- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Легко ли сохранить здоровье в школе?
Статья Легко ли сохранить здоровье в школе?
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Почекаева И.А. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Легко ли сохранить здоровье в школе?
Организация здоровьесберегающей среды
в учебно-воспитательном процессе.
(из опыта работы учителя начальных классов Почекаевой И.А.)
Здоровье - драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становиться нестерпимой и унизительной.
М. Монтень В нашем современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребёнка по достижению 7-ми лет. Большую часть дня дети проводят в стенах образовательного учреждения. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач школы. Давно известно, что состояние здоровья детей значительно зависит от условий, в которых находятся дети. Она из основных целей общеобразовательной школы является сохранения здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психическое развитие обучающихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Под понятием «здоровьесберегающая среда» я подразумеваю следующее:
- соблюдение санитарно гигиенических требований в организации учебного процесса;
- содействие медицинской и психологической служб школы.
- около 60 % младших школьников предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляются частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз.
- 20% школьников обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь тогда когда становиться очень плохо, или плохое самочувствие. Это может быть не только свидетельством недостаточной медицинской активности ребёнка, но и индикатором имеющегося во внутрисемейных отношениях неблагополучия.
- 20% школьников не говорят о своих проблемах, так как растут в неблагополучной семье.
- организация режима труда и отдыха с учётом результатов мониторинга здоровья детей и соответствующего требованиям САНПиНа, позволяющего сохранить высокую работоспособность обучающихся, замедлить утомление и исключить переутомление.
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся.
- воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание важности и ценности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
- обучение детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции), развитие нравственно эстетических и волевых качеств личности. Профилактика простудных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата; выработка активной позиции непринятия «взрослых» вредных привычек.
- Учитываю результаты диагностики в урочной и неурочной деятельности.
- Обязательное включение двигательной активности.
- Организация внеклассной воспитательной работы направленной на формирование потребности в здоровом образе жизни и вовлечение в здоровый образ жизни.
- Формирование валеологической грамотности родителей. На своих занятиях стараюсь учесть данные диагностики и детей с высокой повышенной тревожностью опрашиваю не первыми, хвалю за ответ, даже если он не очень точный. На каждом уроке я провожу физкультминутки. Длительность физкультминуток от 1 до 5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Комплексы подбираются в зависимости от темы урока и его содержания.
- растирание ушных раковин и пальцев рук - активизирует все системы организма
- стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал (хлопки ладонями, кулачками)
- перекрёстные движения - активизируют оба полушария головного мозга
- качание головой - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение
- ленивые восьмёрки - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание симметричные рисунки, улучшают зрительно-моторную координацию
- лобно-затылочная коррекция, улучшает мозговое кровообращение
- медвежьи покачивания, расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз
- поза дерева, снимает статическое напряжение
- поза скручивания, улучшает кровообращение в позвоночнике
- пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз, снимает напряжение с глаз.
- «Медуза» - сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Слушая спокойную музыку для релакса.
- «Игра с песком» - сидя за столом «набираем» в руки невидимый песок и задерживаем дыхание. Разжимая руки, выдыхаем воздух.
- Создать благоприятный эмоциональный и психологический микроклимат в группе, обеспечить устойчивое усвоение знаний обучающихся;
- Обеспечить положительную динамику в сохранении и развитии здоровья детей;
- Сформировать устойчивую мотивацию и ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Автор статьи:
Учитель начальных классов
Почекаева Ирина Александровна
МБОУ «СОШ№1» г.Курска