- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 4 класс Местоимение (обобщение)
Урок русского языка 4 класс Местоимение (обобщение)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыженкова О.П. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Местоимение (обобщение)
Тип урока: урок обобщения, подведения итогов, оценки достижений по изученной теме.
Цель: Развивать умения склонять личные местоимения, определять лицо, число и падеж местоимений.
Задачи: Предметные : учить применять алгоритм правописания местоимений в заданной форме.
Личностные: содействовать формированию чувства коллективизма, взаимовыручки, установление связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом. Метапредметные:
- регулятивные :планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане), внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
- коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
План-конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
I.Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Я приглашаю вас на урок русского языка. Как вы думаете ,какими видами деятельности мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишите число.
Девиз урока: Душу и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
II.Этап подготовки к уроку .
Каллиграфическая минутка.
Цель: содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка.
Грамоте учиться всегда пригодится.
- Запишите пословицу в тетрадь , соблюдая все правила красивого и грамотного письма.
- Зачем нам нужно грамотно и красиво писать?
III.Актуализация знаний.
Цель: создать условия на уроке для актуализации мыслительных операций , достаточных для построения новых знаний
Давайте обратимся к зрительным меткам.(На метках напечатаны стихи).
1.Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок,
2.Если ОН и Я И ТЫ,
Если МЫ сорвем цветы,
3.То окажутся пусты
И деревья и кусты.
4.И не будет красоты,
И не будет доброты,
5.Если только Я и ТЫ,
Если МЫ сорвем цветы.
-Какова главная мысль этих стихов? (Надо беречь природу, чтобы сохранить красоту, чтобы на Земле было добро.)
-Прочитайте слова, которые выделены.
-Это слова?
-А если это слова, значит это какая-то часть речи?
-Какаяэто часть речи?(Личные местоимения)
- О чем пойдет речь на уроке? (О местоимениях)
- У нас это уже не первый урок , на котором мы говорим о местоимениях.
Это заключительный урок.
-НА заключительном уроке что делают? (Обобщают, подводят итоги, делают выводы, уточняют,устраняют пробелы по изученной теме.)
Формулируем тему урока
«Местоимение(обобщение)»
-Давайте сформулируем учебные задачи на данный урок:
1.Повторить все о личных местоимениях.
2.Упражяться в определении грамматических признаков местоимений.
3.Учиться ставить местоимения в нужную форму.
4.Определять лицо и число местоимений в косвенных падежах.
Приступаем к решению поставленных задач.
IV.Этап воспроизведения новых знаний.
1.Фронтальный опрос.
-Что такое местоимение?
-Почему эта часть речи так называется?
(В это время оин ученик у доски разбирает слово МЕСТОИМЕНИЕ по составу.)
- Почему называются личными?
-Как изменяются местоимения?
-Начальная форма- это …..
-Как пишутся предлоги с местоимениями?
-Назовите грамматические признаки местоимений. -Как определит лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах?
-Когда местоимегние начинается с буквы эн?
2.Работа в парах.(Повторяем правила работы в парах: уважительно относиться к мнению своего товарища, внимательно слушать собеседника.ПОМНИ,ЧТО ВЕЖЛИВОСТЬ-ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ)
1.Укажите местоимения 2-го лица.
а) я, мы
б) ты, вы
в) он, она, оно, они
2.Укажите строку, где все местоимения ед. числа.
а) я, ты, вы, она, он
б) ты, он, она, я, оно
в) мы, они, вы
3.Укажите местоимения 3-го лица
а) я, ты
б) мы, вы
в) он, она, оно, они
4. Личные местоимения:
а) называют предметы
б) указывают на предметы
в) указывают на признак предмета
5. Укажите грамматические признаки местоимения, которое употреблено в стихотворении
- Белая медведица!
-Во льдах живет она?
-Метель и гололедица
-Медведям не страшна?
а)2-е лицо,ед. ч.
б)3-е лицо, ед.ч.
в)3-е лицо, мн. ч.
ФИЗМИНУТКА «Кузнечики»
Продолжим решать поставленные задачи.
3.Работа в группах.(Повторяем правила работы в группах: внимательно слушать друг друга, не перебивать, быть вежливым, считаться с мнением других).
Каждая группа , выполнив задание, должна сделать вывод: что необходимо знать ученику, чтобы выполнить данное задание.
1группа
Заполните таблицу.Укажите морфологические признаки данных местоимений.
Местоимение
Лицо
Число
Падеж
У меня
За мной
Нет тебя
К нам
У нее
За ним
Обо мне
О вас
К ним
Вывод: чтобы определить лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо уметь ставить их в начальную форму(И.п.), а чтобы определить падеж, надо знать падежи и вопросы к ним.
2 группа
Составьте словосочетания. Поставьте местоимения в указанную форму.
УВИДЕЛ (ОН, Я, ОНИ) - Р.п.
ГУЛЯЛ С (ВЫ, ОНИ, ТЫ) - Т.п.
ДУМАЛ О ( ОНА, ТЫ, МЫ) - П.п.
УДИВИЛСЯ (МЫ, ВЫ, ОНИ) - Д.п.
Вывод: чтобы выполнить данное задание необходимо знать падежи , вопросы к ним, уметь изменять форму слова (склонять).
3группа
Исправь ошибки. Выясни, какого правила не знает этот ученик. Поставь местоимения в начальную форму.
Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка прыгнула от его в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и потряс нею. Он с удивлением посмотрел, куда девался него новый приятель?
Вывод: чтобы правильно выполнить данное задание, надо помнить: если личные местоимения 3 лица употребляются с предлогами, то местоимение начинается с буквы эн, предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
4группа
Выпишите местоимения. Укажите лицо, число, падеж этих местоимений.
Старик на скрипке играет,
И слушают дети его;
Даже Барбос навострился-
Стоит и глядит на него.
Всех эта скрипка пленяет;
В ней чудная сила лежит.
Хоть и без слов, а так ясно,
Так внятно душе говорит.
Вывод: чтобы определить лицо и число местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо уметь ставить их в начальную форму(И.п.), а чтобы определить падеж, надо знать падежи и вопросы к ним.
4.Самостоятельная работа.
1.Выпиши ту строку, в которой все местоимения стоят в дательном падеже.
2.Запиши все эти местоимения в именительном падеже.
а)Меня, тебя, его, ее, нас, вас, их.
б)Мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими.
в)Мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им.
(Пока дети работают самостоятельно, в это время 2 ученика работают у доски)
1ученик.
Измени местоимения по вопросам.
Кто? Я МЫ
У кого? … …
К кому? … …
Кто? … …
С кем? .. . ….
О ком? …. …..
2 ученик.
Поставь местоимения в указанную форму.
Я (Д.п.)
ТЫ (Т.п.)
У (он) (Р.п.)
Над (она) (Т.п.)
За (ты) (Т.п.)
Ты (Р.п.)
ФИЗМИНУТКА «Лебеди летят»
5.Работа с учебником. Работа в парах.
Упр. 133 Из частей составить пословицы, объяснить их смысл. Определить падеж местоимений.
6. Мозговой штурм.
Вставить пропущенные местоимения.
1)Ветер,ветер!___ могуч!
____ гоняешь стаи туч.
(А.С.Пушкин)
2)Взял _____ вилы и топор и отправился в дозор.
(П.П.Ершов)
3)Злой тоской удручена к муравью ползет ____.
(И.А.Крылов)
(
4)»Ах, ___, мерзкое стекло!
Это врешь ___ ____ назло.»
(А.С.Пушкин)
5)Не оставь ____, кукм милый,
Дай ____ _____ собраться с силой.
(И.А.Крылов)
V. Этап подведения итогов .
-Какую тему обобщали?
-Какие задачи ставили?
-Как вы считаете, мы спавились с поставленными задачами?
В русском языке всего 69 местоимений. По частоте употребления в речи местоимения занимают почетное 3 место после глаголов и имен существительных.
VI Рефлексия. (Моделируем поляну настроений)
У каждого ученика на столе цветочки разного цвета. Ученик берет только один цветочек того цвета, который соответствует его настроению и отправляется к условной поляне.
VII.Домашнее задание.
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания(ПО ВЫБОРУ)
Выбирают таблички
( думать , писать, размышлять, читать)
Произносят слова:»Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я ,друзья, от вас не скрою :ручку я вот так держу.
Сяду прямо , не согнусь , за работу я
возьмусь»
Объясняют высказывание
Отвечают на вопросы.
Читают стихи на зрительных метках.
Формулируют учебные задачи урока.
Работают с листами самооценки.
Работают в парах.
Самопроверка.
1б,2б,3в,4б,5б
Читают стихи и выполняют физ. упражнения
Обсуждают пути решения поставленных задач.
Обсуждают пути решения поставленных задач.
Обсуждают пути решения поставленных задач.
Обсуждают пути решения поставленных задач.
Самопроверка.
Мне я
Тебе ты
Ему он
Ей она
Нам мы
Вам вы
Им они
Работают в листах самооценки.
Работают в парах.
Объясняют смысл пословиц друг другу.
Записывают пословицы в тетрадь.
Работа в парах
Делают вывод
Формулируют правило работы в группах
Моделируют поляну настроений.
Записывают задание на дом.
Регулятивные (волевая саморегуляция)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные: структурирование знаний.
Познавательные: анализ
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные (структурирование знаний, анализ)
Регулятивные: (определение темы и задач урока)
Коммуникативные: (работа в сотрудничестве),обмениваются мнениями. Умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания.
Коммуникативные (работа в сотрудничестве):высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.обмениваются мнениями.умеют слушать собеседника.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные (работа с информацией)
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные:высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.обмениваются мнениями.умеют слушать собеседника.
Осознают ответственность за общее дело.
Личностные:осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: (работа в сотрудничестве),обмениваются мнениями. Умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания.
Осознают ответственность за общее дело.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные :(работа в сотрудничестве), осознают ответственность за общее дело.
Коммуникативные: (работа в сотрудничестве),обмениваются мнениями. Умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера речевые высказывания.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные (работа в сотрудничестве)
Личностные:осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: осуществляют логические действия. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Личностные: оценивают запас знаний,прочность знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные:осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: (работа в сотрудничестве)
Регулятивные: (волевая саморегуляция)
Умение самостоятельно принимать решение (задание по выбору), осуществляют поиск решения поставленных задач.