- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа: Юный эколог 1-4 классы
Рабочая программа: Юный эколог 1-4 классы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андросова О.Д. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа по клубу «Юный эколог» для обучающихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Моя первая экология» Ефросинина Л.А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой Н.Ф. - М: Издательство «Вентана-Граф», 2014. - 192 с.
Общая характеристика
«Моя первая экология» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов. Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении. Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Цель: Изучение данного курса создает условие для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Изменения, внесённые в авторскую и учебную рабочую программу и их обоснование Изучение данной программы целесообразно начинать в начальной школе с 1 класса, так как программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, итого 33 часа в год в 1 классе и 34 часа в год во 2-4 классах. В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 33 часа во 2-4 классах, но в соответствии с учебным планом ориентированным на 33 учебные недели в 1 классе и 34 учебные недели во 2 - 4 классах, количество часов в рабочей программе увеличено на 1 час во 2-4 классах.
Место курса в учебном плане
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. 1 - «Экология в красках и формах» - 33 часов (1 ч. в неделю); 2 - 4 классы - «Дом, в котором я живу» - 34 часа (1 ч. в неделю).
Факультатив
Количество часов
Итого
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Юный эколог
33
34
34
34
135
Ценностными ориентирами содержания факультатива в начальной школе являются: - развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; -формирование представлений о природе как универсальной ценности; - изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; - развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; - развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); - формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; - вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Особенности содержания обучения
Объектом изучения факультатива является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социо-природном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.). Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Примерное планирование детализирует содержание факультатива «Моя первая экология». Его основная функция - дать учителю начальных классов пример распределения содержания факультатива по темам с учётом времени, отводимого на программы внеурочной деятельности. Знакомство с примерным планированием позволит учителю определить перспективы работы с младшими школьниками вне класса (на пришкольном участке, в ближайшем парке, в природных условиях и т.п.), выбрать наиболее интересные и актуальные объекты и явления для изучения, чётко спланировать содержание и последовательность занятий.
Содержание программы
1-2 классы.
«Экология в красках и формах» Первые шаги по тропинке открытий Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение - основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси. Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы. Универсальные учебные действия: - работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений; - использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений; - вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество); - применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни; - выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры); - составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя). Природа в наших ощущениях Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие - один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета - основного цвета леса, коричневого - цвета коры и почвы или голубого - цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов - биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов - для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему). Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки. Универсальные учебные действия: - изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; - проводить наблюдения за природными объектами; - работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений; - изготавливать простейшие модели приборов; - составлять описания объекта изучения; - выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т. п.; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта. Геометрия живой природы Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных - способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы. Универсальные учебные действия: - выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; - соотносить форму и свойства различных природных объектов; - выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; - применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов; - устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды. Природа и её обитатели Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) - одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом». Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч. Универсальные учебные действия: - планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; - составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; - находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных. Лесные ремёсла Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи- си павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе - окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес - кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садовопаркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников. Универсальные учебные действия: - приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; - различать предметы наиболее известных народных промыслов; - приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве. Примерные объекты экскурсий 1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности. 2. Памятники садово-паркового искусства. 3. Памятники природы. 4. Мастерские народного промысла, студии художников. 5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике. 6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе. 7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п. 8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п. 9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений. 10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
1 кл.
2 кл.
1
Первые шаги
по тропинке
открытий.
5
5 - работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; - записывать и зарисовывать наблюдаемые объекты и явления; - вырабатывать личностные качества, необходимые для работы на природе (внимание, терпение, точность, сотрудничество); - применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни; - выполнять измерения различных величин; - составлять план простейшего исследования.
2
Природа в
наших
ощущениях.
5
5 - изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде; - проводить наблюдения за природными объектами; - работать с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения в природе наблюдений и измерений; - изготавливать простейшие модели приборов; - составлять описания объекта изучения; - выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
3
Геометрия живой природы.
5
5 - выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов; - соотносить форму и свойства различных природных объектов; - выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений; - применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов; - устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.
4
Природа и её обитатели.
8
9 - планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; - составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; - находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
5
Лесные ремёсла.
11
11 - приводить примеры использования различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла; - различать предметы наиболее известных народных промыслов;- приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.
3-4 классы.
«Дом, в котором я живу»
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета - дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля. Экология человека - наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии - одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом» - дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе - принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище - одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей - окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных. Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами. Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, - насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.). Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб». Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды». О городах и горожанах: человек в городе Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов - одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные города - разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология - наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего. Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города. Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином. Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы Система - одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент - составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум - модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото - переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня - экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося). Практические работы: - «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости; - изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений; - изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося); - составление композиции из комнатных растений. Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня». В сетях жизни: многообразие экологических связей Биологическая экология - наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей - популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые связи в экосистеме. Растения - производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра - один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни. Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе. Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае. Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр». Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными - «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде. Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии. Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Универсальные учебные действия
3 кл.
4 кл.
1
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда.
6
6
- формирование элементарных представлений об экологии жилища;
- формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении;
- приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;
- знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
- знать что такое браконьерство;
- составлять план простейшего исследования.
2
О городах и горожанах: человек в городе.
4
5
- рассказывать о возникновении первых поселений;
- называть какие происходят изменения естественной (природной)среды в городе;
- знать экологические проблемы города;
- указывать, как город влияет на образ жизни человека;
- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
3
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы.
7
7
- формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;
- моделировать экосистемы;
- знать, как человек влияет на природные экосистемы;
- называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
4
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
6
6
- знать простейшую классификацию экологических связей;
- иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;
- иметь представления о способах общения животных;
- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
5
Общий дом -
общие проблемы: почему возникают и как решаются экологичес-кие проблемы.
12
11 - иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем; - иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; - знать охраняемые государством природные территории своего родного края; - знать и применять правила разумного отношения к к окружающей среде; - составлять план исследования; - оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий
5
1-3 Готовимся наблюдать и изучать. Какие качества необходимы юному исследователю
3
4
Экскурсия на природу. Тренируем наблюдательность.
1
5
Экскурсия на природу.
1
Тема 3. Геометрия живой природы
5
6
Живая спираль.
1
7-8
Такие разные листья.
2
9-10
Организм и среда обитания. Экскурсия на природу.
2
Тема 2. Природа в наших ощущениях
5
11-12
Как мы воспринимаем окружающий мир.
2
13
Какого цвета лес? Рисуем впечатления.
1
14
Игра «Давайте знакомиться»
1
15
Экскурсия на природу.
1
Тема 4. Природа и её обитатели
8
16
Учимся наблюдать.
1
17-18
Наблюдаем за животными и растениями.
2
19-20
Изучаем поведение животных и растений.
2
21
Волшебная полочка.
1
22-23
Изготовление и развешивание кормушек.
2
Тема 5. Лесные ремёсла
10
24 Лес в работе народных умельцев.
1
25 Лесные мотивы.
1
26 Игрушки из леса.
1
27 Животные и растения в народном творчестве.
1
28 Животные и растения в народном творчестве.
1
29 Лесная палитра.
1
30 Рисуем природными красками.
1
31 Лес - кормилец и врачеватель.
1
32 Лекарственные растения леса.
1
33 Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Итого
33
2 класс
№
п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Тема 1. Первые шаги по тропинке открытий
5
Готовимся наблюдать и изучать
1
Какие качества необходимы юному исследователю
1
Учимся наблюдать
1
Тренируем наблюдательность.
1
Десять заповедей друзей леса
1
Тема 2. Геометрия живой природы
5
Что такое симметрия?
1
Лучевая симметрия.
1
Различаем деревья по кроне.
1
О кронах, густых и ажурных.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 3. Природа в наших ощущениях
5
Тренируем органы чувств.
1
Что такое гармония?
1
Учимся пользоваться приборами.
1
«Микроскоп» из пластикового стаканчика.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 4. Природа и её обитатели
9
Учимся планировать наблюдение.
1
Изучаем условия обитания животных.
1
Изучаем условия обитания растений.
1
Всё связано со всем.
1
Всё связано со всем.
1
Изучаем поведение животных и растений.
1
Чья «столовая»?
1
Что и кто влияет на живой организм?
1
Что и кто влияет на живой организм?
1
Тема 5. Лесные ремёсла
10
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом.
1
Лесные мотивы.
1
Антропоморфизм в народном творчестве.
1
Лесная палитра.
1
Лес - кормилец и врачеватель.
1
Лес - кормилец и врачеватель.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Итого
34
3 класс
№
п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Тема 1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
6
Поговорим о доме.
1
«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца -лубяная...»
1
Мой дом - моя крепость.
1
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
1
«О кувшинах, выросших на грядке, и не только...»
1
«Чудо в перьях»
1
Тема 2. О городах и горожанах: человек в городе
4
Дом тянется к дому - получается город.
1
Как «растёт» город.
1
Как «живёт» город.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы
7
Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой.
1
От кочки до оболочки.
1
Кто живёт рядом с нами?
1
Кто живёт рядом с нами?
1
«И кормилица, и вдохновительница»
1
«И кормилица, и вдохновительница»
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей
6
Соседи по планете.
1
Вместе безопаснее.
1
«И вместе не тесно, и врозь - скучно»
1
Школа под открытым небом.
1
Школа под открытым небом.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 5. Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
12
Наши общие проблемы.
1
Наши общие проблемы.
1
Что происходит с отходами, которые производят люди?
1
Проект «Будь достойным жителем Земли».
1
Проект «Будь достойным жителем Земли».
1
Проект «Будь достойным жителем Земли».
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Итого
34
4 класс
№
п/п
Содержание программного материала
Количество часов
Тема 1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
6
«Что нам стоит дом построить...»
1
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
1
Дом - это не только стены.
1
«Своя рубашка ближе к телу»
1
«Своя рубашка ближе к телу»
1
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
1
Тема 2. О городах и горожанах: человек в городе
5
«Сначала человек строит город, а потом...»
1
Будущее города - город будущего.
1
Будущее города - город будущего.
1
Экскурсия на природу.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы
7
Под пологом леса.
1
«Всяк кулик своё болото хвалит»
1
Для кого пуста пустыня?
1
О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных.
1
Там, где ступала нога человека.
1
Там, где ступала нога человека.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей
6
О нитях, сплетающихся в сети.
1
О нитях, сплетающихся в сети.
1
«Информатика» для волка.
1
Школа под открытым небом.
1
Школа под открытым небом.
1
Экскурсия на природу.
1
Тема 5. Общий дом - общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.
10
Глобальная экология.
1
Утилизация и переработка отходов.
1
Проект «Наш общий дом - планета Земля»
1
Проект «Наш общий дом - планета Земля»
1
Проект «Наш общий дом - планета Земля»
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Экскурсия. Заповедные места родного края.
1
Итого
34
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
- трудовая сфера - владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- эстетическая сфера - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- сфера физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Ресурсное обеспечение Специфическое сопровождение (оборудование):
- Глобус, компас, микроскоп.
- Модели форм поверхности Земли.
- Модели систем органов организма человека.
- Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
- Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
Электронно-программное обеспечение: Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - М.: LINKA PRESS, 1996. 2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. - М. : Сов. энциклопедия, 1985. 3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988. 4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1991. 5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. - М. : Просвещение, 1982. 6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5-7 классов // Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7. 7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). - М. : Центр «Экология и образование», 1993. 8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М. : Просвещение, 1986. 9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. - М. : ТЕРРА, 1997. 10. sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России. 11. wwf.ru - Всемирный фонд дикой природы (WWF). 12. edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся. 13. forest.ru - интернет-портал Forest.ru - всё о российских лесах. 14. kunzm.ru - кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. 15. ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России. 16. etno.environment.ru - этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
22