Рабочая программа Народный танец

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка.

1.1. Обоснование необходимости разработки. Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие народного танца тесно связано с историей народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ человека, воспитывают хороший вкус. Для того чтобы дать понятие об основах народного танца, показать многообразие его видов и различную манеру исполнения, богатство лексики, познакомить с исполнительскими традициями танца разработана программа «Народный танец». Программа «Народный танец» относится к художественно-эстетическому направлению. Она направлена на творческое развитие детей, младшего школьного возраста через приобщения их к истокам культуры и необходимости возрождения духовности танца. Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности танцевальной культуры, а с другой - установка на развитие творческой индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность программы.

Новизна программы: - Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей воспитанников. - Программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте. - В программе предусматривается более глубокое изучение танцевального жанра, овладение практическими умениями и навыками в танцевально-пластическом движении и импровизации. - Программа включает в себя ритмику и народный танец, и составлена с учетом индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:

  • Данная программа даёт возможность обучающимся самоопределиться через реализацию творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между обучающимися и педагогом;
  • Комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
  • Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность, ответственность за результат своей деятельности.
  • Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Обучающиеся знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов мира.



1.2. Цель и задачи программы.

Цель: развитие личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.

Задачи программы. В обучении: - обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении программного материала; - изучить терминологию в народном танце; - изучить историю танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров; - учить ритмическим упражнениям под музыку, дающим представление о танце. В воспитании: - воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении тех или иных упражнений; - воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся; - воспитание любви и уважения к народным традициям. В развитии: - развитие чувств ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательной и логической памяти; - развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце; - развитие коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся путём приобщения их к культурному наследию своей страны, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - развитие потребности в самораскрытии и самореализации; - развитие и формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, подготовка воспитанников.



1.3. Особенности программы. Возраст обучающихся и их возрастные особенности: Программа предназначена для детей 6 - 10 лет. Младшие школьники: Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7-9 лет является сенситивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.

Срок реализации программы - 2 года.
Группа 1-ого года обучения формируется из 10-15 человек в возрасте 6-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу продолжительностью 45 минут Количество учебных часов - 76 часов в год. Группа 2-го года обучения состоит из 10-15 человек в возрасте 8-10 лет. Занятия 2 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 45 минут. Количество учебных часов - 76 в год.

Этапы реализации программы. В каждой группе первого, второго годов обучения свой план занятий, который определяет те знания, умения и навыки которые должны усвоить обучающиеся. На первом году обучения особое внимание уделяется развитию чувства ритма, музыкально-ритмическим упражнениям, упражнениям на ориентировку в пространстве. Дети изучают понятия и термины классического танца, классический экзерсис у станка, танцевальные этюды. На втором году обучения обучающиеся закрепляют знания полученные, на первом году обучения и получают новые. Обучающиеся изучают элементы народного танца у станка по степени их усложнения, изучают понятия и термины, применяемые в народном танце. На этом этапе вводится подготовка концертных номеров. В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих способностей, задатков ребенка.

Формы занятий. Основными формами работы в объединении является учебно-практическая деятельность. В основе обучения лежит чередование занятий: индивидуальных, коллективных, групповых. Используются следующие формы работы на занятиях: - Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); - Индивидуализированная (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника); - Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»; - Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами; - Коллективная - концертная деятельность (выступление коллектива с танцевальными номерами).

1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки. К концу первого года обучения обучающиеся должны: - знать термины классического танца, позиции рук и ног; - уметь выполнять движения классического танца; - уметь танцевать 2-3 танцевальных этюда; - выполнять гимнастические упражнения под музыку различного характера, темпа;
К концу второго года обучения обучающиеся должны:

  • знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
  • знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;
  • освоить простейшие элементы народного танца у станка и танцевальные элементы на середине зала;
  • справляться с несложными танцевальными комбинациями;
  • приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).
  • уметь танцевать 2 народных танца различного характера.
  • правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
  • чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;
  • знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, "ключ" простой и дробный, дроби; уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.
На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по условиям программы проводится проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Для этого в детском объединении используется мониторинговая система отслеживания результатов обучения. Для первоначальной диагностики используются следующие формы:

- наблюдение;

- практическая работа.

Для промежуточной аттестации:

- индивидуальные задания;

Для итоговой аттестации:

-открытое занятие;

- выступление с танцевальными номерами;

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Ритмика

27

1.1.Музыкально-ритмические упражнения.

10

-

10

1.2. Фигурная маршировка.

5

-

5

1.3. Движения на ориентировку в пространстве.

6

1

5

1.4. Танцевальные композиции

4

1

3

1.5. Музыкально-танцевальные игры.

2

-

2

2.

Музыкальная азбука

4

3.1. Значение музыки в танце.

2

2

-

3.2. Музыкальный размер.

2

1

1

3.

Классический танец.

33



4.1. Понятие классический танец.

2

2

-

4.2. Постановка корпуса.

5

-

5

4.3. Позиции ног и рук.

4

1

3

4.4.Поклон.

2

-

2

4.5.plie

3

-

3

4. 6 battement tendu

4

-

4

4. 7 releve

3

-

3

4. 8 pas chasse

4

-

4

4. 9 прыжки (соте, эшапе, глиссад)

6

-

6

4.

Детские массовые танцы.

11



5.1. Танец «Кадриль».

6

1

5

5.2.Танец «Матрешки».

5


5

Итоговое занятие.

1


Итого:

76

9

67

2.Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Раздел

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Ритмика

10

1.1. Движения на ориентировку в пространстве.

6

-

6

1.2. Упражнения для коррекции осанки.

4

-

4

2.

Классический танец.

23

2.1. Повторение пройденного материала за 1-ый год обучения.

7

2

5

2.2. Классический экзерсис у станка

16

2

14

3.

Основы народного танца.

40


3.1.Значение народного танца в развитии танцевальной культуры.

1

1

-

3.2.Упражнение «гармошка».

5

1

4

3.3. Каблучные упражнения.

6

1

5

3.4. Характерные особенности русского танца.

1

1

-

3.5. Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк).

5

-

5

3.6.Подготовка к «веревочке»

5

-

5

3.7. «Веревочка» в сочетании с пристукиванием.

7

-

7

3.8.Дробные выстукивания.

5

-

5

3.9.Дробные ходы.

8

-

8

4.

Концертная деятельность.

2



4.1.Русский народный перепляс.

1

-

1

4.2.Русский хоровод.

1

-

1

Итоговое занятие.

1

Итого:

76 часов

8

68

3. Содержание программы 1-го года обучения.

1.Ритмика Теория. Введение в образовательную программу. Знакомство с обучающимися детского объединения.. Проведение инструктажа по охране труда. Правила поведения во время занятий и на перерыве. Понятие музыкально-ритмических упражнений. Понятия и виды фигурной маршировки. Понятия ориентировки в пространстве. Понятие танцевальной композиции, последовательность составления композиций. Понятие музыкально-танцевальных игр, что они развивают. Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение фигурной маршировки. Выполнение движений на координацию. Составление танцевальных композиций. Музыкально-танцевальные игры.

2.Музыкальная азбука Теория. Значение музыки в танце. Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа танца. Понятие музыкального размера. Музыкальный размер. Практика. Прослушивание музыкальных произведений, определение характера этой музыки. Определение музыкального размера.

3.Классический танец Теория. Понятие «классический танец», терминология классического танца. Понятие «осанка». Какие бывают позиции ног. Какие бывают позиции рук. Искусство танцевального поклона: поклон как приветствие, «здравствуйте», «до свидание». Понятие основных упражнений классического экзерсиса: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад. Практика. Постановка корпуса. Разучивание позиций ног и позиций рук. Разучивание поклона. Изучение основных упражнений классического танца: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад.

4.Детские массовые танцы Теория. Подбор музыкального сопровождения к танцу. Определение характера танца. Подбор музыки к танцу. Определение характера танца. Сюжет танца. Практика. Развод танца. Отработка танца под счет и под музыку. Отработка перемещения в танце. Эмоциональное исполнение танцевального номера.

Итоговое занятие Теория Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение лучших воспитанников. Практика. Выступление с концертными номерами.

3. Содержание программы 2-го года обучения.

Вводное занятие

Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий, правила техники безопасности и поведения во время занятий. Практика. Танцы - импровизация на тему «Летние каникулы».

1.Ритмика Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение движений на ориентировку в пространстве Выполнение комплекса упражнений для коррекции осанки. 2.Классический танец Теория. Повторение терминологии классического танца. Понятие танцевальных положений. (croise, efface, epaulement). . Понятие - plie. Понятие Battement tendu. Понятие pas glisse. Понятие pas chasse. Понятие releve. Понятие прыжков. Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка.

3.Основы народного танца Теория. Знакомство с характерными особенностями народных танцев. Беседы об истории, быте и национальной культуре народа. Характерные черты исполнения русской народной пляски. Практика. Изучение и отработка народных движений: «гармощка», каблучные упражнения, «Флик-фляк», «веревочка», дробные выстукивания, дробные ходы.

4.Концертная деятельность Теория. Характер и особенности народной пляски. Подбор музыкального сопровождения танца. Характер и особенности исполнения хоровода. Подбор музыкального сопровождения. Практика. Разучивание и отработка танца. Развод рисунка танца. Отработка под счет и под музыку. Отработка выхода в танце и его концовки.

Итоговое занятие Теория. Подведение итогов работы детского объединения за учебный год. Поощрение и награждение обучающихся. Практика. Выступление с концертными номерами.

Программа детского объединения включает в себя следующие разделы:

- Ритмика;

- Партерная гимнастика;

- Музыкальная азбука;

-Классический танец;

-Детские массовые танцы;

- Основы бального танца;

- Танцы народов мира;

- Народный танец;

- Русский танец;

- Игровые импровизации.

Содержание.


1.Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3.Содержание программы.


© 2010-2022