Рабочая программа по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса автора А. И. Шемшуриной. В соответствии с учебным планом учебного заведения на 2014/2015 учебный год на предмет «Основы религиозных культур и светской этики . Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часов в год (1 час в неделю). Преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: -развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; -воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести Преподавание курса ОРКСЭ способствует накоплению у учащихся культурологических знаний, формированию их общекультурной эрудиции. Особо значимой в современных социокультурных условиях является развивающая внепредметная, внешкольная составляющая данного курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем. Методологическая основа курса «Основы светской этики»

- Культурологический подход.

Предмет вводится в рамках культурологического подхода - ключевое слово в названии предмета «культура», а не религия и не вероучение. Носит развивающий просветительский и мировоззренческий характер

  • Аксиологический подход

Аксиологически направленное развитие и воспитание школьников должно рассматриваться как интегрирующий фактор всей системы образования, направленной на формирование ценностно-смысловой сферы учащихся. Специфика аксиологически направленного развития и воспитания младших школьников состоит в обеспечении интенсивного развития ценностно-смысловой сферы младшего школьника на основе расширения личного опыта ребенка по реализации ценностных установок в деятельности и общении; формирования у него представлений о гуманистических общечеловеческих ценностях, создании нравственного уклада школьной жизни.

- Системно - деятельностный подход.

Предмет вводится в рамках культурологического подхода - ключевое слово в названии предмета «культура», а не религия и не вероучение. Носит развивающий просветительский и мировоззренческий характер

- Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе обучения

Технология этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной, позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогогового взаимодействия: знания - чувства - поведение и включает следующие компоненты:

1.Завязка. Выход на проблему.

2. Активное совместное размышление

над проблемой.

3. Кульминационный момент.

4. Нравственный выбор.

5. Развязка. Открытый финал.

6. Рефлексия.

Данная технология позволяет выстраивать взаимоотношения с детьми на основе осмысления нравственно-этических категорий. В процессе диалога учащиеся осуществляют нравственный выбор, открыто защищая и отстаивая собственную позицию, внутренне осмысливая происходящее на этическом занятии, совершая нравственный выбор

Задачи учебного курса ОРКСЭ:


Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :

В области формирования личностной культуры:

, уважения, к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; « развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим, людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения, к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.;

* формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯЬТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения курса:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

  1. формирование духовных и эстетических потребностей;

  2. воспитание доброжелательности и отзывчивости;

  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

  4. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты:

.1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы: культурных традиций многонационального народа России;

  1. знакомство с основами светской и религиозной морали;

  2. формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  3. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.

Регулятивные У УД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языковыми средствами:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им.

  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Основные формами организации образовательного процесса по ОРКСЭ:

- традиционный урок;

  • урок - исследование;

  • практические занятия;

- фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности. Место учебного предмета в учебном плане.

Основные виды учебной деятельности Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты, с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы:, графики, схемы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Введение.(1ч) Этика -наука о нравственной жизни человека. Этика общения ( 4ч) Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил - добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет ( 4 ч) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Этика отношений в коллективе( 4 ч) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс - мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. ( 4 ч) Жизнь священна. Челок рождён для добра. Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться ( 4 ч) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок - пожнёшь характер ( 4 ч) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины ( 4ч) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот т гражданин. Человек - чело чека. Слово, Обращенное к себе.

Обобщение( 4 ч). Через проектную деятельность, творческие задания, в игровой форме повторяется, обобщается и систематизируется изученный учебный материал.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

Знать / уметь:

-общепризнанные ценности , идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

-понятия : культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть, чуткость и деликатность, этикет, душа, духовность, , сочувствие и милосердие, честь и достоинство.

-«Золотое правило нравственности»;

-ценные качества человеческой души;

-ценности рода и семьи;

  • правила поведения в школе;

  • права и обязанности школьника;

  • правила дружбы;

  • понятие: этикет;

  • сокровища нравственности;

  • нематериальные ценности;

  • кодексы мужского поведения в разные времена;

  • понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа;

  • роли в семье;

  • кодексы женского поведения в разные времена;

  • положение женщины в семье;

  • понятия: леди, джентльмен;

  • кодексы чести разных профессий;

  • понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

  • понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник, уметь:

- определять и объяснять своё отношение 'к общественным нормам и ценностям, (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
  • излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

  • устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

  • строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

- строить отношения между людьми в школе;

  • жить по законам чести;

  • держать слово;


  • иметь силу воли;

  • применять в жизни кодексы мужского и женского поведения;

  • строить отношения в семье;

  • быть леди и джентльменом;

  • договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

  • жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

  • любить страну, Родину и Отечество.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). С учетом этого в классах этой параллели разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».

Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом, образовательных возможностей учащихся.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Корректи-

ровка

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты


Этика- наука о нравственной жизни ( 1 ч)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Этика- наука о нравственной жизни

-Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;


Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Познавательные: добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник , свой жизненный опыт и информацию . полученную на уроке.

Коммуникативные: учиться планировать работу в группе.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

-формирование духовных и эстетических потребностей;


Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали. Сопоставлять и оценивать их. Участвовать в дискуссии.




Этика общения (4 ч)

2

Добрым жить на белом свете веселей

Знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, доброжелатель

ность, смелость.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- воспитание доброжелательности и отзывчивости;

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами



3

Правили общения для всех

Знание , понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, чуткость, деликатность, тактичность

Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: добывать новые знания, выполнять творческие задания в группе.

Коммуникативные: учиться планировать работу в группе.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Организовывать работу в паре и группе.



4

От добрых правил- добрые слова и поступки

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: добывать новые знания, выполнять творческие задания в группе, трактовать изречения мыслителей

Коммуникативные: учиться планировать работу в группе

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.



5

Каждый интересен

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: добывать новые знания, выполнять творческие задания в группе, трактовать изречения мыслителей

Коммуникативные: учиться планировать работу в группе

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали. Сопоставлять и оценивать их. Участвовать в дискуссии.



Этикет ( 4 ч)

6

Премудрости этикета

Формирование первоначальных представлений о этикете

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: : добывать новые знания, выполнять творческие задания в группе, трактовать изречения мыслителей

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе. -Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.



7

Красота этикета

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.



8

Простые школьные и домашние правила этикета

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, выполнять творческие задания в группах.

Коммуникативные:: учиться согласованно работать в группе.

Воспитание доброжелательности и отзывчивости.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций.



9

Чистый ручеёк нашей речи

Знание , понимание и принятие обучающимися ценностей нравственности .

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя., трактовать изречения мыслителей.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.



Этика человеческих отношений (4ч.)

10

В развитии добрых чувств - творение души

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные :перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности, трактовать изречения мыслителей.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Находить нужную информацию в тексте, обобщать и делать выводы.



11

Природа- волшебные двери к добру и доверию

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и

моральных норм.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Находить нужную информацию в тексте, обобщать и делать выводы.



12

Чувство Родины

Осознавать нравственные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонациональ-

ного народа России;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

- формирование основ гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

Находить нужную информацию в тексте, обобщать и делать выводы.



13

Жизнь протекает среди людей

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения ; излагать своё мнение, используя аргументы.



Этика отношений в коллективе (4 ч)

14

Чтобы быть коллективом

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и

моральных норм.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

Воспитание доброжелательности и отзывчивости

Прогнозировать круг возможных действий. Выделять поступки , за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.



15

Коллектив начинается с меня

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и

моральных норм.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника ;учиться согласованно работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Прогнозировать круг возможных действий. Выделять поступки , за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.



16

Мой класс - мои друзья

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Воспитание доброжелательности и отзывчивости

Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни



17

Ежели душевны вы и к этике не глухи

Сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни



Простые нравственные истины(4 ч)

18

Жизнь священна

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

-Формирование духовных и эстетических потребностей;

-Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.



19

Человек рожден для добра

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы: культурных традиций многонационального народа России;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

-Воспитание доброжелательности и отзывчивости;

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



20

Милосердие - закон жизни

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы: культурных традиций многонационального народа России;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

-Формирование духовных и эстетических потребностей;

-Воспитание доброжелательности и отзывчивости;

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



21

Жить во благо себе и другим

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы: культурных традиций многонационального народа России;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:: учиться согласованно работать в группе.

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



Душа обязана трудиться (3ч)

22

Следовать нравственной установке

Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни

Регулятивные: осуществ

лять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Познавательные: -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: уметь пользоваться языковыми средствами

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи



23

Достойно жить среди людей

Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи



24


Уметь понять и простить

Простая этика поступков

Анализировать примеры проявления высокой нравственности в повседневной жизни

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:: уметь пользоваться языковыми средствами

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил



Посеешь поступок - пожнёшь характер(4ч)

Регулятивные:

Познавательные

Коммуникативные:

25

Общение и источники преодоления обид

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные: уметь пользоваться языковыми средствами

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



26

Ростки нравственного опыта поведения

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:: уметь пользоваться языковыми средствами

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей



27

Доброте сопутствует терпение

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь пользоваться языковыми средствами

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.



28

Действия с приставкой «со»

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Анализировать жизненные ситуации,

выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;


Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь пользоваться языковыми средствами.

Учиться согласованно работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.



Судьба и Родина едины (6ч)

29

С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот.

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы: культурных традиций многонационального народа России;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные:

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.



30

Человек - чело век. Слово, обращенное к себе.

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.



31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую Делать предварительный отбор источников информации..

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую Делать предварительный отбор источников информации.

.Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую Делать предварительный отбор источников информации.

.Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.



34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Проектная работа «Мой край». Летние задания.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Регулятивные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую Делать предварительный отбор источников информации..

Коммуникативные: донести свою позицию до собеседника; учиться согласованно работать в группе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы:, графики, схемы).



25


© 2010-2022