• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по окружающему миру на тему Полезные ископаемые, распространённые в России, их использование человеком. (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему Полезные ископаемые, распространённые в России, их использование человеком. (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Полезные ископаемые, распространённые в России, их использование человеком. (4 класс)Урок - проект по окружающему миру в 4-м классе:

"Полезные ископаемые, распространённые в России, их использование человеком. Работа с физической картой России. Практическая работа № 6 «Полезные ископаемые России». Цели:

  • формировать представление детей о подземных богатствах, познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способах добычи.
  • развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, умение сравнивать , делать выводы, мыслить логически;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование:
  • мультимедийный проектор;
  • образцы полезных ископаемых (гранит, глина, песок, торф, каменный уголь) и их условные знаки (на каждого ученика);
  • таблицы для групповой работы;
  • презентация «Полезные ископаемые»;
  • физическая карта России;
  • коллекции минералов.

Ход урока 1. Организационный момент. (1 мин)

Начинаем урок окружающего мира. Садитесь. 2. Актуализация знаний. (3-5 мин) (Слайд 1)

- Сегодня у нас необычный урок - урок - исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся поиском и изучением природных богатств.

- Для того чтобы узнать как называется эта профессия, разгадайте ребус:

(Слайд 2)

, ,

ГЕ + КОЛОС + Г

- Правильно! (Геолог)(Слайд 3)

- Обратимся к словарю. (Геологи - это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

- И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами.

- Прежде, чем отправиться в поисках подземных кладовых, геологам надо провести предварительную подготовку. Посмотрите на карту России. На ней разными условными знаками обозначены полезные ископаемые. Наша страна занимает 1 место по запасам полезных ископаемых! А геологи должны знать, какими условными знаками обозначаются полезные ископаемые. Итак, подготовьте карточки с условными обозначениями. О каком полезном ископаемом так говорят?

1.Одну её не едят,

А без нее мало что едят. (Поваренная соль)

2. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ) 3. Камни, почву раздробил Специальный бур - Из земли фонтан забил, Маслянист и бур. Та, что есть в фонтане этом, Всем нужна зимой и летом. В ней потом найдут бензин, И мазут, и керосин. (Нефть)

4. Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная Руда)

5.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

6. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

7. Ни огня, ни света,

А огнем блестит. (Золото)

8. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

И в стекле расплавлен даже. (Песок)

9. Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение. (Торф).


3.Практическая работа учащихся.(8 мин+10 мин) -Мы с вами сегодня познакомимся с некоторыми из них и узнаем их свойства, как их добывают и применяют. - Исследовательскую работу вы будете проводить в группе с помощью предложенного плана. Результаты внести в таблицу. Капитаны, получите полезное ископаемое для исследования!

1.Название полезного ископаемого
2.Твёрдое или жидкое
3.Цвет
4.Плотное или рыхлое (пластичное или сыпучее)
5.Горючее или не горючее
6.Применение (в строительстве, топливо, удобрение)
7.Как добывают
-Итак, команды готовы.

-Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Капитаны команд расскажут нам о том полезном ископаемом, которое было предложено для исследования.

(Учитель сопровождает выступление детей показом слайдов)

- Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

ФИЗМИНУТКА. (2 мин)

Мы геологами станем
Да? - да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? - да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? - да! ( хлопок над головой).

- Отдохнули?

- Продолжим работу.

- Как одним словом назвать песок, торф, каменный уголь, гранит и глину? (полезные ископаемые).

А что значит «Полезные ископаемые»? (ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве)

- Ну, что ж геологи, хорошо поработали!

- А какие другие полезные ископаемые вы знаете? (ответы детей)

Учитель показывает коллекции.

4. Самостоятельная работа. (5 мин)

- А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

-Откройте компьютеры.

-Повторим правила работы на компьютерах.

-Выполните задания, которые вам предложит Космик.

(Ученики работают на детских ноутбуках)

-Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. (1 ошибку, 2 ошибки) 5. Итог урока. -Где находятся полезные ископаемые? -Для чего их добывают люди? -Где используют полезные ископаемые? -Какая страна занимает 1 место по запасам полезных ископаемых? -Как надо использовать полезные ископаемые? - На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

6. Рефлексия.

Оцените, как вы поработали сегодня на уроке.

Закончите фразу :

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

7.Дом.задание

Подготовить сообщение о полезных ископаемых нашего края.

8. Оценки за урок.

© 2010-2022