Чародейка-зима урок литературного чтения 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Бирюкова Л.А. ,3 класс, СОШ №2, г.Инсар

Тема урока: Чародейка зима

Цели урока: познакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме;

расширить читательский кругозор;

получить эмоциональное наслаждение от чтения художественных

произведений;

открыть тайну поэзии Н.А.Некрасова;

способствовать развить внимательного отношения к языку художест-

венных произведений и сознательного использования выразительных

средств языка в собственных высказываниях;

воспитать чуткое отношение к красоте родной природы.

Оборудование: учебник «Родная речь» (авторы М.В.Голованова и другие), кассета

с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года», сочинения де-

тей, выполненные на народных снежинках, выставка рисунков и

книг, зимние пейзажи, фотографии, портрет Н.А.Некрасова, словарик

настроений (у каждого учащегося), памятки «Работа над стихотворе-

нием», репродукция картины А.А.Пластова «Первый снег».

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Доброе утро! Урок чтения. Я хочу, чтобы на этом уроке у вас все получалось, чтобы урок был интересным и увлекательным.

- В снежных вихрях, словно на светлых пушистых крыльях белой стаи голубей, мчится к нам …

На доске: Чародейка зима (тема урока).

Сегодня на уроке.

  1. Продолжим знакомство со стихами русских поэтов о зиме.

  2. Попытаемся увидеть красоту родной природы в иллюстрациях и фотографиях художников.

  3. Откроем тайну поэзии Н.А.Некрасова.

  4. Поучимся выразительно читать стихи.

Желаю успеха!

2. Работа с текстом до чтения

У. - Подберите к слову «Чародейка» синоним.

Д. - «Волшебница»!

У. - Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими оттенками!

Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произве-дения мастеров слова. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зим-нюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее.

(Звучит грамзапись, учитель читает стихи).

Зима. (К.Ибраев)

Величава зима -

Назвать ее хочется

Не по имени просто,

А по имени-отчеству.

Ой, зима, ты - Морозовна,

Ой, зима, ты - Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер с веток березовых

Сыплет хлопья на головы …

Ой, зима, ты - Морозовна!

Ой, зима, ты - Метельевна!

У. - Какой перед вами предстает зима?

Д. - Величавая, мудрая, седовласая.

- Статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

У. - Нужные слова приветствия этой снежной королеве нашел Иван Саввич Никитин, замечательный русский поэт (стр. 156 … «Здравствуй, гостья-зима!»…) (Читают, следя по тексту).

У. - С каким чувством встречает русский народ зиму?

Д. - С чувством радости, нетерпения, ожидания чуда.

У. - А каково ваше приветствие зиме?

Д. - Рады матушке-зиме, покрывшей своими снегами осеннюю грязь, ждут ее забав: веселого катания на санках, лыжных прогулок по лесу, нарядную елку, долгожданный новогодний праздник.


  1. Проверка домашнего задания.

У. - Много ли вы знаете стихов о зиме? Есть ли такие, которые оставили яркие впечатления? Вспомните ваши любимые стихи.

(5 - 6 человек читают по желанию).

- Засыпав тропки и тропинки,

Стирая свежие следы,

На землю тихие снежинки

Ложатся блестками слюды.

Они хрупки и музыкальны,

Когда на них ни наступи,

Скрипят то нежно, то печально,

Как коростель в ночной степи.

У. - С каким чувством поэты пишут о зиме?

Д. - Они любуются, удивляются, радуются, восхищаются поразившими их картинами природы. Все поэты очарованы красотой природы.

У. - Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту жизни. А теперь посмотрите, как фотографы - художники запечатлели на своих полотнах зиму.

(Зимние пейзажи из календарей. Звучит музыка).

У. - Ребята! Есть ли картина, которая поразила вас так, что вам захотелось озвучить ее какими-нибудь строчками?

(Возможны варианты:

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей,

Словно рад он ему -

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

(И.Никитин).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

(С.Есенин).

Гнутся под снегом

Березки в дугу,

Сосны стоят
По колено в снегу.

(В.Трутнева).

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит!

(Ф.Тютчев).

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит …

( А.Пушкин).

У. - Какая же зима у Пушкина, Есенина, Тютчева и других поэтов и фотографов-художников?

Д. - Чародейка;

- Кудесница;

- Волшебница;

- Невидимка;

- Белоснежная лебедка;

- Русская красавица зима.

У. - Вы правы. Мы увидели зиму легкой, изящной, совершающей чудеса.

«Щеголиха в белой разлетайке,

Русская красавица зима».

- Ребята, вспомним экскурсию. Какое событие было в неживой природе?

(Выпал снег …).

- Верно. Может, кто-то помнит число, когда выпал первый снег?

Вы писали сочинение о первом снеге по картине А.А.Пластова «Первый снег».

- Мелькает, кружится и вьется, как лебяжий пух, снежок. Будто там, на заоблачных лугах, отцвели и осыпаются белые одуванчики. А какие слова рождаются у вас, когда вы слышите слова «первый снег»? Поделитесь своими впечатлениями, которые вы записали в форме сочинения.

(Дети читают отрывки из своих сочинений. Вот некоторые из них:

«Снежинка очень похожа на звездочку, которая светит в ночном небе …

Какие кружевные узоры сплела для нас зима!».

«Вы когда-нибудь смотрели на снежинки? Ведь это просто чудо! Они легкие, воздушные, ветерку послушные. Когда узорчатые, ажурные снежинки летят, то кажется, что они кружатся в вальсе».

«Я любуюсь порхающими снежинками. Они, словно белые бабочки, кру-жатся в воздухе и медленно падают, устилая белым ковром- бархатом все кругом».

«Первый снег! Белый снег,

Словно яблоневый цвет.

На лету застывший снег,

Первый снег, легкий снег».

У. - А теперь, ребята, посмотрите еще раз на репродукцию картины А.Пластова «Первый снег».

- Подберите стихотворение, созвучное настроению картины.

(Дети читают. «Летает, вьется первый снег.

Звездами падая на брег».

(А.С.Пушкин. «Опрятней модного паркета»).

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится …»

(И.З.Суриков. «Зима»)).

У. - Посмотрите, как слово помогло ярче создать художественный образ природы. Ведь поэт, как и художник, рисует картины, и помогают ему в этом волшебные слова-краски (сравнения, называемые эпитетами).

IV. Произведение Н.А.Некрасова «Мороз- воевода».

По календарю первый месяц зимы - декабрь. В древние времена на Руси декабрь называли «студень», так как приходила стужа, становилось студено.

В декабре зима поворачивала на мороз. Всем известна загадка: «Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?».

- Как в загадке назван мороз? (Мастер).

- А вот поэт Некрасов называет мороз воеводой.

2. Словарная работа.

Воевода - предводитель войска в старые времена на Руси.

Дозор - обход для осмотра.

Палица (показ картинки) - древнейшее оружие в виде тяжелой дубины.

Физкультминутка.

  1. Чтение учащимися произведения наизусть.

У. - Вернемся к работе (пауза). Вы что-нибудь хотите спросить или поделиться своими впечатлениями?

Д. - Мне очень понравилось стихотворение. Я почувствовала у Некрасова очень сильную и властную зиму.

4. Вторичное чтение учащимися вслух стихотворения.

Раздать карточки-памятки.

У. - Каким вы представили себе Мороза?

Д. (Строгим, грозным, властным, богатым, удалым, хвастливым).

У. - Как же живется Морозу-воеводе в зимнем царстве?

Д. (Чудесно. Он творит всякие чудеса, волшебства и поет про себя удалую, хвастливую песню).

У. - Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

Д. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет; пойду, поступаю, не считаю, убираю).

У. - Это, ребята, олицетворение, то есть уподобление неживого предмета живому существу.

- Некрасов изобразил зиму суровой и сильной, живой и полновластной хозяй-кой. На какие строки опирается ваша мысль?

(Чтение строк из стихотворения) (Варианты ответов детей):

Д. - У зимы есть хозяин - Мороз-воевода. Он все может: сковать реки, спрятать все под глубокий снег.

- Он очень богат. Его сундуки полны алмазов, серебра.

- Он волшебник, маг. Может построить дворцы, а не просто дом: «Мосты ледяные, каких не построит народ».

- Мороз-воевода обладает необыкновенной силой. Он понимает, что может сделать больше, чем народ.

У. - И вместе с тем он очень щедрый. Какой удивительной красотой наделяет он природу!

5. Повторное чтение. Самостоятельное чтение.

- Еще раз прочитайте стихотворение. Найдите слова, за которыми рассказчик прячет свое удовольствие (эпитеты, т.е. сравнения-определения).

(Ответы детей).

У. - Как поэт относится к Морозу-воеводе?

Д. (Он любуется им, восхищается).

У. - Что понравилось вам в этом стихотворении?

- Почему поэт называет Мороза воеводой? Как вам кажется, удачно это сравнение? Как надо читать это стихотворение.

- На какие 2 части можно разделить это стихотворение? (1-ю часть - «Шествие Мороза»; 2-ю часть - «Песня Мороза».

V. Итог урока.

- Почему же зиму назвали чародейкой?

- В чем же ее волшебство?

- Можно ли жить без волшебства?

- Что же объединяет стихи поэтов о зиме?

Д. Любовь к природе, умение видеть ее красоту и передать ее с помощью волшебных слов-красок.

VI.Рефлексия

- Достигли мы цели урока?

- Что было трудным? Интересным?

- Над чем нам надо работать?

Оценки: всем прочитавшим стихи - 5.

VII. Домашнее задание.

Произведение Н.А.Некрасова выучить наизусть, а ребятам … - подготовиться к чтению с отрывом взгляда по карточкам-памяткам. Читать надо так, чтобы выразить свое отношение к воеводе.

Урок окончен! Спасибо за труд!

© 2010-2022