Программа для кружка по чтению (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа литературного кружка «Почитай-ка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

2 класс «Б»

2014 - 2015 уч. год

Срок реализации 1 год.

Разработал учитель Бокова Т.В.

Пояснительная записка. Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться! Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 2 классов «Почитай-ка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.


Цель данной программы: Цель программы - углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства. Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на воспитанников 8-9 летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Почитай-ка» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий:

  • занятие-диспут;
  • занятие-спектакль;
  • занятие-праздник;
  • занятие-интервью;
  • интегрированное занятие;
  • конференция;
  • устный журнал;
  • конкурсы;
  • литературные встречи;
  • литературная гостиная;
  • литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат: Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Ведущие принципы программы литературного кружка

«Почитай-ка». Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического; литературоведческого; коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.




Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.


Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (личностные и общепредметные компетенции). Ученик должен «уметь»: искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию; думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

  • психолого-диагностические методики.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: (метапредметные УУД):

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в литературных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.






Тематическое планирование занятий

по программе литературного кружка «Почитай-ка»



Наименование тем

Всего часов

В том числе

Виды деятельности

Дата

ИКТ лекция П/ р

план

факт


1,2,3,4. Введение. Стихи о школе и детях

1 1 По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.

2.09,3.09,9.09,10.09

ИКТ 5,6.Путешествие в страну Литературию.
1
Принести любимую книгу, рассказать о содержании и об авторе (если есть).

16.09,17.09

7,8. Истории рождения сказок. Виды сказок.
1
Организовать выставку книг. Определение особенностей жанра сказок

23.09,24.09


11-14. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Мои любимые сказки (инсценировка).
1 1 Пересказ по иллюстрациям. Разыгрывание сказки по ролям.

30.09

1.10,7.10,8.10

ИКТ 15-18Подготовка к празднику «День семьи»

2 Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.

14.10,15,10,21.10,22.10


19-21«Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце».
1 1 Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)

28.10,29.10,5.11

22-25. Творческие поиски. «Меняем сказку».

1 1

Изменение начала,

концовки, сюжета сказки. Создаём свои сказки.

11.11,12.11,18.11,19.11


26-29. Подготовка к конкурсу чтецов среди 1, 2 классов «Белый снег кружиться над землей».
1 1 Поиск стихотворения о зиме. Разучивание стихотворений, оформление. Конкурс на лучшего чтеца в классе.

25.11,26.11,2.12,3.12


30-33. «На ярмарке»
1 1 Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, небылицу, чистоговорку. Конкурс на лучшего чтеца.

9.12,10.12,16.12,17.12

ИКТ 34-37. Подготовка к Новогоднему представлению.
1 1 Подбор произведений, новогоднего материала для проведения театрализованные представления с приглашением родителей.

23.12,24.12,30.12,14.01

ИКТ 38,39.Литературное лото «Герои книг - мои герои».

1 Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.

20.01,21.01

40-43. Откуда пришла книга.

1 1 Сбор информации, учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

27.01,28.01,3.02,4.02

44-46. Правила поведения в библиотеке

1 1 Составить свои правила поведения в библиотеке, посещение библиотеки.

11.03,17.03,18.03


47,48. Подготовка к празднику «Самая прекрасная на свете». (Посвященный мамам.)
1 1 Разучивание стихотворений наизусть, отработка инсценировок.

3.03,4.03


49-51. Мы идем в театр.
1 1 Изготовить программу по произведению «Помогла» Г. Ладонщикова.

10.02,11.02,10.03


52,53.Книжкина неделя: «Книга -твой друг, береги ее».
1 1 Подбор репертуара и репетиция к празднику книжкина неделя (Совместно с группой продленного дня).

31.03,1.04

ИКТ 54-63. «Никто не забыт, ничто не забыто».
1 1 Совместное чтение книг о ВОВ. Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств.

7.04,8.04,14.04,15.04,21.04,22.04,28.04,29.04,5.05,6.05

ИКТ 64-67.Обобщающие занятия
1 1 Подготовка к КВН, КВН « В стране Читалии».

12.05,13.05,19.05,20.05

ИКТ 68-69.Итоговое диагностирование . Уголок летнего чтения.
1
Тестирование по выявлению читательского кругозора. Оформление уголка летнего чтения.

26.05,27.05







Методическое обеспечение программы Результат реализации программы «Учимся любить книгу» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.































Используемая литература:


1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6 2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. 3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. 7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. 8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах. М. Просвещение, 1985. 9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. 10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html


© 2010-2022