Рабочая программа кружка по духовно - нравственному воспитанию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа кружка

по духовно-нравственному воспитанию «РОДники»

2012-2013 учебный год во 2 классах

1 час в неделю, 34 часа в год



Автор - Лучинина Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория

Киров, 2011

Пояснительная записка Данная программа является авторской. В июне 2011 года она заняла 1 место на региональном этапе Всероссийского конкурса « За нравственный подвиг учителя» в номинации « Лучшая программа духовно-нравственного воспитания школьников». Актуальность выбора данного курса определена следующими факторами. ХХ век оставил нам много сложных проблем и, прежде всего, проблему воспитания духовно богатой личности. Вопрос воспитания поколения, которое будет жить в третьем тысячелетии, является вопросом о будущем нашего народа и государства. Особую тревогу в наши дни вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости и алчности в средствах массовой информации, тяжелые социальные условия и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. Повышенная нервозность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость - типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей. Трагедия современной жизни в том, что из под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. В сознании людей искажены многие моральные ценности. Что же делать нам - педагогам и учителям в данной ситуации? Чтобы изменить положение дел к лучшему, нужно оздоровить душу, изменить сознание детей и создать условия для развития их духовно-нравственной культуры. Для этого в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребят. Ведь именно в школьном возрасте дети наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Бесспорно, что наиболее системно и последовательно духовность может формироваться именно в семье. Духовно-нравственное развитие личности происходит и в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации …Оно определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии». Базовые национальные ценности - это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Это: -патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; -социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; -гражданственность- служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести вероисповедания; -семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; -труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; -наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; -традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; -искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; -природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; -человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Достижение стабильности и устойчивого развития страны на современном этапе возможно только при возрождении культурной традиции, базовых национальных ценностей, на которых строилось Российское государство и создавалась великая русская культура. Данную педагогическую проблему школа может решить в союзе с Русской Православной Церковью, которая на протяжении многих веков вела активную работу в области просвещения и образования, являясь тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы общества. Вот почему в педагогической среде все чаще появляется интерес к православной культуре, наметились новые тенденции в отношении к религии. Итак, важнейшей педагогической проблемой сегодня является проблема воспитания духовно-нравственной личности. Данная программа во многом :«обеспечит полноценную и последовательную идентификацию обучающегося семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом». (Из Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Программа кружка

по духовно-нравственному воспитанию «РОДники». Справка из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова: родник - водный источник, текущий из глубины земли, ключ. источник - то, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. исток - 1) место, где начинается водный источник; 2) начало, первоисточник чего-нибудь истолковать - разъяснить, дав толкование. история - прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. ключ - 1) металлический стержень для отпирания и запирания замка; 2) перен. - то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Род, роддом, родимый, Родина, родители, народ, родить, родич, породниться, родничок, родной, родня, родовой, родовитый, родословное древо… Всем понятно, что это не только однокоренные слова, но и близкие по смыслу и значению понятия. С чего начинается Родина? Кто наши родители (прародители)? Откуда мы родом? Где сейчас наша родня? Если у нас родовые (семейные) традиции? Как выглядит моё родословное древо? В чём истоки нашей силы? Где источник нашей славы? Как найти «ключ» к пониманию истории нашей семьи и страны? Всё это родники, с которых начинается понимание истории семьи, страны, формирование духовно-нравственной личности. Именно с поиска ответов на эти и ещё множество других вопросов и начинается духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Понимать и уважать историю своей страны, быть достойным, моральным человеком может лишь тот, кто знает и глубоко чувствует историю своей семьи, рода. Именно в этом кроются истоки нашей духовности, истоки нашего возрождения. Духовно-нравственное воспитание детей нужно начинать с рождения. Поэтому работу нужно вести в первую очередь с семьёй: через взаимодействие с семьёй и через воспитание родителей - воспитание и взаимодействие с детьми. И чем больше будут совпадать цели, средства, потребности и интересы детей, родителей, педагогов, тем значительнее будут результаты всех наших усилий по воспитанию детей. С целью данной программы связано воспитание личности гражданина РФ. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под этим понимается: « процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, а также расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Рабочая программа кружка по духовно - нравственному воспитанию














Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • личностно-ориентированный подход;
  • воспитание на национальных и православных традициях и ценностях;
  • принцип сохранения исторической памяти;
  • системно-деятельностный подход;
  • информационная защищенность.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей и православных традиций. Для решения цели и задач учащиеся вместе с педагогом и родителями приобщаются к содержанию:
  • истории своей семьи, рода;
  • жизненного опыта своих родителей, предков;
  • традиционных российских религий (в основном - православно-христианское учение о человеке, цели его жизни и смысле отношений с Богом, миром, другими людьми);
  • произведений литературы, искусства;
  • фольклора народов Вятского края.

Прогнозируемые результаты реализации программы: В ходе освоения программы по духовно-нравственному воспитанию учащихся школьники должны овладеть следующими компетенциями:

Духовно-нравственная

Социально-личностная

Культурная - иметь представления о духовности и нравственности; - с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку своим поступкам и делам. - стремиться к духовно-нравственному совершенствованию; -делать правильный нравственный выбор, -развивать самосознание и самодисциплину.
- уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. В ходе реализации программы усиливается взаимодействие педагога с родителями в процессе духовно- нравственного воспитания учащихся. Итак, важно помнить, что главный результат воспитания - это воспитанная личность, а главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование личности, способность к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Механизм реализации программы.


Данная программа рассчитана на учащихся 2 классов общеобразовательной школы, которые занимаются по ней 1 год. Планируется 34 занятия ( по 1 занятию в неделю). В первом полугодии ведется преподавание исторического краеведения (17 часов), во втором полугодии - основ православной культуры (17 часов). Содержание данного курса имеет интегративный компонент. Например, изучая историю Вятского края раскрываются темы, связанные с историей Православной Церкви. А при изучении основ православной культуры раскрывается смысл основных духовных ценностей, которыми руководствовались наши предки. Общими для этих курсов являются также цель и задачи.


1 полугодие: преподавание исторического краеведения «Вятская мозаика». «Краеведение - это основа нравственного воспитания».

Д. С. Лихачев.

Цель и задачи курса. Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через преподавание исторического краеведения. Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своей малой родины, к семье, к семейным ценностям, приобретение духовного опыта, основанного на самобытной культуре. 2. Знакомить с историей, традициями, материальной и духовной культурой Вятского края. 3. Развивать речь, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Краткая характеристика курса. На занятиях данного курса учитель рассказывает о ярких событиях из истории Вятского края, организует работу с историческими источниками, развивает у учащихся умения: анализировать опыт предшествующих поколений, сравнивать, обосновывать свою точку зрения, рассуждать. Т.о. ребята обретают собственный опыт, основанный на национальных традициях и самобытной культуре. Через краеведение осуществляется связь обучения с жизнью г. Кирова. Ребята посещают музеи и памятные места города Кирова и области, участвуют в мастер-классах, выполняют творческие работы, занимаются исследовательской деятельностью.
Курс включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. История рядом с нами. Тема 1. Мой род - моя крепость. Тема 2. Наша улица - школа - наш микрорайон - город. Тема 3. Семейный уклад на Вятке. Тема 4. Игры и праздники на Вятке. По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

  • духовно-нравственные ценности людей прошлого;
  • происхождение имен, фамилий своего рода;
  • семейные традиции, реликвии, легенды;
  • историю своей улицы и своего микрорайона;
  • историю и традиции родной школы;
  • кратко историю основания и развития Вятки (Кирова);
  • гербы Вятки, Вятской губернии, Кировской области, Кирова;
  • основные улицы, площади, известные дома, достопримечательности;
  • особенности устройства, уклад патриархальной крестьянской семьи;
  • основные части крестьянской избы, предметы русского быта;
  • основные семейные роли;
  • отличие дня рождения от именин;
  • вятские сказки, загадки, игры, забавы, народные праздники;
  • особенности вятской речи, значение вятских слов.
Должны уметь:
  • анализировать жизненные явления позиции нравственности;
  • составлять «Родословное древо», герб семьи;
  • узнавать на наглядных пособиях улицы и достопримечательности города;
  • изготавливать игровую куклу;
  • раскрывать смысл вятских слов.



Тематическое планирование исторического краеведения «Вятская мозаика».

№ урока

Содержание

Количество часов

1

Введение. Знакомство с детьми. Цель, задачи, содержание деятельности кружка. Что изучает историческое краеведение. Исторические источники.

Раздел 1. История рядом с нами.

Тема 1. Мой род - моя крепость.

1


6

2

Мир имён и фамилий, отчество ребёнка.

1

3-4

Моя родословная. Составление родословной семьи.

2

5

Семейная реликвия.

1

6

Вятская геральдика. Составление гербов семьи. Семейный архив.

1

7

Мой дом - моя крепость.

1

Тема 2. Наша улица - школа - наш микрорайон - город.

3

8

История улиц Павла Корчагина и им.60-летия Комсомола. История и традиции родной школы.

1


9

История микрорайона ДСК.

1

10

История основания и развития г. Вятки (Кирова).

1

Тема 3. Семейный уклад на Вятке.

3

11

Жилище крестьян.

Уклад крестьянской семьи.

1


12

Жизнь и труд крестьянских детей.

Семейные роли.

1


13

Экскурсия в областной краеведческий музей - экспозиция «Крестьянская изба»

1

Тема 4. Игры и праздники на Вятке.

4

14

Сказки, присказки, загадки. Вятская речь.

1

15

Игры, забавы, ристания. Духовный смысл игрушки.

1


16-17

Экскурсия в ЦДЮТ «Куклы из бабушкиного сундучка», обзорное занятие. Мастер-класс «Создай куклу своими руками».

2



2 полугодие: преподавание курса «Основы православной культуры».

«Православная культура - это бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой ИСТОК, без которого у России нет и не может быть будущего».

В.Н.Расторгуев, профессор МГУ. Сегодня в России обнаруживается востребованность изучения курса «Основы православной культуры» в системе светского образования. В рамках новых Федеральных государственных стандартов реализуется программа духовно-нравственного воспитания учащихся, которая предусматривает изучение основ православной культуры. Данный курс обладает высоким воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника. Значимость его преподавания подтвердил и протоирей храма Вознесения Христова г. Великие Луки Сергий Матвеев: «Наша задача не сделать ребенка верующим, а научить понимать, что такое Любовь. Та любовь, на которой держится мир: материнская, сыновняя, любовь отца и матери (а не дяди и тети на экране). Ребенок должен ощутить себя плодом этой любви, знать её силу, научиться любить ближнего. А самое важное - увидеть ту битву добра и зла, которая проходит в каждом сердце, и если не победить, то хотя бы успеть принять в ней участие. Только после этого можно говорить с ребенком о любви к природе, уборке территории и т.д. Мы должны готовить детей к очень серьезным вещам: как не гордиться, но сохранять собственное достоинство, смиряться, но не унижаться. Мы должны давать ту нравственную силу, которая будет помогать детям преодолевать невзгоды, с которыми им придется столкнуться в своей жизни…»

Цель и задачи курса. Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся через преподавание курса «Основы православной культуры». Задачи:

  1. Усвоение учащимися знаний, необходимых для формирования целостной картины мира на основе православных ценностей.
  2. Коррекция нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы учащихся.
  3. Приобретение учащимися духовного опыта, основанного на традициях Православия.
  4. Формирование у школьников стремления к нравственной жизни.

Краткая характеристика курса. Курс «Основы православной культуры» составлен в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура», разработанного Министерством образования Российской Федерации. Доминирующая форма обучения: повествовательно- диалоговая. Ведущим методом обучения является беседа. На занятиях используются и другие методы обучения: иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; анализ художественного текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; работа с текстами, картами, словарями. На занятиях используются информационные технологии и наглядные пособия: репродукции картин, икон, фресок, фотоальбомов. Целесообразно прослушивание классической музыки и духовных песнопений, тематические экскурсии в православные храмы, музеи. Курс включает в себя следующие разделы:

Тема 1. Христианская картина мира.

Тема 2. Священная история Ветхого Завета. Избранные истории.

Тема 3. Священная история Нового Завета. Избранные истории.

Тема 4. Нравственная культура православия. По окончании изучения курса школьники должны знать:

  • основные события истории Ветхого и Нового Завета;
  • основы православного вероучения;
  • основы христианской этики;
  • историю, значение и традиции главных православных праздников.

Кроме приобретения перечисленных знаний, учащиеся в процессе освоения курса должны овладеть следующими умениями и навыками:
  • анализировать жизненные явления с позиции нравственности, уметь делать нравственный выбор;
  • обосновать свою точку зрения, опираясь на нравственные ценности.

Тематическое планирование курса «Основы православной культуры».



занятия

Раздел, темы

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5-6.

7.

8.

9.

10.

Введение. Учеба наш главный труд. Наша Родина - Россия. Православие - традиционная религия русского народа. На пути к Богу. Христиане - кто они?

Тема 1. Христианская картина мира.

О Боге. Свойства Божии. Об Ангелах.

О человеке, его душе.

Тема 2. Священная история Ветхого Завета . Избранные истории.

Библия - священная книга христиан. Сотворение мира Богом. Грехопадение первых людей и его последствия.

Пророк Моисей. Дарование закона Божьего на горе Синай. Десять заповедей Закона Божия.

Тема 3. Священная история Нового Завета. Избранные истории.

Рождение, детство Иисуса Христа. Сретение Господне.

Крещение Иисуса Христа.

Учение Иисуса Христа. Чудеса Господа.

Страдания, смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа. Вознесение Господа Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов.

Праздник для детей и родителей «Праздник праздников- Пасха».

1

2

1

1

3

1

2

1

4

1

1

1

1

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.


Тема 4. Нравственная культура православия.

Любовь как христианская добродетель. Совесть-голос Божий в душе человека.

Добрые и злые дела человека. Милосердие. Простить- исправить зло.

Отношение к родителям. Послушание.

О трудолюбии.

Отношение к чужому (не укради). Ложь. Обман.

Зависть. Трусость. Жадность.

Экскурсия в Муниципальное казённое учреждение «Центр по работе с детьми, молодёжью и семьёй «Калейдоскоп» - Приход церкви святителя Николая Чудотворца

7

1

1

1

1

1

1

1


Ресурсное обеспечение программы:

  1. Бахметева А.И. История Церкви для детей. - Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.
  3. Детям о православной вере: важные сведения. Для чтения в школе и семье. Часть II М.,2001.
  4. Духанин В. Сокровенный мир православия. Издательский совет Русской Православной Церкви, М.,2006. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Москва, 2007.
  5. Закон Божий /Составитель Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева лавра, 1993.

  6. Кошмина А. Основы православной культуры. - М., 2002.

  7. Кураев А.В. Учебник «Основы православной культуры»

  8. Непознанный мир веры. - Сретенский монастырь, 2001.
  9. Основы православной культуры. Программа по учебному предмету. Центр педагогических исследований. - М., 2003.
  10. Основы православной культуры. Учебная программа для начальной, основной и старшей школы. /Составитель О.Л. Янушкявичене - М., 2000.
12.Основы православной культуры и этики. 1 год обучения. Методическое пособие для учителя начальной школы. Смоленск, 2004. 13. Основы православной культуры и этики. 1 год обучения. Иллюстративный материал для занятий. Смоленск, 2005. 14. Основы православной культуры и этики. 1 год обучения. Рабочая тетрадь-раскраска для учащихся. Смоленск, 2004. 15.Священник Алексий Мороз, педагог Т. А. Берсенева. Уроки добротолюбия. С.-П..2004.

16. История и культура Вятского края. Под ред. Трушковой И. Ю.-М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2005.

17.Историко-географический атлас Кировской области. М., Издательство ДИК,1998.

18. Балыбердин А. Г. Повесть о стране Вятской.-Киров,2006.

19. Энциклопедия земли Вятской. Сост. В. Ф. Пономарев, А. Бердинских, А. Г. Тинский.- Киров, 1995.

20.Тинский А. Г. Вятская мозаика.- Киров, 1994 и др.



© 2010-2022