
Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков. У учащихся класса сформированы следующие УУД: - определяют жанр произведения; - дают характеристику героев произведения; - определяют выбор художественных средств произведения; - определяют настроение произведения; - пересказывают, включая в пересказ элементы описания; - находят в конкретном тексте, понимают и объясняют значение изобразительно-выразительных средств языка, умеют использовать их в речи при описании событий, героев, природы. - умеют составлять рассказ: от имени одного из героев; с изменением лица рассказчика; с элементами описания и рассуждения; - выявляют характерные особенности речи героев произведения, делают вывод о характере героя; - отличают своё отношение к героям и событиям от авторского; - пользуются оценочной лексикой; - проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - умеют задавать вопросы, адекватные данной ситуации; - осуществляют поиск нужной информации в учебнике и других источниках. Цели урока:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
*воспитывать честность, чувство долга, отзывчивость, сердечность;
*показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека ;
*учить видеть позицию автора, прогнозировать события,
*отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки;
*развивать интерес к чтению.
Формируем УУД Познавательные УУД
- умение извлекать информацию из текста
- умение на основе анализа объектов делать выводы
- умение обобщать и классифицировать по признакам
- умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД
- умение слушать и понимать других
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные УУД
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- умение определять цель деятельности на уроке
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
Личностные УУД
- формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Формируем УУД:
Этапы урока
Время реализации
1. Организационный момент
30сек.
2. Психологический настрой
30 сек.
3. Подготовительный. Стадия вызова
10мин.
4. Восприятие нового. Стадия осмысления
20мин.
5. Физминутка под музыку
2 мин.
6. Присвоение информации. Стадия рефлексии
10мин.
7.Домашнее задание
1 мин.
8.Итог урока
1 мин.
План проведения урока
Ход урока
Технология проведения
Задания обучающимся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Действия учителя
УУД на этапах урока
1Оргмомент
Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирование ученика к учебной деятельности.
Учитель: Созывает всех звонок потрудится на урок,
Будем вместе мы трудится,
Чтобы многого добиться.
Мой любимый славный класс,
Все получится у нас!
Слайд 2
2.Психологический настрой
Цель:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
-Пов -Скажем «Здравствуйте!»- руками.(приветствие жестами)
-Скажем «Здравствуйте!»- глазами.
-Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостней
круг кругом.
друг
Под - Улыбнулись, повернулись к гостям, поздоровались и
под подарили свои улыбки.
Пов
Слова настроя на урок
Происходит формирование
Личностных УУД к обучению и целенаправленной познавательной деятельности настроя на урок.
2.По 3.Подготовительный этап этап к активной
Поз познавательной
деятельности.
Цель:
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.
-Как -Какой сейчас у нас урок?
-Чем -Чему мы учимся на уроках литер.чтения?
(Читать, отвечать на вопросы,знакомиться с новыми словами, размышлять о прочитанном.)
-Я со -Согласна. Давайте начнем с размышления. Согласны ли Вы с
утв с утверждением:
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за
свои поступки».
(отв ( ответы детей)
В к -В конце урока мы попытыемся согласиться или не
согл согласиться с этим утверждением.
А). Стадия вызов.
Прочитайте с произведением какого автора мы познакомимся?
А название произведения узнаем из сенквейна.
СИНКВЕЙН
1.-------------------------(совесть)
2.Человеческая, мучительная.
3.Грызёт, терзает, беспокоит.
4.Испытывает человек в душе.
5.Переживание.
- Перед вами - синквейн - 5 строк, но на первой строке не хватает одного слова. Прочтите следующие 4 строчки, подумайте, посовещайтесь в парах и назовите это слово. (Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»).
- Как вы можете объяснить это понятие? Что такое совесть? (Выслушать ответы детей)
- Спасибо. Вижу, что вам трудно сразу объяснить это слово. Давайте поближе познакомимся с ним. Я буду вас спрашивать, а вы ,если ответ «да» хлопаете , "нет"-не хлопаете.
Это слово связано:
Это слово можно:
- с растениями ( - )
- с животными ( - )
- с игрушками ( - )
- с человеком ( + )
- потрогать ( - )
- подержать в руках ( - )
- изготовить ( - )
- почувствовать ( + )
- Итак, мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?
-Ваши объяснения этого слова мы занесём в специальную схему- кластер (креплю под названием на доске)
КЛАСТЕР
А ч
то го
- Знаем, что она - бывает чистой
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Доска маркерная, креплю слова к доске.(Чему учимся, девиз к уроку)
Надпись на доске, портрет писателя.
Слайд 3,4
(без 1 строчки)
Прикрепить к доске под автором слово «Совесть»
Креплю под словом «совесть» на доске объяснения этого слова, данные детьми (3 слова)
П умение на основе анализа объектов делать выводы
К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме
4. Восприятие нового. Стадия осмысления.
Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста
5.Физминутка
Цель:Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения
Восприятие нового. Стадия осмысления.
6.Присвоение информации. Стадия рефлексии
Цель:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
7.Домашнее задание
8.Итог урока
А) С А. Стадия осмысления .
-О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям Аркадий Петрович Гайдар прожил достойную жизнь, написал много книг не только для взрослых, но и для детей. Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка»
Б) В Б.Выступление ученика (рассказ о А.Гайдаре)
Выс Выставка книг
В) П В.Прогнозирование.
Можно ли определить по названию, каким будет это произведение: шуточным, серьёзным или поучительны?
Кто главные герои, и где происходят события?
Г. Словарная разминка
- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем по слогам (хором 1 раз орфографически по слогам, 2-орфоэпически):
ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е
ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ
УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ
СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ
-Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят)
Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь
Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других.
Смекнуть - догадываться, понимать, рассчитывать...
Доверчивый - склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи.
Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься.
Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое.
Беспощадный- не дающий пощады; жестокий, безжалостный
Роща-небольшой лесок
музыку из м/ф «Про кота Леопольда» «Если добрый ты…»
Д.Работа с текстом
1) Первичное восприятие с элементами антиципации.
Выразительное чтение рассказа учителем (учебники у детей закрыты). Остановка в тексте после слов: "Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась ...".
-Как вы думаете, на кого?
-Слушайте дальше. (Вторая остановка в тексте после слов: "Нина нахмурилась").
-Как поведёт себя Нина дальше?
Чтение рассказа до конца.
2) Проверка восприятия.
Карточка №1 (желтого цвета)(Приложение1)
Выбери и отметь правильный ответ:
- это произведение сказка,
- это произведение рассказ,
- это произведение басня.
-Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)
В) Повторное чтение. (Губы - вслух).
С остановками. Вопросы по осмыслению текста. Найти в тексте подтверждение.
1остановка .(до слов «Украдкой пошла в рощу…»)
- Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки)
-Почему она шла в рощу украдкой?
2остановка .(до слов « …пришлось взять его за руку…)
-Какое настроение было у Нины? (хорошее)
-Кого она встретила? (Малыша)
-Какими глазами смотрел мальчик на Нину?
-Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе)
- Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком)
- Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки)
- Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина)
-Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?Чтение до конца после этого
Все группы. Найти основную мысль в тексте и подчеркнуть ее.
1,2,3гр. Характеристика героев. (карточка №2 белая) (Приложение2)
4,5 гр. Работа с пословицами. (карточка № 3 персиковая) (Приложение3)
Давайте вернёмся к нашему кластеру и дополним его:
Кластер
- Какие ещё слова мы можем написать после прочтения этого рассказа?
А теп Теперь посмотрим ,что говорят словари? (Приложение 4)
(Слушаем 3 учеников,которые читают статьи из словарей
из сл C.Ожегова, философского, В. Даля)
7.Ит
1. Тест-итог
- О ком этот рассказ? (о Нине Карнауховой)
- Как вы думаете, сможет ли Нина стать лучше после этого случая?(да)
- Совершит ли она ещё раз такой поступок? (нет) - О чем рассказ? (о совести)- Может ли совесть сделать человека лучше?(Да) (Совесть помогает стать человеку лучше).
-Так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный)
Проверте себя поставте отметку.
Ответы:А,А,Б,Б,А,В.
Об авторе:
- Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную или городскую библиотеку.
На н На доске весь урок были слова:
«Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
- Верно ли это?
- Я желаю, чтобы вы всегда жили по совести, чтобы вам никогда не было стыдно за ваши поступки.
2.Рефлексия.
С Сегодня я узнал…
Б Было интересно…
У Я выполнял задания…
Я Я понял ,что..
Я научился…
Я
* Пе Пересказать рассказ.
*Пр Продолжить рассказ.
*На Нарисуйте совесть.
Все
Все
Все -Всем нам надо помнить о том, что совесть - это
мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Спа Спасибо за урок.
Слайд 5,6
Представляю выставку книг
Слайд 7,8
Слайд 9
Включаю физминутку.
Гостям предлагаю спеть в караоке песню
Работа в паре по карточке.
Слайд10
Слайд 11
Работа в группах (раздаю карточки)
Прикрепить еще слова к слову «совесть» на доске.
Слайд 12
Раздать листочки для теста
Слайд13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16,17 П умение на основе анализа объектов делать выводы К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К умение оформлять свои мысли в устной форме
Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексиюК умение слушать и понимать других
Л формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
П: умение извлекать информацию из текста П: умение на основе анализа объектов делать выводы П: умение делать выводы в результате совместной работы К: умение слушать и понимать друг К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
Происходит формирование
Личностных УУД
К: умение оформлять свои мысли в устной форме
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р:умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
П:(общеучебные-смысловое чтение, умение структурировать знания)
П:умение извлекать информацию из текста К: умение слушать и понимать других К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
П: умение извлекать информацию из текста П: умение на основе анализа объектов делать выводы
П: умение делать выводы в результате совместной работы
П: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков ,синтез
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
К : (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),
Л :(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)
К: умение слушать и понимать других
К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
К: умение оформлять свои мысли в устной форме
Список использованной литературы
-
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. - 176 с.
-
Громова О. критическое мышление - как это по-русски?// Библиотека в школе -2001 -№12.
-
Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист - 2002 -№2.
-
Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 330с.
-
Философия для детей(в сказках и рассказах).Пособие по воспитанию в семье и школе.Минск, «Современное слово »,2003г.-с.73